Страница 149. Н. Языков. Конь
Какие строки стихотворения помогают живо представить коня?
Ясно и ярко представить коня помогают следующие строки из стихотворения: «Сизый пар кипит и пышет Из пылающих ноздрей. Полон сил, удал на воле, Громким голосом заржал…»
Какой из эпитетов вам больше понравился: сизый пар, конь бурноногий?
Мне нравится эпитет «конь бурноногий». В словаре нашел значение слова «бурноногий»- быстро перебирающий ногами, быстро бегущий, бурно переставляющий ноги, и представил этого мощного, быстрого коня.
Есть ли сравнение в строке: он волнами чёрну гриву распустил?
Да, сравнение присутствует: автор сравнил гриву коня с черной волной.
Страница 150. С. Есенин. Пороша
С помощью каких слов поэт изображает лес как живое существо? Найдите их.
С. Есенин изображает лес, как живое существо при помощи следующих слов: «дремлет лес», «словно белою косынкой повязалася сосна», «понагнулась , как старушка, оперлася на клюку».
С кем сравнивается сосна? Почему у поэта возникло такое сравнение? Нравится ли оно вам?
Сосна сравнивается с дряхлой старушкой, которая согнулась и опирается на клюку. Поэт хотел олицетворить, таким образом, дерево, показать это образ читателю необыкновенным. Да, мне нравится такое сравнение - при заучивании этого произведения наизусть хорошо представляется образ, предоставленный Есениным.
Страница 151. С. Есенин. Поёт зима — аукает
Есть ли в стихотворении олицетворение? Докажите, подобрав нужные слова.
В стихотворении Есенина есть олицетворения: зима поёт, аукает, баюкает; метелица ковром стелется; вьюга стучит, вьюга злится, пташки дремлют.Автор говорит, что зима поёт и аукает. Но петь может только человек, аукать - тоже. У зимы голоса нет, это даже не предмет, а состояние природы. Но через олицетворение у нас создаётся образ, что вокруг дует ветер, издавая шум, похожий на пение и ауканье.
Глаголы поёт, аукает, баюкает используются в прямом или переносном смысле?
Глаголы «поёт», «аукает», «баюкает» используются в переносном смысле.
Объясните, как вы понимаете выражение зима аукает. Можно ли услышать эти звуки? Обратите внимание на гласные.
Выражение «зима аукает» понимается как «воют вьюги, поют метели». Звук [у] передаёт шум и рёв вьюги.
Найдите эпитеты и сравнения. Как они влияют на создание в нашем воображении яркого образа зимы?
Эпитеты: прекрасная весна, красавица весна, у мёрзлого окна, пташки нежные, пташки малые, голодные, усталые, воробышки игривые, сиротливые, седые облака. Сравнения: метелица ковром стелется, воробышки как детки прижались.
Сравните поэтические строки С. Есенина с теми выражениями, которые мы используем в обычной речи. а) Пришла зима. Затих лес. б) Поёт зима — аукает. Мохнатый лес баюкает… Нравится ли вам изображение зимы в произведениях С. Есенина? Какими свойствами наделяет поэт зиму и лес?
Эпитеты и сравнения создают яркий образ существительным и помогают нашему воображению представить яркий образ зимы. Сравнивая поэтические строки С. Есенина и выражения, которые мы используем в обычной речи, хочется сказать, наши выражение чересчур просты. А поэту удалось простыми словами так красочно и образно описать зимний день, что стихотворение получилось как сказка. Изображение зимы в произведениях С. Есенина очень красочное, величественное. Поэт оживил зиму: поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает. А ведь и правда: зима славится метелями, вьюгами, завывающими ветрами, а лес, убаюканный зимой, словно спит под снегом и льдом. Вьюга по описанию автора с бешеным рёвом стучит в окна и ставни, а сама при этом злится.