ГДЗ Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Виноградская, Бойкина Страница 130-154









Страница 130 Дневник Коли Синицына, Н.Носов.

Вопросы и задания

Докажите с помощью текста, что, Коля благодаря дневнику научился думать и размышлять о себе.

В книге "Дневник Коли Синицина" рассказывают о летней работе пионерского звена. Ребята решили развести на пришкольном участке пчел. Пионер Коля Синицин в своем дневнике описывает приключения ребят: как они доставали пчел, делали ульи, ухаживали за своими питомцами. Книга рассказывает о повадках насекомых и содержит интересные факты из их жизни. Также в книге рассказывается о друзьях-пионерах, их жизни в летние каникулы.

Страница 133-134

Заброшенная дорога.

Вопросы и задания

1. Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? Что больше удивило вас в мальчике? Почему автор назвал встречу с мальчиком «главным чудом дня»?

Мальчик был один далеко от дач и полол булыжное шоссе. Это меня очень удивило. Автор назвал эту встречу главным чудом дня, потому что мальчик выразил очень важную мысль: "Дороги — это очень важно. Без дорог никто никогда не будет вместе."

2. Как мальчик объяснял, почему он расчищал заброшенное шоссе? Зачем нужны дороги? Как он произносил свои слова? Прочитайте их выразительно.

"Разве мы знаем, почему дорогу забросили?.. А может быть, кто-то на другом конце тоже пробует её расчистить? Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся. Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твёрдо. — Я обязательно её расчищу."

3. Почему рассказчик неожиданно для себя решил помогать мальчику? Почему он назвал его «непреклонный дорожный строитель»? Как он относится к этому мальчику? А вы?

Мальчик вдохновил рассказчика своими мыслями, поэтому тот решил ему помогать. Мальчик назван «непреклонный дорожный строитель» потому, что он не за что не отступится от своей мысли расчистить заброшенную дорогу. Автор относится к мальчику с уважением.

4. Объясните слова: «так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины». С какой пословицей можно соотнести главную мысль рассказа? Дерево ценят по плодам, а человека по делам. Счастливым и красивым делает человека работа. Мир не без добрых людей. Доброе дело два века живёт.

То есть трудно объяснить другому человеку очевидный для тебя смысл.

Все пословицы можно соотнести с главной мыслью рассказа, ведь все они про добрые дела, но больше всего подходит (Мир не без добрых людей). Герой, который не понимал зачем нужно освобождать дорогу, все равно пришел помогать. Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

 

Страница 136

Мамины руки, Б.Емельянов.

Вопросы и задания

1. Почему мама и бабушка переглянулись и рассмеялись?

«Мама и бабушка рассмеялись над словами» — Бабушка говорила\», — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете"

2. Какие эпизоды рассказа говорят о том, что семья Маши дружная и любящая, что они умеют прощать обиды?

Маша не хотела обидеть маму, это получилось у нее сгоряча. Бабушка защищала маму перед Машей, а мама защищала бабушку. Они пожурили ее, но обижать не стали. В конце рассказа они засмеялись над Машиными словами. Все это говорит о том, что семья дружная и умеющая прощать обиды.

 

Страница 144 «Смеялись мы — хи-хи», И.Пивоварова.

Вопросы и задания

1. Какое «открытие» сделала для себя девочка? Расскажите, как у неё начали складываться стихи.

Девочка узнала, что умеет сочинять стихи; она проснулась, посмотрела в окно. Там было очень красиво, синее небо и падал снежок.

2. От чьего имени ведётся рассказ? Проследите по тексту, как менялось настроение героини. Оставалось ли одинаковым содержание её стихов, когда она была радостной и когда испытывала чувство обиды? Выберите любой эпизод для выразительного чтения.

Рассказ ведётся от имени девочки, от первого лица. Содержание стихов менялось.

3. Почему именно эта девочка стала героиней рассказа? В чём вы видите мастерство автора?

Эта девочка стала героиней, потому что автор хотел показать, что иногда от событий меняется настроение. Автор изобразил её очень правдиво.

Я вижу мастерство в умении показать повседневные события в немного забавном виде. Например, когда человек ошибся номером и случайно позвонил Люсе.

4. Обсудите с друзьями, как вы понимаете смысл пословиц. Доброе слово окрыляет. От худого слова навек ссора. Доброе слово дом построит, а злое — разрушит.

От худого слова да навек ссора. Т.е. любое сказанное слово может рассорить людей так, что они всю жизнь разговаривать не будут.

Доброе слово дом строит, а злое - разрушит.  Т.е. на добрых словах , отношениях все строится, а на злом все ломается, даже дружба порой становиться просто грязью.

Доброе слово окрыляет. т.е. любое доброе слово делает человека счастливее.

5. Интересно ли было вам читать этот рассказ? Что именно понравилось? Перечитайте самые весёлые, смешные эпизоды.

Мне было интересно читать этот рассказ. Понравилась история, описываемая в тексте.

6. Как вы общаетесь в школе? Вы называете друг друга по имени или по фамилии? Говорите ли друг другу добрые слова?

В школе мы общаемся хорошо, по дружески. Редко бывают случаи, когда мы называем друг друга по фамилии, в основном обращаемся по имени. Такие простые слова вежливости как "спасибо" или же "пожалуйста", конечно, говорим. Так же в нашей речи употребляются и другие слова вежливости. Но, вы, не все ребята такие вежливые.

Страница 153 Витя Малеев в школе и дома, Н.Носов.

Вопросы и задания

Разыграйте эту сцену. Опишите, как вы будете это делать, какие рекомендации дадите актёрам.

Разыгрываем сцену.

Страница 154

Проверьте себя

1. Какие произведения вы прочитали: стихи, рассказы, сказки, притчи? Что вы узнали из них? О чём с вами говорили писатели, какими мыслями делились с вами?

В этом году мы прочитали много стихов, рассказов, сказок. В них говорилось о самых разных события, в каких-то рассказывалось о книгах и о их пользе, в других о войне, в-третьих о каких-то веселых моментах.

2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.

Рассказ - это настоящая история, которая произошла с кем либо, и когда-либо.

Стихотворение - это совокупность слов, связанных по смыслу, которые рифмуются, их легко читать.

Сказка - это не настоящая история, которую выдумал кто либо, и когда-либо.

3. Обсудите с друзьями, что значит жить по совести. Верны ли следующие утверждения? Совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми. Нравственность — это духовные и душевные качества человека; правила, которые определяют его поведение.

Поступать по совести — поступать как требует совесть. Быть честным, справедливым, добрым, открытым.

4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения об этом вы уже читали?

Молодая Гварбодия, Фадеев.

Пионеры-герои.

Повесть о настоящем человеке. - повесть Бориса Николаевича Полевого.

Тимур и его команда. Аркадия Гайдара.

Военная тайна. Аркадия Гайдара.

Два капитана.  - приключенческий роман писателя Вениамина Каверина.

5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, содержание отрывка из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.

6. Обсудите с друзьями смысл высказываний. Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Живите в мире со всеми и любите всех. Не делайте никому зла и прощайте обиды.

1. Все поступки человек должен делать по совести

2. Дружба существует для всех

3. Сам не делай зло, и прощай других

7. Напишите о том, как вам удалось простить какую-то обиду.

В моей жизни случалось так, что мой друг/подруга меня чем-то задел(а). Было когда-то, что он(а) меня в шутку обозвал(а). Его(её) шутка не нашла весёлого ответа от меня. Мне стало очень обидно и я перестал(а) общаться с ним (с ней).

Прошло пара недель и вот кто-то стучит в дверь. Я открываю, а это мой(моя) друг/подруга. Она начала просить прощения. Я простила. Ведь это был(а) мой(моя) лучший(ая) друг/подруга и я его(её) очень любил и ценил, как человека и друга. Если ты хочешь, чтоб человек, который тебя обидел был рядом с тобой, то надо простить. После его(её) извинения мы перестали строится и обзывать друг друга.

8. Выберите любой отрывок из рассказа Ю. Нагибина и прочитайте его выразительно. Оцените чтение друг друга. Прежде чем вы будете обсуждать, подумайте о важности вежливой формы общения. Вспомните, как общался герой рассказа с мальчиком. Голос у него был вежливый, мягкий, терпеливый.

 

Смотрите также: