menu
person


ГДЗ по литературе 11 класс Зинин, Чалмаев Страница 147-224



Вопросы расмотренные в данном параграфе:

У ЛИТЕРАТУРНОЙ КАРТЫ РОССИИ
Алексей Павлович Чапыгин
Вячеслав Яковлевич Шишков
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский
Страница 147
Вопросы и задания 
1. Только ли «местный» или этнографический интерес заключён в повествованиях таких писателей, как В. Шишков, А. Чапыгин, С. Сергеев-Ценский? Свой ответ аргументируйте.
2. Как обогащают собирательный образ России, Русской земли сибирские образы В. Шишкова, картины Беломорья А. Чапыгина, донские степи С. Сергеева-Ценского?
3. Знаете ли вы памятные места в своём городе, связанные с именами писателей-земляков? Расскажите об их вкладе в русскую литературу.
4. В чём сходство «Угрюм-реки» В. Шишкова с произведениями М. Горького?
5. Как перекликаются и взаимно дополняют друг друга «Печаль полей» С. Сергеева-Ценского и «Деревня», «Антоновские яблоки» И. Бунина?
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Предшественники символизма
Как рождается многозначность символа?
Теоретические и поэтические самоопределения символизма
Основные черты символизма как философско-художественного течения, его открытия и кризис 1910-х годов
Художественные открытия старших символистов. Творчество В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта
Страница 190
1. Что вы знаете о жанре сонета, его стилистических и ритмических особенностях? Докажите, что указанное стихотворение — классический сонет, причём в «русском» его варианте.
2. Обратитесь к эпиграфу, открывающему сборник «Сонеты
солнца, мёда и луны»:
Слово песни — капля мёда,
Что пролился через край
Переполненного сердца.
Испанская песня
Определите основную тему сборника и входящего в него стихотворения, выбранного нами для анализа. Чему посвящён сонет?
3. Какова роль символической триады (солнце, мёд, луна) в раскрытии содержания стихотворения?
4. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. Кто он — путешественник, охотник, певец-язычник? Что воспевает герой?
5. Выделите языковые и ритмико-интонационные элементы, 
определяющие напевность, музыкальность стиха Бальмонта (повторяющиеся рифмы, аллитерации и т. д.).
6. Приведите примеры яркой образности, метафорической новизны Бальмонта-художника (например, уподобление солнечного луча «ходу струны» и т. п.).
7. Что представляет собой девиз, завершающий стихотворение? Как соотносится авторская «тройная» формула жизни с указанной выше триадой из первой строки сонета?
8. Сонет издавна рассматривался как интеллектуальный жанр лирики. Докажите это на примере данного стихотворения.
В чём смысл конфликта старших и младших символистов?
Страница 194
Вопросы и задания 
1. Почему в понятии «Серебряный век» так много ностальгии по ушедшей, утонувшей в войнах, революциях артистичной эпохе? Как вы понимаете строки А. Ахматовой из «Поэмы без героя»:
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл?
2. Каковы истоки русского символизма?
3*. Можно ли считать (и с какими поправками) Серебряный век самым новаторским и самым традиционным? Что выбирали символисты из «фонда преемственности», из наследия XIX века как нечто своё? Почему А. Григорьев или А. Фет оказывались важнее, дороже Н. Некрасова и В. Белинского?
4. Почему литературный скандал приобретал характер универсального средства для обновления поэтического олимпа?
5. Можно ли понимать многие заявления первых символистов буквально? Что означали такие «вызывающие» заявления: «Стремлюсь к тому, чего не знаю» (З. Гиппиус), «Моё единое отечество —/ Моя пустынная душа» (К. Бальмонт)?
6. Каким образом сосуществуют два мира — земной и небесный, грубо-вещественный и незримо-идеальный — в поэзии символизма? Что такое символ? Как соотносятся символ и образ в литературе? Писатель М.М. Пришвин утверждал: «Символ — это указательный палец образа в сторону смысла. Искусство художника состоит в том, чтобы образ сам своей рукой указывал, а не художник подставлял бы свой палец». В чём он прав? Как образ может вырасти до обобщения-символа?
7. Как соотносятся символ, метафора, аллегория? Что вносит метафора в процесс познания мира в его единстве?
8*. Почему М.И. Цветаева, сравнивая себя с суровым, строгим, словно закованным в латы мастерства Брюсовым, писала: «В Вас больше берегов, во мне — течения»? Какое влияние оказала поэзия Брюсова на творчество его современников?
9. Как влияет звукообраз Брюсова «гунны — чугунный» на развитие поэтической мысли о кочевниках красоты, о гуннах, идущих в одряхлевший мир изнеженной культуры?
10. Почему столь естественно было приятие Брюсовым Октябрьской революции?
11*. В чём заключается обновляющий смысл и опасность музыкальной стихии в поэзии («Слова — хамелеоны, / Они живут спеша. / У них свои законы, / Особая душа»)?
12*. Прочитайте стихотворение Бальмонта «Придорожные тра-вы» из книги «Будем как Солнце». В чём общность мотивов этого стихотворения и некрасовской «Тройки»?
13*. Прочитайте стихотворение Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…». С помощью каких художественно-изобразительных средств в нём раскрывается тема «восхождения», поэтического познания мира?
14*. Попробуйте самостоятельно рассмотреть мелодическое богатство, секреты звукописи в таких стихотворениях Бальмонта, как «Лунный луч» («Я лунный луч, я друг влюблённых…»), «Змеиный глаз», «Фантазия».
15*. Почему символизм в известном смысле «надорвался», пытаясь соединить различные миры, преодолеть собственное двоемирие? Почему возникли идеи реалистического символизма, воля к преодолению символизма у акмеистов, яростная неприязнь к нему у футуристов?
16. Андрей Белый, умерший от солнечного удара, как будто предвидел:
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
Почему среди поэтов Серебряного века так много разбитых жизней, разлучённых семей, одиноких душ? Не оправданно ли нередкое предвидение символистами своих же судеб?






Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 11 класс учебник Зинин, Чалмаев Часть 1 Страница 147-224