ГДЗ по обществознанию 11 класс учебник Боголюбов §16. Гендер – социальный пол









Зачем понадобилось понятие «гендер»? Готовы ли мужчины осваивать новые социальные роли?

Вопросы и задания к документу

1. Почему вопросы, связанные с особенностями пола человека, входят сегодня в число наиболее обсуждаемых?

Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

2. Чем автор объясняет тот факт, что мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей?

3. Какое явление скрывается за понятием «стеклянный потолок»?

1. Что такое гендерный стереотип? Приведите примеры таких стереотипов.

Гендерные стереотипы – это устойчивые представления о роли каждого пола в обществе. Стоит учитывать, что все люди разные, поэтому они не всегда верны. Также стереотипы меняются со временем. В современном мире гендерные стереотипы часто мешают самовыражению, ведь люди сталкиваются с осуждением общества. Гендерные роли были определены еще в древнем мире, и они остаются актуальными даже сейчас, когда нет в них потребности.

 

Многие знают, что такое гендерные стереотипы и могут, не задумываясь, привести примеры таких стереотипов. Таких стереотипов много, и они касаются внешнего вида, поведения, выбора жизненного пути, и другого. Рассмотрим самые распространенные стереотипы.

Выбор вещей для детей. Еще до рождения малыша родители покупают девочке розовые вещи, а мальчику голубые. Девочкам покупают куклы, а мальчикам машинки.
Внешний вид. Девушка должна следить за собой, приятно пахнуть, должна пользоваться косметикой. Если мужчина уделять много внимания своей внешности, то его посчитают представителем нетрадиционной ориентации.
Заработок. Женщина может зарабатывать мало или вовсе не работать. Мужчина же обязан много зарабатывать и обеспечивать семью.
Обязанности. Женщина обязана уметь готовить и убирать. Мужчина обязан уметь все чинить.
Распределение ролей. Женщина должна заниматься домом и воспитанием детей, мужчина должен работать.
Это небольшая часть гендерных стереотипов, которые часто мешают жить.

2. Как менялись гендерные стереотипы с развитием общества?

Для начала определим, что гендерный стереотип - распространенное мнение или предубеждение  о свойствах и характеристиках, которыми обладают или должны обладать женщины и мужчины, а также о ролях, которые они выполняют или должны выполнять, основанные на их принадлежности к социальной группе женщин или мужчин.

Стереотипное гендерное мышление испокон веков приписывало женщинам мягкость и нежность, и социальные роли матери, хранительницы очага и спутницы мужчины. Мужчина же, наоборот, должен был быть решительным и настойчивым лидером, начальником, воином.  

Такое распределение ролей было удобным и необходимым в эпоху, когда надо было в первую очередь, ежедневно удовлетворять базовые потребности в еде и физической безопасности и оставалось почти неизменным с момента зарождения института семьи и примерно до начала 20 века.

С течением и времени и особенно по мере развития технического прогресса люди начали двигаться в сторону перераспределения ролей, так как часть задач уже не зависела от биологического пола человека: многие процессы стали автоматизированными и программируемыми, а женщины отвоевали право быть образованными и смогли занимать административно-конторские, а затем и руководящие позиций.

В современном обществе женщина и мужчина намного более свободны в выборе своей «роли»: есть мужчины, занимающиеся домашним хозяйством, есть женщины - топ-менеджеры крупных корпораций. Человечеством проделан большой путь, однако стереотипное гендерное мышление все еще очень сильно во многих странах мира и нам есть, надо чем работать, чтобы достичь полной свободы выбора жизненного пути для каждого.

3. Каковы основные гендерные роли мужчин и женщин в современном обществе?

4. Что оказывает влияние на гендерную социализацию?

На гендерную социализацию прямое влияние оказывает воспитание. 

С детства мальчиков приучают к ответственности за свои дела и слова, учат, что в будущем будет отвечать за всю семью, что будет главным. Также играют с машинками, танками, солдатами.

Девочек учат быть красивыми, опрятными, добрыми и ласковыми. Играют в куклы, домики, учатся готовить, убирать.

1. Психологи провели такой эксперимент. Жителей одной местности попросили нарисовать её карту. Как правило, более важные для рисующего объекты получаются на карте крупнее, а менее значимые иногда просто отсутствуют. На картах мужчин чаще всего изображались дороги, спортивные объекты, кафе. На картах женщин — магазины, детские сады, больницы. Что эти данные могут сказать о приоритетах, особенностях занятий и образе жизни мужчин и женщин?

2. Отношения между мужчинами характеризуются большей конкурентностью, конфликтностью, чем отношения между женщинами. Мужская установка на соревнование, по мнению некоторых исследователей, является одним из источников войн, причиной появления горячих точек на планете. Можно ли согласиться с этой точкой зрения? Аргументируйте свой вывод.

Это абсолютно не обоснованная точка зрения. Положение о том, что отношения между мужчинами характеризуются большей конкурентностью, конфликтностью, чем отношения между женщинами является крайне спорным. Так же как и тезис о том. что мужская установка на соревнования является одним из источников войн.

Для ведения войны всегда нужны деньги. Большие деньги. Такие деньги есть в распоряжении очень немногих лиц. И от решения этих лиц больше всего зависит - быть войне или не быть. Мужская конкуренция. так же как и женская конкуренция тут совершенно не при чем. 

3. В странах Азии необразованные женщины составляют почти половину от общего числа женщин, а на долю необразованных мужчин приходится примерно треть мужского населения. При этом зарплаты женщин составляют около 60% от зарплат мужчин. Прокомментируйте эти факты.

Среднеазиатские общества являются традиционными, при этом основная власть приходится на долю мужского населения. Именно поэтому роль женщины всегда преуменьшалась. Многие родители считают, что девочкам не нужно получать образование, поскольку их основная задача - быть матерями и женами. Женщины же, получившие образование и устроившиеся на работу, не могут рассчитывать на хорошие должности и большие зарплаты. Работодатели проявляют гендерный подход к распределению должностей, поэтому лучшие места обычно достаются мужчинам.

4. Обратитесь к своему социальному опыту. Что сильнее всего повлияло на вашу гендерную социализацию: родительский пример, специальные воспитательные приёмы, прочитанные книги и просмотренные фильмы, общение с друзьями, наставления педагогов? Расположите указанные факторы в порядке значимости.

5. В избирательной кампании по выборам губернатора был выдвинут лозунг «Губернатор — мужская работа». Какое социальное явление иллюстрирует эта позиция? Разделяете ли вы эту позицию? Поясните свою точку зрения.

6. Взгляните с позиций своего пола на существующие в нашем обществе гендерные представления. Что вам представляется в них положительным, а что, на ваш взгляд, требует корректировки?

Смотрите также: