ГДЗ Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Виноградская, Бойкина Страница 152-155

Страница 152-155. 

Самостоятельная работа

Прочитайте рассказ. И. С. Тургенев. Воробей

1. Перечитайте рассказ и проследите, как мастерство писателя помогает вам оживить увиденное, ярко представить все события и пережить их вместе с героями рассказа.

Перечитывая рассказ, ярко представляешь все события. Переживая вместе в маленькая птичка, осознаешь, что «только любовью держится и движется жизнь». И. С. Тургенев направляет нас задуматься о том, что родительская любовь бывает самоотверженной, героической, несет только благо своим детям.

2. Назовите всех действующих лиц. От чьего имени ведётся рассказ?

Автор - охотник, который рассказывает нам историю, его собака Трезор и малыш – желторотый воробушек. Но главный герой - черногрудый воробей.

3. Как изменилось поведение собаки? Почему? Какой глагол здесь оказался наиболее выразительным?

Сначала собака проявила свои охотничьи навыки: уменьшила шаги и начала красться, медленно приближалась. Но потом пес остановился, попятился. Он не ожидал такого напора от маленькой птички.  Наиболее выразительным здесь оказался глагол «попятился».

4. Какие слова и выражения использует автор, чтобы описать внешний вид (наружность) и поведение молодого воробья?

Автор, чтобы описать внешний вид   молодого воробья, использует    эпитеты – “молодой воробей с желтизной около клюва и пухом на голове”, “едва прораставшие крылышки”,  а поведение малыша описывается словом «неподвижно».

5. Опишите черногрудого воробья. Какие глаголы передают его состояние? Сравните: упал и камнем упал. Что достигается этим сравнением?

 Описание старого воробья: Это был старый черногрудый воробей, камнем упавший с близкого дерева, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнувший раза два в направлении зубастой собачьей пасти. Его маленькое тельце трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою.

6. Какая сила заставила воробья встать на защиту своего птенца?

Любовь матери, ведь она его вырастила, и она не может смотреть как умирает её птенец.

7. Есть ли в рассказе строки, которые помогают понять отношение писателя к событиям?

Да, в рассказе есть строки, которые помогают понять отношение писателя к событиям. Он благоговел перед маленькой птичкой. Уважал героизм пташки и восхищался ее поступком.

8. Какая фраза отражает главную мысль произведения? Согласны ли вы с писателем? Объясните свою точку зрения.

Стихотворение “Воробей” оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме. Здесь слабо выражен сюжет, эмоциональное переживание подменяет эпическое повествование, звучит тема вечно возрождающейся жизни, молодости, торжествующей любви. Автор восхищается самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет “огромное чудовище”, собаку, отступить.

9. Один из читателей так пересказал описанные события.
Рассказчик возвращался с охоты.
Он увидел в аллее сада молодого воробья, который вывалился из гнезда.
Собака хотела схватить молодого воробья.
А старый черногрудый воробей спрыгнул с дерева и ринулся спасать своё детище.
Правильно ли изложены все события, их последовательность? Что исчезло из рассказа?

В принципе,  последовательность событий, изложенных читателем верная, но в рассказе нет слов, которые помогают нам  ярко представить это событие. Нет того мастерства фраз, которыми Тургенев нас завлек, и мы переживали,   читая его произведение. Из рассказа читателя исчезли эпитеты, сравнения. И нет предложения, где говорится о силе, которая заставила собаку остановиться и попятиться...

10. Разделите текст на части. Озаглавьте их. Составьте план. Перескажите произведение.

План:
1 часть- Возвращение с охоты
2 часть- Неожиданное препятствие
3 часть- Любовь сильнее страха смерти
4 часть- Размышления автора

Прочитайте стихотворение. Н. Рубцов. Воробей

1. Какое настроение создаёт стихотворение?

Это стихотворение создает грустное настроение. Очень жалко воробья, который замерзает.

2. Как поэт относится к воробью? Что подсказывают нам последние две строчки?

Казалось бы такое короткое стихотворение, а сколько эмоций и мыслей оно вызывает. Николай Рубцов написал всего 12 малюсеньких стихотворений для детей, одно из которых, как раз вот это, под названием "Воробей". В нем он описывает как трудно зимой живется птичке, он жалеет её, переживает за неё, но тем не менее он восхищается его отношению к жизни, несмотря на трудности, воробей не становится вредным. Он восхищается также стойкостью птицы, её выносливости. Это стихотворение показывает детям, что нужно заботиться о птицах зимой, любить природу и беречь её.

3. Докажите, что вы прочитали стихотворение, а не рассказ.

Даже малыш-дошкольник, отвечая на вопрос: почему произведение Николая Рубцова "Воробей" стихотворение, а не рассказ, приведет железный довод - потому, что в этом произведении есть рифма. Классно, но мы люди взрослые и нам такой аргументации маловато будет. Обратим внимание на объем произведения - рассказ должен быть масштабнее. Затем поищем сюжет - произведение "Воробей" такового не имеет, это описательное повествование, которое касается даже не конкретного героя, а морального урока, который можно вынести из описанной картины. В силу последнего зарифмованное произведение Рубцова нельзя отнести к басням (там мораль присутствует, но она должна выражаться через описание событийного ряда), или поэмам (габаритное рифмованное произведение), это стихотворение.

4. Какие слова вам не совсем понятны? Как вы узнаете их значение?

Подвода с поклажей – конная повозка, телега для перевозки   груза.   Чердак – это помещение, которое находится  между потолком и крышей  дома.

Прочитайте стихотворение. Саша Чёрный. Воробей

1. Как поэт описывает воробья? Найдите эти строки.

Поэт относится к воробью с симпатией, нежностью, жалостью: «Воробей мой, воробьишка!», «Подружись со мной, пичужка».

Прыгай, прыгай, я не трону —

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Но затем шутливо назвал воробья нахалом, за то, что тот склевал крошки не сказал спасибо.

2. Что предлагает воробью писатель?

Воробей предложил своим сородичам склевать всё льняное семя, а то быть беде. Лён, посаженный человеком, вырастет и даст нитки, из которых человек свяжет крепкие сети. Этими сетями он начнёт воробьёв ловить. Птицы проигнорировали слова предвестника беды, одному воробью выклевать все семена, что посадил человек, было не под силу.

3. Какие литературные приёмы использует поэт: эпитеты, сравнения, олицетворение? Приведите примеры.

Поэт использует литературные приёмы: эпитеты -  серый, юркий, сравнение - точно мышка.

4. Как вы понимаете слова пичужка, вьюшка?

Пичужка – маленькая птичка.  Вьюшка -   крышка в трубе печки, чтобы закрывать для сохранения тепла, когда протопится печь.

5. Перечислите признаки поэтического произведения.

  Наличие рифмы (созвучные окончания слов), ритма (чередование слогов). В некоторых стихах рифма может отсутствовать.

  Чувства преобладают над сюжетом. Автор стиха передает эмоции, а не пытается рассказать историю.

  Образность. В стихах чаще всего используются слова в переносном значении.

  Чтение стихов призвано побудить эмоции, вызвать у читателя определенные чувства.

  В центре стиха чаще всего оказывается лирический герой. Его переживания и малейшие волнения души тщательно описываются. Внимание обращается не на поступки героя, а на его духовный мир.

Прочитайте текст о воробьях из атласа-определителя «От земли до неба» А. А. Плешакова.

1. Что нового вы узнали о воробьях?

Мы узнали, что воробьи бывают домовые (с серой шапочкой на головке) и полевые (у них шапочка коричневого цвета).

2. Можно ли догадаться, читая статью, как автор относится к воробьям?

Читая статью, видно, что автор относится к воробьям дружелюбно, изучает их жизнь.

3. Определите, какой это текст:
• научно-познавательный;
• художественный;
• справочный.

Это научно-познавательный текст.

4. Объясните свой ответ, указав одну из особенностей текста.

Познавательный, потому что поясняет как можно различить виды воробьев.

5. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Слово не воробей, вылетит — Не поймаешь. уже сказанное слово не вернешь обратно.

Стрелял в воробья, а попал в журавля. Эта пословица говорит о том, что удача улыбается тому, кто не завидует и не гонится за большой добычей.
И воробей на кошку чирикает. Эта пословица о смелости, когда забываешь о своей опасности, лишь бы выручить друга из беды.

6. Составьте самостоятельно рассказ, используя одну из пословиц.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Стрелял в воробья, а попал в журавля.
И воробей на кошку чирикает.

Слово, что воробей, вылетит не поймаешь. А ведь это правда. Скажешь какое ни будь слово про человека, а тот может обидеться и никогда не разговаривать с тем человеком, который его обидел. И надо помнить, что в каждой шутке есть доля правды. Сначала надо обдумать, что говоришь, а уж потом говорить.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: