Вопросы по литературе 11 класс учебник Чертов, Трубина часть 1 Страница 128-159









Страница 128-129

Вопросы и задания

1.Стихотворение «Скифы» написано почти одновременно с поэмой «Двенадцать». В нём А. А. Блок поднимается на новый виток осмысления хода исторического процесса. Докажите это.

2.  Какое значение приобретают в контексте стихотворения понятия «скифы», «азиаты», «панмонголизм» и такие образы, как «белые братья»,

«монгольская дикая орда»? Какую смысловую нагрузку они несут?

3.  Какие два мира противопоставляет здесь поэт? Какую идею вкладывает

в это противопоставление? Как бы вы сформулировали основной конфликт «лирического сюжета» стихотворения «Скифы»?

4.  Выпишите основные антитезы стихотворения «Скифы». Меняется ли их

смысловая и стилистическая окрашенность от начала к финалу стихотворения?

5.  Каковы особенности ритмики стихотворения «Скифы»? Какими художественными средствами Блок создаёт ощущение неудержимого, мощного

движения и могучей, неистребимой силы?

6.  Охарактеризуйте лексику стихотворения «Скифы». С какой целью поэт

объединяет в художественное целое различные группы лексики, противоположные стилистические пласты?

7.  Опыт исследования. Сопоставьте «Скифов» А. А. Блока со стихотворением В. С. Соловьёва «Панмонголизм», написанным в 1894 году. Какие

идеи и традиции русского философа и поэта подхватывает Блок, какие

новаторские идеи и формы воплощает?

8.  В чём своеобразие жанра «Скифов»? Какова роль приёмов ораторской

речи в стихотворении (обращений, повторов, риторических вопросов,

восклицаний)?

9.  Точка зрения. Как вы думаете, с какой целью в «Скифах» упоминается

о Сфинксе? Какие загадки стихотворения «Скифы» показались вам неразрешимыми?

Страница 142-143

Вопросы и задания

1.Какие конкретные приметы и черты революционного времени представлены в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Каково соотношение конкретно-исторического и скрытого, условно-символического в этом произведении?

2.  Как решается в поэме «Двенадцать» проблема автора? Узнаёте ли вы

в авторе Блока, уже знакомого вам по его стихотворениям? Что можно

сказать об авторе этой поэмы и его отношении к изображаемым событиям и героям? Как соотносятся и взаимодействуют в поэме авторский

и иные голоса?

3.  Какими предстают в поэме образы «старого мира»? Сопоставьте нарисованные в первых главах поэмы образы «старого мира» с образами

«страшного мира» в ранней лирике Блока.

4.  Основными мотивами, многое определившими в образной системе поэмы

«Двенадцать», называют мотивы стихии и движения. Как показано в поэме движение двенадцати из «старого мира»? Как меняется образ двенадцати к финалу?

5.  Как изображена в поэме «Двенадцать» природная стихия? Сопоставьте

картины вьюги в первых и последних главах? Почему в финале, как

будто в ответ на выстрелы двенадцати, вьюга «пылит им в очи дни

и ночи напролёт», «долгим смехом заливается в снегах»?

6.  Точка зрения. Как решается в поэме «Двенадцать» тема исторического пути России? В чём смысл финала поэмы?

7.  Опыт исследования. Свою поэму Блок рассматривал как стихотворный

цикл. В чём своеобразие жанра «Двенадцати»? Черты каких жанров

нашли отражение в поэме? В чём принципиальное отличие этой поэмы

Блока от его более ранних лирических циклов?

8.  Творческое прочтение. Выучите наизусть наиболее понравившийся вам

фрагмент поэмы «Двенадцать».

9.  Для дискуссии. Попытайтесь обобщить существующие трактовки образа Христа в финале поэмы «Двенадцать». Подготовьте вопросы, которые могли бы стать началом дискуссии с одноклассниками на эту тему.

10.  Связь с другими видами искусства. Познакомьтесь с иллюстрациями

художника Ю. П. Анненкова к поэме «Двенадцать». Такими ли вы представляли себе события и героев поэмы? Удалось ли художнику передать особую атмосферу поэмы Блока, в которой сочетаются конкретноисторический и условно-символический планы?

Индивидуальные задания

1.  Опыт исследования.

 Кому из современников А. А. Блок посвящал лирические стихотворения? Познакомьтесь с историей взаимоотношений

поэта с этими людьми. Что стало поводом для создания этих стихотворений? Приведите конкретные примеры.

2.  Как складывались отношения Блока с символизмом и символистами?

Как трактуется Блоком понятие «символизм» в докладе «О современном состоянии русского символизма» (1910)? Какое отражение эта

трактовка нашла в произведениях поэта?

3.  Опыт исследования. В своей речи «О назначении поэта» (1921), посвящённой А. С. Пушкину, Блок так формулирует основные задачи поэта: «...во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии,

в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию,

дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир».

Какое отражение нашёл этот взгляд Блока на искусство как преображение жизни в его произведениях? Какой представляется Блоку

судьба поэта, призванного нести в мир гармонию?

4.  Каким предстаёт город в стихотворениях Блока «Город спит, окутан

мглою...», «По городу бегал чёрный человек...», «Фабрика», «Город

в красные пределы...», «В высь изверженные дымы...»?

5.  Публичное выступление. Какая картина мира предстаёт в поздней поэзии А. А. Блока? Покажите на примере двух-трёх стихотворений поэта,

как в этой картине сочетаются тёмное, безобразное, страшное, ужасное

и светлое, прекрасное, величественное? Оформите свой ответ, подготовьте выступление с сообщением, сами сформулируйте его тему.

6.  Сочинение. Напишите сочинение на одну из предложенных ниже тем:

 •Высокий идеал и жестокая реальность в поэзии А. А. Блока.

 •Образ исторического пути России в поэзии А. А. Блока.

 •«Страшный» и «прекрасный» мир в поэзии А. А. Блока.

 •«Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день» (А. А. Блок)

Смотрите также: