ГДЗ Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Виноградская, Бойкина часть 1 страница









Страница 51

Царь и кузнец.

Вопросы и задания

1. О каких качествах, мешающих кузнецу, говорил царь?

Царь назвал три качества кузнеца, которые мешали ему стать настоящим мастером.

Первое качество - лень, она делала любую работу трудной.

Второе качество - жадность, она не давала насладиться результатом труда.

Третье качество - тщеславие, оно мешало кузнецу быть счастливым.

2. Обсудите с родителями, что такое тщеславие.

Тщеславие— стремление прекрасно выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть.

Страница 52

Шрамы на сердце.

Вопросы и задания

1. Обсудите с родителями, что такое гнев и самообладание.

Гнев — это очень сильное чувство возмущения, недовольства, негодования. Гнев часто направлен на что-то или кого-то (на то, что человек считает причиной своего гнева). Поэтому человек в гневе склонен к агрессии: разгневанный человек может сделать то, о чем потом будет жалеть. Поэтому идти на поводу у гнева неразумно. Недаром многие религии считают гневливость грехом.

Самообладание — это способность взять под контроль сильные чувства, эмоции (тот же гнев или страх) и "включить мозги". Например, проявление самообладания - не поддаваться панике и четко действовать в экстремальной ситуации. Самообладание - хорошее качество человека.

2. Часто ли вы раздражаетесь и гневаетесь? Что вы делаете, чтобы преодолеть это состояние?

Чтобы преодолеть состояние гнева я читаю книги.

 

Страница 54

Проверьте себя

1. Перечислите истоки литературного творчества. С какими видами народного творчества вы были знакомы раньше? С какими вы познакомились в этом году?

Истоки литературного творчества бывают: Народные сказки, пословицы, поговорки, потешки, былины, небылицы, народные песни.

2. Расскажите о былинах и былинных героях. Начните так: Былины славят русских богатырей, подчёркивая их удивительную силу, мужество, доброту, благородство. Былинные герои — воины, защитники Отечества, им присуще чувство долга.

Былины славят русских богатырей, подчёркивая их удивительную силу, мужество, доброту, благородство. Былинные герои — воины, защитники Отечества, им присуще чувство долга. Защищать границы Родины и сражаться с её врагами — в этом они видят смысл своей жизни. Семья, дом, личные интересы у них на втором месте. Богатыри по первому зову они отправляются туда, где нужна их помощь. Они сражаются с сильным и опасными врагами, которых не может победить никто: Илья Муромец победил Соловья-разбойника, Алёша Попович — Тугарина Змея, Добрыня Никитич — Змея Горыныча. Образы богатырей излучают силу, мужество и благородство, воплощая русский идеал о воине-защитнике.

3. В тематическом каталоге школьной библиотеки найдите книги о богатырях. Какие подвиги совершили Алёша Попович и Добрыня Никитич?

Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве. Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, спалить огнём-пламенем, застрелить или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алёша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю.

Добрыня уничтожил Змея на Ручей-реке, победил богатыря Дуная.

4. Перечитайте поэтический вариант былины «Ильины три поездочки». Отметьте качества выразительного чтения каждого. Удалось ли вам передать напевность былины, её торжественный тон?

Читаем выразительно.

5. Соотнесите строки былины с картиной «Витязь на распутье» В. Васнецова. Удалось ли художнику, с вашей точки зрения, показать размышления витязя?

Художнику удалось показать размышления витязя. Он стоит, опустив голову, перед камнем. Думает, в какую сторону ему пойти.

6. Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете? Что о них можно рассказать?

Миф - фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека. Различают:

героические мифы; и этиологические мифы, объясняющие причины событий и обычаев.

 

Мифы и сказания разных народов мира на протяжении многих веков передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись, совершенствовались, вбирая в себя коллективный опыт человечества и отражая его представления о миропорядке, нравственности и красоте.

 

Слово "миф" греческого происхождения, оно означает "повествование". Мифами принято называть фантастические повествования, основанные на религиозных верованиях, в которых рассказывается о богах, сотворении мира, "начале всех вещей".

Мифы, легенды, сказания, былины это наше наследие загляните в историю сотворения мира глазами наших предков...

7. Перечитайте притчу царя Соломона о ленивцах и вспомните басню И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Можно ли сказать, что притча явилась истоком басни? Как в этом произведении проявилось творчество баснописца?

В притче "О ленивцах" Соломон советует ленивцу равняться на муравьёв и пчёл, которые трудятся летом и "заготовляют на зиму хлеб свой". Он советует ленивцам не спать, а трудиться, так как лень рождает нужду, а труд — достаток. Сюжет притчи сходен с сюжетом басни "Стрекоза и муравей", поэтому можно считать, что притча стала источником басни. Мастерство И.А. Крылова проявилось в том, он облачил известный сюжет в поэтическую форму, что сделало текст легко читаемым и запоминающимся (например, мораль басни стала крылатым выражением).

8. Найдите в школьной или домашней библиотеке сборники сказок, пословиц и поговорок, былин. Сделайте выставку, составьте аннотацию на один из сборников.

Страна сказок

 

Погрузитесь в мир сказок с помощью этого подарочного издания, в котором содержится более тридцати пяти всеми любимых сказочных историй.

Эта красочная книга придётся по вкусу и новым, и давним поклонникам, которых порадуют любимые сказки, такие как "Золушка", "Спящая красавица", "Джек и бобовый стебель" и другие. Перед вами красиво иллюстрированная волшебная книга, с которой начинаются сказочные приключения!

Страница 56

О Родине, о подвигах, о славе. Наше Отечество.

Вопросы и задания

1. О чём вспоминал А. Пушкин в «дни горестной разлуки»? Какие чувства поэта переданы восклицательными предложениями?

Он вспоминал о Москве. Ему было грустно, печально.

2. Прочитайте стихотворение выразительно, подумайте над его смыслом. Выучите наизусть.

Пушкин, как и другой человек не может жить без Родины. Он нуждается в ней. "Дом без книг, что тело без души"

3. Как соотносится со стихотворением пословица: «Человек без Родины что соловей без песни»? Выскажите свою точку зрения. Подберите другую подходящую по смыслу пословицу.

Смысл этой пословицы в том, что человеку нужна Родина, он в ней нуждается. Ведь соловей прожить без песни не может. Так и человек не может без Родины.

Даже, если человек будет жить на чужбине, он все равно будет скучать по родине

Страница 57

Вопросы и задания

1. Что означает для вас слово «Отечество»? Подберите к нему синоним.

Отечество, отчизна — родная страна. Cсинонимы: отчизна, родина, родной край.

2. Как вы понимаете заключительную строчку текста В. Пескова: «Старое. Новое. Вечное»?

Родина была, есть и будет для каждого человека.

3. Выберите любую пословицу о Родине, объясните её значение.

Пословица «Родина мать – умей за нее постоять»

Объяснение:

Она говорит о том, что мы должны уметь отстоять честь и достоинство своей родины.

 

Смотрите также: