ГДЗ по обществознанию 11 класс учебник Боголюбов §12. Социальная структура общества









Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Как известно, общество делится на три класса: высший, средний, низший. Средний класс- обычные работяги. А вот высший- это класс "элиты". У них есть возможность не работать, т.к. их капитал работает, вложенный куда-либо. Добиться высшей ступени можно получив огромное наследство, неустанно работая, вложив деньги в акции и проч. Социальное положение зависит в основном от положения в классах. А положение в классах, в свою очередь, зависит от заработка.
 

Вопросы и задания к документу

1. О каких видах социального расслоения говорит автор?

2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?

3. Можно ли на основании источника утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?

Разделения на социальные группы в обществе вызвано такими признаками как: Положение в системе разделения труда; Родственные отношения; Решение производственных проблем; Место проживания; Этническая и национальная принадлежность; Половозрастные характеристики индивидов; Межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи; Морфофизиологические и физические особенности и т.д. 

2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?

Олигархи, чиновничество, средний класс и низшие слои общества ( рабочие и крестьяне, безработные, пенсионеры, бездомные, нищие) , возникли в связи с формированием капитализма, с появлением в России частной собственности и с расслоением общества.

3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?

4. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где есть социальная дифференциация?

Понятие социальной дифференциации, можно сказать, что под ним подразумевается не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного положения, объема и характера права, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Устранимо ли это неравенство? На этот вопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности устранения этого неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако оно неустранимо. Люди должны принимать такое положение как неизбежность. Согласно иной точке зрения, неравенство расценивается как положительное явление. Оно заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений. Социальная же однородность приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве развитых стран происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам.

5. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы её виды?

Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Социальная мобильность может быть высокой и низкой. Примером высокой социальной мобильности могут послужить Соединённые Штаты Америки, примером низкой — Индия. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта. Существуют такие виды социальной мобильности как : Горизонтальная мобильность; Вертикальная мобильность.
Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое) .
Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

6. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.

Примеров социальной мобильности в истории много. Отечественная история говорит нам о Меньшикове, который был не только сподвижником Петра Первого, но также начинал с продажи пирожков. Много позже крестьянин Михаил Сперанский стал правой рукой императора. Ломоносов из сибирской деревщины стал ученым. Кроме того, крестоносцами могли стать кто угодно, даже раб, а в народное собрание Афин иногда выбирали представителей демоса.

7. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?

Каналы социальной мобильности:
Статус семьи в обществе;
Вступление в брак;
Армия;
Ведение бизнеса, предпринимательство;
Владение собственностью, имуществом;
Продвижение по карьерной лестнице;
Политическая карьера, активное участие в политической жизни страны;
СМИ;
Искусство;
Церковь;
Образование, полученное в высших учебных учреждениях.
В настоящее время, особую важную роль в современном информационном обществе имеет образование. Например, чтобы быть востребованным специалистом в какой-либо сфере необходимы определённые знания и навыки.

8. В чём причины возникновения конфликтов?

Причина возникновения конфликта — неудовлетворенные потребности личности или группы, оскорбление личных или групповых интересов, ограничение деятельности, активности, развития субъекта. Основные причины конфликта:
Субъективные, или психологические особенности мышления и мировоззрения участников
Объективные: недостаток информации, ограниченный объем ресурсов, изъяны в законах
Организационно-управленческие: проблемы, связанные со структурой, составом, функциональностью группы
Социально-психологические: разное понимание социальных ролей, неадекватное представление о себе и оппоненте, о ситуации, неблагоприятный психологический климат, барьеры в общении

9. Что способствует разрешению конфликтов?

1. Национальный демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нём рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?

Планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры нужно начинать для того, чтобы выявить интересы и потребности тех социальных групп, которые представлены в том или ином районе. Например, в одном районе проживает больше пенсионеров, это значит, что мы должны учитывать их интересы в наибольшей (но не абсолютно подавляющей) массе. Так, мы будем выступать за повышение пенсий, за расширение льгот, за снижение коммунальных услуг, за реформы здравоохранения и так далее в зависимости от социальной группы, которая проживает на данной территории.  

Полученные данные о положении различных социальных группы в округе могут значительно улучшить избирательную кампанию, потому что мы будем иметь высокую возможность набрать большее количество голосов в этом округе. Поэтому для каждого округа у нас должны быть свои предложения. Мы не можем пропагандировать националистские лозунге нигде, и особенно в округах, где проживает наибольшее количество приезжих, эмигрантов. Вообще, чем более толерантной будет кампания, тем больше у нас будет шансов победить.

2. Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной системы общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации.

 

Стратификация это разделение общества по определенным критериям. Таким образом, в зависимости от критерия, можно по-разному разделить.

Семья - мама, папа, сын

Критерий - профессия

Папа рабочий
Мама научный сотрудник - интеллигент
Сын - учащийся


Критерий - политические взляды.
Папа - коммунист
Мама - коммунист
Сын - не определился

Критерий - возраст

Папа - 41 год 
Мама - 37 лет
Сын 12 лет


Критерий - Религиозные взгляды.

Папа атеист
Мама атеист
Сын - не определился

3. Бывший рабочий открыл своё дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

Данное явление иллюстрирует продвижение по "социальной лестнице" или переход из одного класса в обществе в другой. Основные социальные слои это: чиновничество, предприниматели (крупный бизнес, средний и мелкий), интеллигенция (люди умственного труда), средний класс и др. В современном мире данное явление достаточно распространенное, в отличие от предыдущих исторических этапов, где продвижение по социальной лестнице и изменения слоя было либо невозможно, либо крайне затруднительно.

4. Как вы относитесь к следующему высказыванию социолога: «В конечном счёте причиной конфликта является не объективная реальность, а происходящее в головах людей»? Обоснуйте свою позицию.

Я думаю, что это верно

Объективности можно сказать и нет вовсе, так как существуют люди. А у каждого человека свое мнение на что-либо. Из-за этого каждый истолковывает ситуацию по разному, а потом рождается конфликт

Смотрите также: