menu
person


ГДЗ по литературе 11 класс Зинин, Чалмаев Страница 43-81



Вопросы расмотренные в данном параграфе:

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
Важнейшие эпизоды детства и юности. Приобщение к стихии русского языка
«Антоновские яблоки» (1900) — лирическая новелла воспоминаний
Страница 43
Самостоятельный анализ текста.
Прочитайте бунинские стихотворение «Вечер» и рассказ «Книга». Сопоставьте эти произведения, опираясь на следующие вопросы и задания.
1. В чём тематически перекликаются оба произведения? Попытайтесь мысленно «включить» один текст в другой. В какую из композиционных частей рассказа могут быть вписаны строки из «Вечера»?
2. Как в рассказе и стихотворении соотнесены «книжное» и «естественное» ви́дение окружающего мира? Какие выводы делает художник из данного соотношения?
3. Какова идейно-смысловая функция картин «живой жизни» в «Книге» и «Вечере»? Как соотносятся в них прозаические и поэтические детали?
4. Как в обоих произведениях представлена традиционная для поэта антитеза — земля и небо?
5. В чём важность мотива птичьего пения для понимания авторской философской концепции в рассказе и стихотворении? Как реагирует на это пение лирический герой каждого из произведений?
6. Сопоставьте две формулы счастья, прозвучавшие в бунинских произведениях: «Он счастлив. Чем? Только тем, что живёт на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире»; «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне». Противоречат ли они друг другу?
7. Дополните своими наблюдениями тезис о лиризме бунинской прозы и выделите важнейшие слагаемые творческой манеры писателя.
Страница 62
Вопросы и задания 
1*. Прочитайте стихотворения Бунина «Вечер», «Сумерки», «Христос воскрес! Опять с зарёю…», «Слово». Выделите стилистические особенности бунинской лирики (соотношение живого языка и книжной речи, переносное значение слов, иносказания, метафоры). Приведите примеры из текстов.
2*. Что сближает лирику и прозу Бунина с поэтикой символизма, провозгласившего тезис о том, что «звуки правдивее слов»?
3. Что происходит с традиционным реалистическим сюжетом в «Антоновских яблоках»? Задумайтесь над определением сюжета (от франц. sujet) как «цепи событий, т. е. жизни персонажей в её пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах» (В. Хализев) и попробуйте определить причины явного несоответствия сюжета рассказа этому определению. Какова здесь цепь или совокупность событий? В чём сюжетная занимательность?
4. Докажите, что Бунин вполне овладел умением по-толстовски «замечать и лелеять детали». Приведите конкретные примеры из бунинских произведений. Каковы особенности стилистики Бунина?
5*. Воспел или «отпел» Иван Бунин в «Антоновских яблоках», в «Деревне», в «Суходоле», в «Косцах», в других новеллах и повестях Русь, усадебную и крестьянскую? Что свидетельствует о двойственности позиции автора? Что внесли в рассказ «Антоновские яблоки» мотивы воспоминания («вспоминается мне», «помню»)?
6. Как в бунинских рассказах о любви воплотился совет Л. Толстого: «Не ждите от жизни ничего лучше того, что у Вас есть теперь...»? Как соотносятся в этих рассказах категории жизни и смерти, красоты и обыденности?
7. Как построен короткий рассказ «Лёгкое дыхание»? Почему Бунину важно было и начать, и завершить рассказ в одном и том же месте — у надгробного памятника героине? Почему «теснота», сдавленность пространства повествования оказалась столь необходимой для воплощения главной темы рассказа?
8. Каким образом сюжет «Лёгкого дыхания» с его зигзагообразным, возвратным движением событий, с их «растеканием» вперёд и назад помогает выявить сущность лёгкого дыхания, вечное очарование героини?
9. Прочитайте внимательно описание маршрута увеселительного путешествия, который выбрал герой рассказа «Господин из Сан-Франциско», написанного в 1915 году, т. е. в год «беспримерной катастрофы» — войны, самой страшной фальши, лжи, согласно убеждениям Бунина. Какие другие подробности в рассказе — если оставить в стороне название парохода «Атлантида» — говорят о его глубинной взаимосвязи с историей XX века?
10. Что, по Бунину, является противовесом «закатной» цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Какова роль эпизода с абруццкими горцами, возносящими хвалы «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире»? Как можно истолковать выражение «гордыня Нового человека со старым сердцем»? В чём смысл эпиграфа, первоначально предварявшего рассказ: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий»? Как вы думаете, почему в итоге писатель снял этот эпиграф?
11. В чём отличие «Чистого понедельника» И.А. Бунина от «Дворянского гнезда» И.С. Тургенева? В чём причины внутреннего разлада героини с миром? Чем для неё становится уход в монастырь?






Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 11 класс учебник Зинин, Чалмаев Часть 1 Страница 43-81