ГДЗ Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Виноградская, Бойкина часть 1 страница









Страница 18

Проверьте себя

1. В чём значение книги для каждого человека и всей мировой культуры? Выскажите своё мнение.

Книга в жизни человека — это не только занимательное чтение или весёлые истории. Книга — это ещё и отличный способ пополнить свой словарный запас. Если не читать книги, то брать новые слова и выражения из повседневной жизни получается куда хуже. Книга — это способ уйти из реальности и отдохнуть от будней.

2. Устно составьте рассказ об истории возникновения книги.

Были времена, когда не было ни букв, ни пера, но уже были гениальные писатели. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в памяти людей. Устная речь считалась единственным способом передачи знаний. Так в Риме один человек завел у себя библиотеку из живых книг. Богатый торговец собрал самых способных и умных рабов и велел им выучить его любимые произведения. Вскоре, весь город заговорил о людях – книгах, а на званых обедах торговец с гордостью демонстрировал своё собрание сочинений. Но однажды похвастаться ему не удалось, в ожидании очередного произведения гости услышали: «Простите, но у «Илиады» заболел живот! Он не может подняться!»

 

Можно считать, что история появления книги началась с появлением письменности, когда произведения стали записывать на стенах, на коре деревьев, глиняных табличках и многом другом. К примеру, в Индии писали иглой на пальмовых листьях, подравняв края,  их сшивали ниткой. Немало библиотек было из глиняных книг. Сочинения или летописи записывали на небольших глиняных табличках.

 

Древние греки придумали восковые книги. Это были несколько дощечек с квадратной выемкой, которая заливалась воском. Писали на таких «страничках» острым концом палочкой, а если была допущена ошибка, тупым концом, словно ластиком, стирали её. В углах дощечек прокалывались дырочки и их связывали шнурком.

 

Предшественниками бумаги были папирус и пергамент. Книги из папируса были сделаны в форме свитка с палочками на концах. Читали их так: левой рукой держали начало, а правой разворачивали. А вот книги из пергамента были похожи на сундучок. Деревянные обложки обтягивались кожей, уголки укреплялись металлом. Каждая книга запиралась на замочек.

 

Но о печатных станках ещё не знали, поэтому каждую книгу переписывали от руки. Художники дополняли их картинками.

 

Изобретателем первого печатного станка был немец Иоганн Гуттенберг в 14 веке.  В то время книги очень ценили и относились к ним крайне бережно. В общественных библиотеках средневековой Европы книги приковывались цепями к полкам или столам. Это не позволяло вынести книгу из библиотеки

3. Подумайте, почему книгу называют другом и собеседником.

Книгу называют собеседником, потому что каждую книгу кто-то написал. Если мы читаем книгу, то узнаем мысли автора и обдумываем их. Соглашаясь или отрицая мнение писателя, читатель как будто ведет с ним диалог. Если есть диалог, значит есть и собеседник.

4. Какими качествами должен обладать настоящий читатель? Что вы узнали об этом?

Хороший читатель должен обладать несколькими качествами он должен обладать хорошим воображением чтобы представлять себя в каком-либо рассказе или повести. также читатель должен понимать и не осуждать героев не узнав их истории он мне должен торопиться читатель должен по-настоящему понимать и ощущать природу которая находится вокруг него.

5. Закончите пословицы о книге:

• Ум без книги как птица без…

• Не красна книга пером, а красна…

• Много прочёл, да мало…

• Ум без книги как птица без крыльев.

• Не красна книга пером, а красна умом.

• Много прочёл, да мало учел.

6. Вспомните, что означает слово библиотека. Дайте ему определение, посмотрите в словаре.

Библиотека - Книгохранилище, учреждение, имеющее целью собирание и хранение книг для общественного пользования. Публичная библиотека.

7. Что такое библиографическая карточка? Зачем она нужна? Заполните библиографическую карточку любой книги в тетради.

Карточка, содержащая библиографическое описание источника информации, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные (номер тома, жанр, читательское назначение), выходные данные (год и место издания, издательство), надзаголовочные данные (серия, учреждение, подготовившее издание), количественную характеристику источника (страницы, объем в учетно-издательских листах, тираж, цена), примечание (сведения о библиографии, иллюстрациях и т. д.). Библиографические карточки позволяют получить оперативную информацию о вышедших публикациях, используются для укомплектования справочно-информационных фондов.

 

8. Сравните старинные и современные книги по оформлению, форме, иллюстрациям. Продумайте выступление (сообщение) в классе на эту тему. Сначала подумайте, где и какую информацию вы будете искать.

Современные книги отличаются от старинных книг. Современные книги нам легче понять чем, старинные книги, потому что в Русском языке многие слова ушли из речи или им придумали синонимы. В картинках тоже есть отличия. Например, сказка Красная шапочка. В старинных книгах она изображена по-другому, чем в наше время.

Страница 20 Истоки литературного творчества. Сокровища народной мудрости

Выпишите в тетрадь все виды устного народного творчества. Приведите примеры.

Былины - "Добрыня и Змей", "Илья Муромец и Соловей разбойник", "Садко", "Добрыня и Алеша".

Загадки - Один говорит, двое глядят, да двое слушают. (Язык, глаза, уши).

Сказки - "Репка", "Колобок", "Теремок".

Потешки - Ой, качи, качи, качи,

В головах-то калачи,

В ручках прянички,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки.

Пословицы - Люди пашут, а он руками машет.

На чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай.

День гуляет, два больной, а на третий выходной.

Словами и туда и сюда, а делом никуда.

Поговорки - Корень учения горек, да плод сладок.

Правда в воде не тонет, в огне не горит.

Человек неученый, что топор неточеный.

Не зная броду, не суйся в воду.

Небылицы - Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

 

Страница 21 Загадки

Отгадайте загадки. Выберите подходящие отгадки: снег, ночь, берега реки.

1 - ночь, 2 - берега реки, 3 - снег.

Вопросы и задания

1. Сравните пословицы разных народов. Что ценят в людях разные народы? Какие общие ценности передаются в них будущим поколениям? Вспомните пословицы русского народа на темы дружбы, трудолюбия, добра.

Дружба заботой да подмогой крепка.

 

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

 

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

 

Дружба не служба; а с кем дружить, на того служить.

 

 

Без ремесла - без рук.

 

Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.

 

Без топора по дрова.

 

Без труда и отдых не сладок.

 

 

Добро что клад ищут, а худо - под рукой.

 

Доброго человека в красный угол сажают.

 

Доброе дело два века живет.

 

Доброе дело и в воде не тонет.

 

Доброе дело скрытности не любит.

 

2. Узнайте пословицы и поговорки о добре, дружбе, трудолюбии своего народа, края, где вы живёте. Сравните их с теми пословицами и поговорками, которые вы прочитали в учебнике «Литературное чтение».

В пословицах всех народов добро, дружба и трудолюбие ценятся высоко.

3. Выберите одну пословицу, которую считаете важной для себя, и подготовьте небольшое выступление по вопросам:

• В чём смысл пословицы?

• Какие ценности переданы в ней будущим поколениям?

• Есть ли похожие по смыслу пословицы и поговорки у других народов?

"Друзья познаются в беде, как золото в огне."

Смысл:

Только друг сделает всё возможное для тебя ради спасения в тяжёлой ситуации.

Ценности:

В пословице передана одна из важных ценностей человечества - дружба. Без дружбы человек увядает, а благодаря ей наполняется жизнью, желанием жить. Дружба - одна из важных ценностей для будущих поколений

Да, конечно же похожие пословицы есть и у других народов. Их очень много. Т.к. я говорила выше - дружба одна из самых ценных качеств человечества

 

4. Сравните предметы (явления) загадки и отгадки. Какие признаки одного предмета перенесены на другой?

Ночь сравнивается с взмахом крыла птицы, создающего темноту. Берега названы братцами, потому что они похожи друг на друга.

 

Страница 27 Былины. Исцеление Ильи Муромца. Вопросы и задания

1. Можно ли сказать, что былина похожа на сказку?

Былина не совсем похожа на сказку, потому что былина это было когда то но её чуть чуть изменили.

2. Найдите в тексте реальные факты: место действия, время действия, исторические личности и события.

Город Муром. Киев-град. Крестьяни Иван Тимофеевич и его сын Илеюшко. Князь Владимир Красное Солнышко. Добрыня Никитич. Алёша Попович.

3. Расскажите о князе Владимире, используйте информацию из энциклопедии.

Владимир Красно Солнышко один из трех сынов Святослава родился около 960 года нашей эры, при нем произошло одно из самых важных событий за всю историю России - крещение Руси. Он был сыном рабыни, поэтому он не был прямым наследником престола, к тому же у него был старший брат Ярополк. В 970 году Владимир получил управление городом Новгород, Олег - Древлянской землей, а Ярополк - Киевом. В 977 году началась междоусобная война, Ярополк напал на Олега и разгромил его войско. Владимир при этом известии бежал в Норвегию. Теперь Древняя Русь полностью принадлежала Ярополку. Владимир тем временем собрал войско и вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка. Затем отправился в Киев и захватил его, но Ярополк бежал, и выманив его на переговоры, Владимир убил его. Он стал единоличным правителем Киева. В 988 год у него был поход на Византию, он захватил Херсонес и потребовал в жену сестру византийского императора Анну, после чего женился, затем крестил Русь. Он завещал царство сыну Борису. Из-за этого в 1014 году подняли восстание сыновья Святополк и Ярослав. Умер Владимир в 1015 году и похоронен был в Десятинной церкви.  

 

4. Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова. Опишите внешний вид героев картины, их одежду, выражение лиц. Какие чувства вызывает у вас картина? Поделитесь впечатлениями с одноклассниками. Убедите их в правильности вашей точки зрения.

На картине мы видим трех богатырей. В центре изображен Илья Муромец. Из-под ладони он сосредоточенно смотрит вдаль. Его лицо серьезно и немного напряжено, в отличие от Алеши Поповича.  Его могучая фигура и умное лицо вызывают надежду, что добро всегда будет побеждать зло. Его поза говорит о готовности богатыря ринуться в бой! В левой руке Илья Муромец держит копье и щит. В правой руке у него булатная палица. Вороной конь - настоящий красавец. Он с интересом смотрит в сторону. Возможно, надеется, что все закончится хорошо. Его сбруя смотрится, на мой взгляд, наиболее благородно, просто притягивает взгляд. На ней очень красивые серебристые украшения.

5. Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли Русской».

Былинные богатыри в действительности почти во всех былинах представляются защитниками земли русской. Они сражаются со злыми врагами, уничтожают их, предотвращают новые нападения на русские земли.

Но не во всех былинах богатыри бурятся с врагами. Есть былины, описывающие бои между собой, например, Добрыня Никитич и Алеша Попович, либо Святогор и Илья Муромец. В таких былинах показывается их огромная сила, мощь, доблесть, решительность, воля, смелость.

 

6. Выпишите из текста былины незнакомые вам слова и найдите с помощью взрослых их толкование.

Калики перехожие - старинное название странников, поющих духовные стихи и былины.

Смотрите также: