ГДЗ по обществознанию 11 класс учебник Боголюбов §17. Молодёжь в современном обществе









Кого считать молодым? Каковы интересы и устремления молодых? Молодёжная субкультура: быть похожим или отличаться?

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Круг интересов современной российской молодежи весьма широк и разносторонен. Молодые люди активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом, политикой.

Вопросы и задания к документу

1. Какие сферы жизни вызывают наибольшее беспокойство для каждой из представленных возрастных групп? Сравните полученные данные. Сделайте выводы.

2. На примере нескольких представленных сфер проследите, как меняется отношение к одним и тем же проблемам в зависимости от возраста. В чём вы видите причины этих изменений?

Здоровье: отношение к здоровью сильно зависит от возраста. В молодом возрасте люди мало внимания уделяют здоровью. И чем старше человек становится, тем все большую значимость для него имеет состояние его здоровья.  

Работа: это та категория, которая важна для человека всегда, но для некоторых людей работа уходит на второй план сразу после того, как появляется семья.  

Досуг: досуг присутствует в жизни человека несмотря на его возраст. Единственное, что меняется, это форма досуга. Если в молодости человек проводит свой досуг на вечеринках, то с возрастом досуг либо превращается в активный отдых, либо, наоборот, превращается в спокойный вечер с какао и книгой.

В чем вы видите причины таких изменений?
Причины таких изменений я вижу в изменяющихся ценностях и интересах. Когда человек молод, он имеет определенные интересы и ценности, которые могут подрывать его здоровье, но способствовать продвижению в карьере, он может пренебрегать досугом и любым отдыхом в угоду работы. А с возрастом интересы и ценности человека меняются, он все больше начинает заботится о своем здоровье, о своем самочувствии, понимает, что работа сегодня есть, а завтра ее нет, а здоровье и потраченное в пустую время останется.

3. Используя материал параграфа и документа, составьте социальный портрет российской молодёжи. Подумайте, какие черты вы бы отметили как главные. Почему?

Составляя социальный портрет российской молодежи стоит учитывать, что российская молодежь является разношерстной. По мнению ВОЗ, молодежью считаются люди до 35 лет.

Мы не можем говорить о том, что все они оптимисты и лояльны к власти. Последние митинги показывают, что подавляющее число участвующих в митингах – молодежь. Это значит, что большая часть молодежи негативно относится к власти, недовольна своим положением социальным, экономическим и испытывает неудобство из-за невозможности это исправить.

Современная молодежь России – миллениалы. Это значит, что они асоциальны, интернет зависимы и самостоятельны. Но это не обо всех, а о большинстве. Плюс, среди миллениалов не все стремятся к семейной жизни, карьера и личностный рост приобретают большую значимость. Личность имеет большое значение для современной российской молодежи, поскольку даже при ранних браках, в среде молодежи есть большой процент разводов даже при наличии детей; это значит, что людям важнее собственное благополучие, чем семейное.  

Подумайте, какие черты вы бы отметили как главные. Почему?

Я бы отметила самостоятельность, ценность личностного роста, а также неуверенность в завтрашнем дне, как главные черты.

1. В чём выражается противоречивость положения молодёжи?

Противоречивость положения молодёжи выражается в разном стремлении, возможно. Дело в том, что «все надежды на молодежь», или эта социальная группа воспринимается как наиболее перспективная возрастная группа, от которой зависит будущее всей страны.

Но все представители одной социальной группы не одинаковы. Кто-то имеет возможность получить высококачественное образование, кто-то вообще не имеет возможности получить хоть какое-то. Возможности самореализации не одинаковы. Каждый прилагает свое количество усилий.

Плюс, влияние оказывает семья, среда, время, в которое человек родился. Например, к молодым людям сегодня относятся и представители поколения миллениалов, и представители поколения Zумеров. Оба поколения сформировались по-разному и имеют разные особенности. Это делает всю картину противоречивой в большей степени.

2. Каковы основные социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы?

Основные социальные особенности молодежи:
Переходность положения (то есть, молодые люди находятся в процессе становления своего социального статуса)
Высокая мобильность (способность заниматься различными видами деятельности, в разных сферах общества)
Освоение новых социальных ролей (вытекает из переходности положения, изменения социального статуса)
Активный поиск своего места в обществе
Перспективы в карьере и профессиональном плане

3. Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?

Социальные роли молодого человека изменяются в соответствии с тем, как увеличиваются его социальные статусы. Например, если в подростковом возрасте человек был учеником, сыном или дочерью, внуком и все, то будучи студентом, он студент, квартиросъемщик, покупатель, работник, водитель, и так далее. Соответственно, социальных ролей также стало больше - студент должен сдать экзамены, водить машину в соответствии с правилами дорожного движения, работать качественно, делать рациональные покупки и вовремя платить за квартиру.

4. Что можно считать показателем социальной зрелости человека?

Вообще социальная зрелость представляет собой определенный этап развития личности, когда личности обрела определенный перечень качеств значимых для социума. Получается, что показателем социальной зрелости человека является именно эти обретенные качества. Помимо качеств, показателем социальной зрелости должен быть результат воспитания, состояние личности.

Если конкретно, то показателями социальной зрелости являются осознание долга перед обществом (или/и народом, родиной), понимание норм морали, наличие совести, умение брать ответственность, уметь воспринимать красоту в жизни и в искусстве, уметь понимать других людей, заботиться о других людях, активно участвовать в общественных делах, эффективно применять свои знания, конструктивно решать вопросы. То есть зрелый человек должен быть ответственным, терпимым, реализовывать саморазвитие, иметь критическое мышление, быть независимым, гибким и так далее.

5. Какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников?

Если подросток не только работает, но и учится в школе или колледже, «часовые» преимущества для тех же возрастных интервалов будут иными:

не более 2,5 часов в день — для работников в возрасте от 14 до 16 лет;
не более 4 часов в день — для трудящихся подростков 16–18 лет.
Второй вид льгот предусматривает облегченные нагрузки, если подростки вынуждены в течение рабочего времени поднимать и перемещать тяжести.

6. Что включает понятие «молодёжная субкультура»?

Молодежная субкультура – это культура лиц молодого возраста, объединенных общностью стиля жизни, норм, ценностей, моделей поведения в обществе и стереотипов. Молодежную субкультуру определяют как систему смыслов, стилей жизни, средств выражения, которая помогает молодым людям адаптироваться к взрослой жизни. При этом молодежная субкультура значительно способствует социализации индивидов, когда с этим не может справиться семья, школа, государство. У подростков совсем не такое восприятие окружающего мира, как у умудренных опытом взрослых людей. 

7. В чём особенности субкультуры российской молодёжи?

Что касается конкретно российских субкультур, то их основная особенность заключается в том, что они появились не самостоятельно, они не взяли за основу какую-то протест или жанр музыки. В России субкультуры взялись из западной культуры. То есть российские подростки просто просветились знанием о существовании каких-то субкультур на Западе, нашли в них себя и стали создавать нечто подобное в России.

1. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребёнка, способность отвечать перед законом. Подумайте, какие ещё критерии вы могли бы назвать в качестве главных. Аргументируйте свой ответ.

Молодому человеку достичь статус взрослого помогают следующие критерии: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, способность отвечать перед законом, участие в выборах – они главные, потому что человек получает эти критерии сразу после совершеннолетия, они зависят от его дееспособности, а рождение ребенка и вступление в брак – это уже осознанные поступки давно взрослого человека, который живет «по закону», живет отдельно от родителей и сам себя обеспечивает, конечно же.

2. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел»? Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

Подростковые проблемы: чувство, что тебя никто не понимает, что ты делаешь все правильно, а другие просто не способны тебя понять и так далее. Чуть повзрослев человек понимает, что на самом деле, поведение родителей было обусловлено не тем, что они «не понимают», а тем, что они хотят обезопасить тебя.

3. Согласны ли вы с мнением, что молодёжь лучше приспособилась к условиям современной российской действительности, чем представители старших поколений? Приведите примеры.

Думаю, что это не совсем так, и поэтому я с таким мнением не согласна. Дело в том, что российская действительность – сложная штука и не очень понятно что под ней понимается. Наличие рынка, индивидуализма – да, к этому молодежь приспособилась лучше, она не ждет помощи от государства, а действует сама. Но политическая действительность, ценности и принципы остались прежними и молодежь как раз приспосабливается к ним хуже.

4. Фонд общественного мнения провёл репрезентативные опросы россиян. Один из вопросов звучал так: «Что из перечисленного означает успех в жизни лично для вас?»

Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) для нескольких возрастных групп представлены в таблице.

На основе таблицы сформулируйте и обоснуйте несколько выводов:

а) об основных показателях успеха в жизни молодёжи; б) о сходстве и различиях в позициях групп опрошенных.

Выскажите предположение о том, чем объясняются сходство и различия.

Смотрите также: