search
menu
person


ГДЗ по обществознанию 11 класс Никитин, Грибанова, Мартьянов

ГДЗ Обществознание 11 класс


Обществознание в 11 классе по программе Никитина несет огромный смысл в жизнь одиннадцатиклассников, так как они в ближайшее время станут взрослыми и им необходимо знать права и обязанности. Курс обществознания содержит основные  вопросы экономики и права. Параграфов много, а вопросов еще больше, если у тебя возникнут сложности при поиске ответов на вопросы учебника, то ты можешь воспользоваться этим пособием ГДЗ по обществознанию 11 класс Никитин, в этой книге содержатся практически ответы на все вопросы.

Вопросы рассматриваемые в данном решебнике:

1. Объясните, когда и почему зародилась постоянно производящая экономика. Почему люди от простого собирательства натуральных природных продуктов и создания примитивных орудий труда перешли к искусственному производству благ?
2. Приведите конкретные примеры из жизни современного мира, доказывающие взаимосвязь экономики и политики.
3. В чём, на ваш взгляд, состоит отличие между понятиями «нужда» и «потребность»? Как вы понимаете термин «сверхпотребление»? Есть ли место сверхпотреблению в вашей жизни? Аргументируйте свой ответ.
4. Как вы понимаете слова американского педагога и литератора Лоренса Питера: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»? Приведите примеры конкретных стран, которые демонстрируют это искусство.
5. Что имеют в виду, говоря о макроэкономических и микроэкономических показателях? Найдите в новостных сообщениях примеры, относящиеся к макроэкономике и микроэкономике.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Какие бы вопросы вы задали, если бы хотели узнать, какая экономическая системы существует в стране в данный период времени?
2. Есть мнение, что плановая экономика в СССР была натуральным хозяйством в масштабе государства. Вы согласны с таким утверждением? Поясните свою точку зрения.
3. Есть ли достоинства у командной экономики? В чём её недостатки?
4. Почему наиболее развитые страны мира перешли к смешанному типу экономической системы? Аргументируйте свой ответ.
5. Приведите конкретные примеры вмешательства государства в экономику в условиях мирового экономического кризиса. Дайте оценку их эффективности.
1. Один из основоположников современной экономической теории Адам Смит писал о «невидимой руке рынка». Как вы думаете, что он имел в виду? Приведите конкретные примеры, подтверждающие свою точку зрения.
2. Как вы считаете, верно ли утверждение, что рынок самостоятельно и справедливо распределяет доходы людей, поэтому в этот процесс не стоит вмешиваться? Предложите тезисы «за» и «против» такого суждения.
3. Чем обусловлено в прошлом и в настоящее время существование теневого и чёрного рынков? Есть ли различия между ними? Какие?
4. Приведите примеры практического использования в российской практике законов спроса и предложения.
5. «До 50 % бюджета многих американских компаний составляют средства казны, поскольку они работают на стратегически важных направлениях. Если бы та рыночная модель, которую культивируют в России господа Гайдар, Чубайс и их последователи, не дай Бог, внедрилась 40–50 лет назад, – сегодня у нас не было бы ни космоса, ни электроники, которую всё-таки удалось создать, ни науки, которую мы пытаемся сохранить, а была бы в полном смысле животная жизнь», – считает лауреат Нобелевской премии, физик Ж. И. Алферов. Согласны ли вы с его точкой зрения? Аргументируйте свою позицию.
1. Социалисты – противники капиталистической формы организации хозяйства – считали, что частная собственность – это противоестественное состояние, а П. Прудон говорил, что «собственность – это кража». Попробуйте опровергнуть эту точку зрения.
2. Из истории России и других стран мира приведите примеры национализации и приватизации. Оцените их последствия. Сделайте выводы о том, что и при каких условиях целесообразно национализировать, а что приватизировать. Аргументируйте свою позицию.
3. Как вы думаете, почему в Конституции РФ в перечне форм собственности на первом месте стоит частная собственность? В чём заключается её роль как главного двигателя экономики?
4. Опишите основные этапы восстановления через суд права собственности.
5. Выскажите своё отношение к так называемому «пиратству», означающему в действительности кражу интеллектуальной собственности. Можно ли в современных условиях победить «пиратство»? Какие решения этой проблемы вы бы предложили.
1. Французский писатель Андре Моруа утверждал, что «бизнес – это комбинация войны и спорта». Раскройте на конкретных примерах ваше понимание этого суждения.
2. Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, современный российский предприниматель? Докажите свою точку зрения на примере конкретного человека, добившегося успехов в бизнесе.
3. Назовите любые три особенности хозяйственного товарищества на вере (коммандитного товарищества) как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них. В чём преимущества, а в чём недостатки такой формы предпринимательства?
4. «Затеявши какое-нибудь благотворительное общество для бедных и пожертвовавши значительные суммы, мы тотчас в ознаменование такого похвального поступка задаём обед… разумеется, на половину пожертвованных сумм; на остальные нанимается тут же для комитета великолепная квартира с отоплением и сторожами, а затем остаётся от суммы для бедных пять с полтиною». Насколько, на ваш взгляд, эти слова Николая Васильевича Гоголя применимы для оценки деятельности современных некоммерческих организаций? Приведите конкретные примеры, подтверждающие и опровергающие современность слов Гоголя.

1. Какими свойствами должны обладать деньги, чтобы их признали все страны мира? Приведите примеры товаров, которые в прошлом выполняли роль всеобщего эквивалента.
2. Прочитайте отрывок из статьи.
«Американцы богатые. С изобретением пластиковых кредитных карточек стали ещё богаче. Супермаркеты не успевают подвозить товары… Кредитки с плавным шипом скользят в прорезях кассовых аппаратов. „Шшь…“ – и доллары с центами в долю секунды слило в кассу магазина. И лишь где-то далеко-далеко, в банке, где вас знают только по номеру, на вашем счёте повис очередной должок. Сколько всего? Потом подсчитаем. Сейчас время покупать. Но счёт идёт. Только по кредитным карточкам, только за текущие товары и услуги американцы должны банкам и кредитным компаниям полтора триллиона долларов. Это примерно по 5 тысяч долларов на каждого американца».
Какие карточки – дебетовые или кредитные – используют американцы? Используя пример, попытайтесь объяснить, в чём выгода для бизнесменов предоставления населению в кредит товаров и услуг?
3. Назовите основные причины инфляции. Можно ли избежать инфляции в стране с рыночной экономикой? Аргументируйте свою точку зрения.
4. По самым скромным подсчётам, у россиян хранится несколько десятков миллиардов долларов. Как вы думаете, почему граждане не спешат сделать валютный вклад в какой-либо банк? Как можно изменить данную ситуацию к лучшему?
5. Если бы вы были банкиром, какой путь увеличения прибыли банка вы бы предпочли: предоставление кредитов небольшому количеству клиентов под большие проценты или большому числу клиентов под небольшие проценты? Поясните своё предпочтение.

1. Сравните два высказывания по поводу составления государственного бюджета: «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс) и «Составлять сбалансированный бюджет – всё равно что защищать свою добродетель: нужно научиться говорить „нет“» (Р. Рейган). Что имеют в виду их авторы. Приведите конкретные примеры, проанализировав дискуссии, которые ведутся в Государственной Думе при принятии бюджета.
2. Проанализируйте основные показатели государственного бюджета Российской Федерации на текущий год. Сделайте вывод о том, является ли он дефицитным или профицитным. Каковы основные источники доходов бюджета и на что идут основные расходы? Считаете ли вы его сблансированным и отвечающим потребностям развития страны? Приведите аргументы в защиту своей позиции.
3. Какая валюта является международной конвертируемой? Как вы думаете, при каких условиях российский рубль сможет стать одной из основных мировых валют?
4. Проанализируйте приведённые ниже примеры. Как можно охарактеризовать инвестиции в первом и во втором случае? Какие из них выгодны нашей стране, а какие – нет? Почему? Аргументируйте вашу точку зрения.
Французская компания «Норманди-плюс» купила станкостроительный завод в городе Средневолжске. Она вложила в его модернизацию несколько миллионов долларов. Значительная часть прибыли идёт на постоянное обновление оборудования, наращивание выпуска продукции, строительство филиалов в других городах.
Турецкая фирма «Магда» купила в городе Кольцове пустовавшее здание консервного заводика, наняла работниц и установила линию по фасовке сухофруктов из Турции с нормативным сроком эксплуатации два года. Вся прибыль вывозится из страны.
5. Известному американскому политику Сайрусу Вэнсу принадлежат следующие слова: «Любой военный проект требует вдвое больше времени, чем предполагалось, стоит вдвое дороже и даёт лишь половинный эффект». Насколько это справедливо по отношению к поддерживаемым государством проектам в нашей стране? Приведите конкретные примеры, подтверждающие или опровергающие высказывание С. Вэнса.

1. Как вы думаете, что имел в виду французский философ XVIII в. Шарль Монескье, говоря: «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда»? Поясните свою точку зрения на примере современной России.
2. Как, на ваш взгляд, с помощью налогов можно смягчить социальное расслоение российского общества? Сформулируйте свои конкретные предложения.
3. Раскройте на современных примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.
4. Замечено, что преобладание того или иного типа налогов зависит от уровня экономического развития страны. В развивающихся государствах большинство поступлений в казну приходится на косвенные налоги. Прямые же налоги преобладают в экономически развитых странах с зажиточным населением.
Объясните, как и почему действует такая зависимость.
5. Каковы причины уклонения граждан от уплаты налогов? Что должно сделать государство, чтобы снизить уровень налоговых преступлений?

1. На основе анализа статистических данных и аналитических статей сделайте вывод о том, каково состояние современного рынка труда в Российской Федерации.
2. Почему в стране с рыночной системой хозяйствования должна быть естественная безработица? Обоснуйте свой ответ.
3. Какую роль должны играть в обществе профсоюзы? Сравните деятельность профсоюзов в одной из стран Европейского союза и России. Что у них общее, а в чём российские профсоюзы отличаются от европейских?
4. Попытайтесь определить реальный прожиточный минимум для вашей семьи. Разложите «по полочкам»: сколько в месяц уходит денег на хлеб, масло, сахарный песок, продукты для первого и второго блюда, на мыло, стиральный порошок, зубную пасту, туалетную бумагу, оплату коммунальных услуг (за квартиру, телефон, радио, электроэнергию). Обратите внимание, сколько ещё по минимуму нужно денег на фрукты, приём гостей, посещение театра или кино, покупку лекарств, мелкую починку домашней техники. Сравните полученные результаты с официально зафиксированным в вашем регионе прожиточным минимумом.
5. От чего, на ваш взгляд, должен зависеть уровень заработной платы в различных отраслях и профессиях? Почему, например, заработная плата врача в нашей стране в сотни, а то и тысячи раз меньше, чем, например, у футболиста или звезды шоу-бизнеса? Справедливо ли это? Обоснуйте свой вывод конкретными примерами.

1. В чём причина международного разделения труда? Приведите примеры специализации разных государств на мировом рынке.
2. Весной 2004 г. компания Siemens заявила о намерении сократить 10 тыс. рабочих мест и вынести значительную часть производства в Венгрию (за предыдущие три года компания сократила 35 тыс. рабочих мест). Сейчас безработица в Германии превышает 10 %.
Каковы причины такой политики компании? Назовите общемировой процесс, проявлением которого служат приведённый и аналогичные факты.
3. Какое место занимает Россия в системе международных экономических отношений? На чём основаны ваши выводы?
4. В своей книге «Почему Россия не Америка» Андрей Паршев утверждает «Запад – „мировой буржуй“, „третий мир“ – „мировой пролетариат“, а мы хотели в буржуи, но нас и в пролетариат не взяли…»
Согласны ли вы с этой оценкой места России в глобальной экономике? Прокомментируйте своё мнение.
5. Россию принято рассматривать (в рамках глобализации) в первую очередь как ёмкий рынок сбыта, но не как рынок инвестиций. Выгодно ли это нашей стране? Поясните своё мнение.
1. Русский историк П. И. Новгородцев говорил, что «право есть результат борьбы различных общественных сил – сложный продукт их взаимодействия. Отражая на себе следы этой борьбы и этого взаимодействия, оно никогда не может быть ни строго логическим, ни вполне совершенным». Право, стремясь примирить различные социальные элементы, достигает примирения «насколько возможно, но никогда вполне». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Возможно ли построить идеальную систему права?
2. Немецкий философ Христиан Томазий полагал, что принципиальное различие между правом и моралью состоит в том, что единственным источником морали является внутреннее убеждение человека, независимое от приказов государства. Только в правовой сфере действует приказ государства. Какие различия в праве и морали видите вы?
3. Правосознание существует на обыденном, профессиональном и теоретическом уровнях. Приведите примеры житейских ситуаций, которые бы иллюстрировали уровни правосознания.
4. По мнению римского мыслителя Цельса, право есть наука о добром и справедливом. Согласны ли вы с этим суждением? Соотнесите свои представления о праве и справедливости.
5. Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм – отрицательная оценка права, неуважение, пренебрежительное отношение к нему. Так, Лев Толстой говорил о том, что следует жить не по закону, а по совести. Справедливо ли такое разделение этих понятий?

1. По признаку зависимости от воли людей юридические факты разделяются на события и действия. События – это явления, не зависящие от воли человека. Действия – это, напротив, любые юридические факты, которые являются результатом волеизъявления, поступков человека. Приведите несколько примеров событий и действий.
2. Приведите аргументы, доказывающие необходимость ограничения дееспособности несовершеннолетних граждан с целью защиты их прав. Подтвердите примером любой из них.
3. Объясните, в чём существенная разница между правоспособностью и дееспособностью? Что является производным, а что первичным? В чём разница между правоспособностью и дееспособностью применительно к юридическим лицам?
4. Приведите примеры односторонних, двухсторонних и многосторонних правоотношений.
5. Зачастую понятия «физическое лицо» и «гражданин» используются в качестве синонимов. Однако всё-таки между ними существует определённая разница. Объясните, в чём она заключается.

1. Русский социолог Н. Я. Данилевский в 1890 г. в статье «По поводу конституционных вожделений нашей либеральной прессы» решительно осудил всякого рода конституционные грёзы на западный лад, поскольку такая форма правления в русском обществе была, по его мнению, малоприемлема исторически… «Конституционный монарх, вождь, президент, лавирующие между католическо-протестантскими биллями и реагирующие на любые отзвуки европейского общественного мнения, пригодны лишь для межумочных пустот». Согласны ли вы с этой позицией?

2. Существуют ли в современной России проблемы, связанные с реальным конституционализмом? Если да, то чем они обусловлены? Какие факторы оказывают влияние на становление конституционализма?

3. Американскому государственному деятелю Генри Киссинджеру принадлежит циничная фраза: «Незаконное мы совершаем немедленно, неконституционное требует несколько больше времени». Как вы её интерпретируете?

4. Конституция СССР 1936 г. считалась по содержанию одной из самых демократических в своё время. Что мешало воплотить её положения о правах и свободах человека в жизнь? Что ещё необходимо (кроме фиксации в Конституции) для того, чтобы права и свободы человека могли быть реально осуществлены и гарантированы?

5. Как соотносятся понятия «конституционализм» и «политический режим»? Как они связаны на практике?

1. Референдум является важнейшим институтом прямой демократии и одним из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Этот механизм закреплён в действующей конституции, однако в России на федеральном уровне после принятия Конституции 1993 г. референдумов не проводилось. В СССР с 1936 по 1991 г. был проведён лишь один референдум. С какими аспектами может быть связана такая низкая активность российского населения в вопросах прямого участия в политической жизни?

2. После установления советской власти в нашей стране было введено национально-государственное устройство, при котором за основу деления страны на единицы берётся этнический принцип. При территориально-государственном устройстве в основу деления страны положены определённые параметры территории без учёта национальности. В современной российской Конституции также имеют место как элементы национально-государственного устройства, так и территориально-государственного. Попытайтесь обосновать рациональность такого сочетания.

3. В середине 2000-х гг. ряд политических экспертов стал характеризовать территориальное устройство России как «унитарный федерализм». Постарайтесь самостоятельно дать определение этому термину. О каких тенденциях в данном случае идёт речь?

4. Какая из форм территориального устройства (федеративная или унитарная), на ваш взгляд, больше способствует росту сепаратистских настроений? Обоснуйте вашу точку зрения.

5. Светским является государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным и предпочтительным. Является ли празднование Рождества в разных странах мира нарушением принципа светскости государства? Допустимо ли в светском государстве изучать в государственных учебных заведениях историю религий?

1. Бутрос-Бутрос Гали, шестой Генеральный секретарь ООН, полагал, что «одним из важных элементов защиты прав человека является расширение осведомлённости населения в отношении своих прав и способов их защиты». Что необходимо вкладывать в словосочетание «осведомлённость населения»? Какие институты необходимо задействовать для повышения этой осведомлённости?

2. За три дня до взятия Бастилии «герой Старого и Нового Света» маркиз Лафайет представил Национальному собранию проект Декларации прав человека и гражданина, сказав при этом: «Чтобы нация стала свободной, ей достаточно этого захотеть». Прав ли он был?

3. Наряду с запретом на изменение положений Конституции РФ в первой и девятой главах нельзя вносить изменения и во вторую главу «Права и свободы человека и гражданина». Почему авторы Конституции внесли такой запрет? Влияет ли содержание данной главы на содержание основ государственного строя России?

4. В мировой практике большинство государств придерживаются позиции непризнания двойного гражданства. До распада Советского Союза отечественная правовая доктрина также основывалась на непризнании двойного гражданства. В России двойное гражданство разрешено. В чём плюсы и минусы такого отношения к двойному гражданству?

5. В каких аспектах был, а в каких не был реализован принцип равенства прав в советский период российской истории?

1. В политических дискуссиях неоднократно отмечались противоречия в системе разделения властей, закреплённой в российской Конституции, её асимметричность и несбалансированность. В центре внимания при анализе российской модели разделения властей были чрезмерные, по мнению её критиков, полномочия Президента и фактически полная неподконтрольность исполнительной власти Федеральному Собранию. Согласны ли вы с такой критикой? Какие положения Конституции подкрепляют эту точку зрения и почему?

2. Существует точка зрения, согласно которой сильная президентская власть наиболее соответствует историческим особенностям развития России и наиболее способствует развитию страны в дальнейшем. Согласны ли вы с этим тезисом? Обоснуйте или опровергните его.

3. Чем обусловлено наличие в России двухпалатного парламента? Зачем необходимо наличие верхней палаты – Совета Федерации?

4. Прокуратура РФ выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Чем обусловлен такой особый правовой статус прокуратуры? Какова роль прокуратуры в современном Российском государстве?

5. Французский мыслитель Ж. Ж. Руссо выступал с критикой теории разделения властей. Руссо считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти – особые проявления единой власти народа». Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства. Можно ли сейчас согласиться с подобной точкой зрения?

1. В 2012 г. Российская Федерация вернулась к прямым выборам глав субъектов федерации, которые с 2004 г. назначались Президентом. Чем был вызван отказ от прямых выборов в прошлом? Готово ли, на ваш взгляд, население России к выборам глав субъектов сейчас? Дайте развёрнутый ответ.

2. Согласны ли вы с существованием в некоторых странах имущественного ценза? Попробуйте объяснить, какой смысл заключался в запрете избирать и быть избранным человеку, у которого годовой доход меньше определённой (как правило, не слишком большой) суммы?

3. Как вы понимаете следующее суждение: «плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании»? Согласны ли вы с этой точкой зрения? Почему?

4. С 1993 по 2003 г. выборы в Государственную Думу проходили по смешанной системе, когда половина депутатов избиралась по пропорциональной системе (от партий), а вторая половина по мажоритарной системе по 225 округам. С 2007 г. данная система была заменена на пропорциональную. Также была отменена графа «против всех» в избирательном бюллетене, а процентный барьер для партий составил 7 % вместо 5 %. В чём достоинства и недостатки этих изменений?

5. В 2006 г. был принят закон об отмене минимальной явки избирателей на выборы. До этого на федеральных, региональных и местных выборах необходима была определённая явка избирателей для того, чтобы выборы признавались состоявшимися. С чем было связано такое нововведение? Является ли оно оправданным?

1. Гражданское право регулирует отношения отдельных лиц как членов общества в их частной жизни. Является ли в таком случае гражданское право чем-то отделённым от субъектов права (граждан) в тоталитарном обществе? Аргументируйте свою позицию.

2. В чём сходства и различия между договором и сделкой? Приведите примеры и того, и другого.

3. Назовите случаи, при которых договор дарения может быть не признан.

4. Гражданское право защищает в том числе и личные неимущественные права. Однако даже в довольно развитом и культурном римском праве духовные аспекты нашли лишь поверхностное отображение. Тем не менее существует точка зрения, что развитие гражданского права в будущем будет происходить именно в сторону охраны духовных, нематериальных интересов человека. Приведите примеры охраны таких прав в современном обществе.

5. После смерти Н. на его наследство претендуют: супруга Т., два его сына, его сестра, его двоюродный брат и племянник. Как следует разделить наследство?

1. Существует точка зрения, что в современной российской пенитенциарной системе произошло существенное изменение целей применения наказания: отход от прежней заглавной цели перевоспитания осуждённых и постановка новой приоритетной цели, заключающейся в восстановлении социальной справедливости. Чем могут быть вызваны такие процессы? Насколько они оправданы?

2. Какие виды наказания предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации? Какие виды наказания предусмотрены административным правом? Сопоставьте их.

3. Приведите различные примеры правонарушений и назовите виды юридической ответственности за них.

4. Согласно действующей Конституции, смертная казнь в России носила временный характер и была рассчитана лишь на переходный период. Хотя норма о смертной казни осталась в национальном законодательстве, в 2009 г. Конституционный Суд признал невозможность назначения смертной казни, мотивировав это тем, что в результате длительного моратория на применение смертной казни сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого с учётом международных обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни. Тем не менее социологические опросы показывают популярность идеи смертной казни как высшей меры наказания. Как вы считаете, чем вызвано такое положение вещей? Будет ли актуален вопрос о возвращении смертной казни в будущем?

5. Всегда ли признание в преступлении является убедительным доказательством его совершения?

 




14.09.2018, 18:03
Категория: Обществознание | Добавил: (14.09.2018) Просмотров: 1 | Теги: Мартьянов, Никитин, Грибанова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Смотрите также:

решебник обществознание 11 класс Никитин, Грибанова, Мартьянов


avatar