Вопросы по литературе 11 класс учебник Чертов, Трубина часть 1 Страница 61-90









Страница 61

Вопросы и задания

1.Как вы думаете, с какой целью Д. С. Мережковский обращается к известной строке из стихотворения Ф. И. Тютчева? Почему именно этого поэта чаще всего вспоминали символисты, когда представляли своё видение поэзии? При выполнении этого задания используйте дополнительные источники, а также материалы, помещённые в других разделах учебника.

 

2.  Точка зрения. Определите основной тезис, выдвинутый автором в этом  фрагменте статьи. Насколько убедительными показались вам аргументы автора и его выводы? Разделяете ли вы его точку зрения?

 

3.  Сочинение. Какое высказывание Д. С. Мережковского показалось вам  наиболее афористичным, ярким (или особенно спорным)? Напишите небольшое эссе, взяв это высказывание в качестве формулировки темы или эпиграфа. Согласитесь с автором статьи или поспорьте с ним. Приведите свои аргументы, примеры из литературных произведений.

4.  Творческое прочтение. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений  Д. С. Мережковского.

 

Страница 83

Вопросы и задания

1.  Точка зрения.

 Как вы оцените свои первые впечатления о главных героях рассказа Ф. К. Сологуба «Свет и тени»? Как воспринимают реальный мир Володя и Евгения Степановна?

 

2.  Выпишите детали портрета Володи и Евгении Степановны и фрагменты описаний их поступков. Почему автор намеренно использует эти детали? Что сближает главных героев рассказа?

 

3.  Опыт исследования. В рассказе неоднократно упоминается о «прекрасных белых руках» Евгении Степановны. Можно ли говорить о противопоставлении в рассказе прекрасного, светлого и — ужасного (безумного), тёмного? Как вы объясните смысл названия рассказа «Свет и тени»?

 

4.  Какой символический смысл приобретает образ стены в финале рассказа? Можете ли вы привести примеры использования этого образа в других произведениях литературы?

 

5.  Как вы прокомментируете эпизод в церкви (глава XXV)? Какова роль этого эпизода в рассказе «Свет и тени»?

 

6.  Внеклассное чтение. Прочитайте один из рассказов Ф. К. Сологуба («Маленький человек», «Голодный блеск», «Лоэнгрин»). Обсудите этот рассказ с товарищами в социальных сетях.

 

Страница 85

Вопросы и задания

1.Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения, его роде занятий, характере, отношении к миру и поэзии? Какие дополнительные детали к характеристике героя может добавить тот факт, что стихотворение написано 22-летним поэтом?

 

2.  Для дискуссии. Представьте себя в роли юного поэта, который выслушивает «три завета» другого поэта. Можете ли вы принять эти заветы?

 

Обсудите предложенное Брюсовым понимание поэзии с одноклассниками. Согласитесь или не согласитесь с выдвинутыми поэтом тезисами.

Приведите свои аргументы.

3.  Какие изменения произошли в повторяющейся строке стихотворения

«Юноша бледный со взором...»? Как вы объясните эти изменения?

4.  Опыт исследования. Сопоставьте взгляды на поэта и его особое положение в обществе, которые нашли отражение в лирических произведениях А. С. Пушкина и В. Я. Брюсова. В чём брюсовский поэт вполне следует пушкинским заветам? Что нового вы можете отметить в брюсовском образе идеального поэта? Для выполнения этого задания обратитесь к стихотворениям А. С. Пушкина «Пророк», «Поэт», «Поэт

и толпа », «Поэту», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Страница 86

Вопросы и задания

1.Какие темы и образы этого стихотворения поэта-символиста напомнили вам о романтической поэзии? Как соотносятся в нём образ неба и образ 

возлюбленной?

2.  Опыт исследования. Почему поэт избирает в качестве эпиграфа фрагмент стихотворения Ф. И. Тютчева, чьё творчество особенно часто привлекало внимание символистов? Какие строки из других (уже известных вам) тютчевских стихотворений, в которых можно найти истоки образов и настроений стихотворения В. Я. Брюсова «Я люблю...», вы могли бы привести?

3.  В чём своеобразие ритмической организации стихотворения «Я люблю...»? Определите стихотворный размер. Какую роль в стихотворении играет внутристрочная пауза?

4.  Творческое прочтение. Подготовьте выразительное чтение наизусть одно го из стихотворений В. Я. Брюсова, посвящённого теме любви («Женщине», «Я люблю...»).

Страница 89-90

Вопросы и задания

1.Как бы вы охарактеризовали лирического героя этого стихотворения?

Нарисуйте его портрет. Какие противоречия вы можете отметить в его облике и характере, отношении к миру? При ответе на последний вопрос используйте фрагменты стихотворения в качестве аргументов.

2.  Опыт исследования. Выпишите и проанализируйте повторяющиеся слова в стихотворении «Я мечтою ловил уходящие тени...», обратите внимание на их последовательность и сделайте выводы о художественной функции приёма повтора в этом стихотворении.

3.  Публичное выступление. В первом выпуске сборника «Русские символисты» (1894) В. Я. Брюсов охарактеризовал символизм как литературное направление, близкое импрессионизму: «Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нём известное настроение». Покажите связь поэзии К. Д. Бальмонта с искусством импрессионизма на примере стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», подберите иллюстрации к своему выступлению,

подготовьте презентацию, сами сформулируйте её тему.

4.  Что необычного можно отметить в тематике стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...»? Попытайтесь сформулировать его центральную тему. Аргументируйте свою точку зрения и объясните причины тех трудностей, которые возникли при выполнении этого задания.

5.  Творческое прочтение. В своей программной работе «Поэзия как волшебство» (1915) К. Д. Бальмонт писал: «Поэзия есть внутренняя Музыка, внешне выраженная размеренною речью». Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Я мечтою ловил уходящие теми...», выберите музыкальное сопровождение к нему, свой выбор попытайтесь обосновать.

Смотрите также: