ГДЗ Литературное чтение 4 класс учебник Климанова, Виноградская, Бойкина Страница 95-107









Страница 95 Баллада о матери А.Дементьев

На какие размышления о войне навели вас эти стихи? Подумайте, как лучше представить их слушателям: в исполнении одного чтеца или в сопровождении кадров фильма о войне? Обсудите, какие слова должны прозвучать в заключение вашего вечера, концерта.

В сопровождении кадров фильма о войне. 

 

Много жизней унесла война, но память о ней мы будем хранить вечно.

Страница 96

Проверьте себя

1. О каких великих людях и событиях рассказывается в произведениях этого раздела? Расскажите о самых сильных впечатлениях. Подтвердите примерами из текстов.

В произведениях, которые я прочитала в разделе "О Родине, о подвигах, о славе" рассказывается о событиях давних лет, которые происходили при князьях: Игоре, Олеге, Владимире, Святославе и других. Рассказывается о подвигах князей, великих богатырей, которые бесстрашно сражались и проливали свою кровь на поле боя, которые умирали от стрел и мечей врага. Богатыри и князья проявляли всю свою отвагу, смелость, решительность и силу, отдавали свои жизни за то, чтобы их Родина продолжала жить.

 

2. Как мы называем нашу Родину сейчас? А в старину? Вспомните, что рассказал о значении этого слова С. Романовский.

Сейчас называем Россия. В старину называли Русь. 

 

Русь - светлое место. Русь - страна света.

3. Прочитайте заключительные строки текста В. Пескова «Отечество». Объясните, почему писатель хотел, чтобы мы помнили о прошлом, ценили настоящее и не забывали заветы наших предков. Почему это важно для каждого человека?

"Старое. Новое. Вечное." Потому что понятие Родины — это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.

4. Какими великими ценностями, кроме большой территории и богатых недр, одарила нас Россия? Прочитайте ещё раз текст И. Ильина на с. 58. Подумайте и сформулируйте свой ответ.

Коме территорий и богатых недр у России есть мудрость и доблесть в нашей истории… Есть ещё культура сердца, совести и чувства; есть культура служения, храбрости и подвижничества. Россия есть страна древней и самобытной духовной культуры. И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.

5. Обратитесь к репродукциям картин И. Глазунова и П. Корина. Кто изображён на них? Какие чувства и мысли вложили художники в свои картины? Что изобразил А. Дейнека на своей картине? Расскажите, какие чувства она вызывает у вас.

Дмитрий Донской и Александр Невский. Они хотели показать миру героев.

Дейнека изобразил оборону Севастополя. Идет ожесточенный бой, картина вызывает переживание за русских солдат.

6. Выберите картину, которая вам больше всего понравилась. Составьте по ней рассказ.

Мне понравилась картина В.Лактионова "Письмо с фронта". Она очень солнечная и вызывает улыбку и радость за героев картины, которые получили долгожданную весточку с фронта. Они улыбаются, читая письмо, значит новости хорошие. Может быть в письме солдат пишет о том, как враг отступает и вот уже близка наша Победа.

7. Какие стихи, прочитанные по теме, вы отобрали бы для выразительного чтения? Прочитайте их друг другу и оцените качество чтения. Какие правила культуры общения вы должны помнить?

Выбираем понравившиеся стихи и читаем друг другу. Не перебиваем друг друга, критику высказываем только обоснованную.

8. Прочитайте строки из стихотворения В. Шефнера. Подумайте, какие важнейшие слова горячо произносит поэт? Почему среди этих слов есть слово «Родина»?

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Родина - одно из самых важных понятий для человека.

9. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Найдите в библиотеке пословицы и поговорки, стихи и рассказы о Родине.

Тихая моя Родина!

Ивы, река, соловьи….

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

Тихо ответили жители:

Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Пена теперь и болотина,

там, где купаться любил.

Тихая моя Родина,

Я ничего не забыл…

2.Ведущий: Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Родина – это главное, что есть у каждого человека. Понятие Родина имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и вырос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи.

3.Ведущий: Наше отечество, наша родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней испокон веков жили наши деды и прадеды, родиной зовем потому, что в ней родились, все в ней для нас родное, а матерью потому – что вскормила она нас своим хлебом, своими водами, как мать защищает и бережет нас.

4.Ведущий: ведь не случайно в трудные минуты жизни люди вспоминают то место, где они родились и выросли, где прошло их детство и юность, вспоминают свою малую родину. Малая Родина – это отчий дом, это школа, где учился, это та березка у пруда, которая шелестит как-то по-особенному.

 

Россия, Родина, Чувство долга, патриотизм, гражданственность… Что значат для каждого из нас эти слова? Большинство людей, живущих в разных государствах мира, считают себя патриотами. испокон веков для русского человека патриотизм – это нормальное состояние души. Патриотизм русского человека вырается в интересе к национальным традициям, в способности воспринимать исторические события, как близкие и дорогие им, чувствовать свою сопричастность к делам предков.

Страница 107 Детство Никиты, А.Н.Толстой. Вопросы и задания

1. Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте ваше мнение.

   Как я считаю, Алексей Толстой писал "Детство Никиты", как повесть о давно прошедших днях. Повесть отличается от других автобиографических произведений тем, что она написана от третьего лица.

   Я думаю, что автор писал о давно прошедших днях потому, что в конце повести есть фраза: "Этим событием кончается его детство", что означает, что событие происходило довольно давно.

2. Вам интересно было узнать о жизни Никиты? Проследите по тексту, какие отношения были у мальчика с учителем, мамой. Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?

   Отношения Никиты с учителем и мамой были доброжелательными. Они воспитывали в мальчике здравый ум, прямоту и честность. Семья Никиты и домашняя обстановка в доме была всегда очень доброй и родной, было видно, как все члены семьи заботятся о Никите и каждый пытается дать частичку своей любви мальчику, воспитать его хорошим человеком. Учитель терпеливо объяснял,  шутил, добивался послушания без принуждения.

3. Опишите учителя Никиты, используя слова из текста. Почему Никите приходилось «держать ухо востро»?

Характеристика учителя Никиты по цитатам: "удивительно расторопный и хитрый", "человек с рыжей бородкой", "все пронюхал ещё вчера и нарочно встал пораньше", "посмеиваясь, остановился у окна", "бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки".

Никите приходилось "держать ухо востро", потому что учитель Аркадий Иванович был очень пронырливым и всезнающим человеком, и он наперед мог предугадать будущие действия своего подопечного. Учитель пытался предостерегает его от всего.

 

4. Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал? А ваше слово — закон («сказал — сделал»)?

   Пахом – это плотник, работавший в поместье родителей Никиты. Жил он в людской, спал на печи, укрываясь овчинным тулупом. Был он черноволосый, кривой и рябой, но набожный и мастеровитый. Пахом – человек слова. Его ценным качеством было то, что он всегда выполнял обещания. Сам про себя он говорил, что, если он что сказал – это закон, сделает.

   По просьбе Никиты плотник смастерил особенную скамейку, на которой тот мог кататься с крутых заснеженных берегов, как на санках. На Сочельник он помог установить в гостиной большую елку, обтесав топором ствол и приладив к нему крест. А позже именно Пахом привез отца Никиты домой на санях, когда тот, возвращаясь весной в деревню, едва не утонул в соседнем овраге.

5. Кто из героев произведения вам больше всего понравился? Почему?

Мне понравилась мама Никиты, потому что она очень заботилась о сыне, всегда боялась за него. Например, эпизод с Клопиком. Мать очень боялась, что Никите рано еще самостоятельно ездить на лошади: может разбиться, может не справиться с необъезженным конем.

6. Похож ли Никита на вас, ваших друзей? Обсудите с другом, какие черты характера вы цените в людях.

Никита был не очень послушным ребенком, упрямым, не любил мыться, впрочем, как и все детишки. Он любил фантазировать, хотел больше веселых приключений, чем нудных и скучных уроков. Никита очень сильно любил гулять. Он был довольно умным мальчишкой, придумал идти по снегу, наступая на чужие следы, зачет хитрить он умел. Никита просто был веселый и озорной ребенок.

7. Напишите на эту тему сочинение-рассуждение.

        Сочинение по тексту "Детство Никиты" Толстого:

  "Детство Никиты" - это произведение Толстого о самых запоминающихся событиях из детства мальчика. В тексте Толстого происходит описание жизни Никиты в течение года - последнего года перед школой. Мне кажется, что это время как раз формируется характер. Ребенок по-особому воспринимает мир природы, быт и мир, который его окружает. Мальчик еще наивен, открыт и мечтателен:  "Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры".

  Мне интересно наблюдать за тем, как ребенок окунается в природу, одушевляя ее, фантазируя обо всем вокруг. Главный герой произведения Толстого с интересом относится и к народу, и к жизни деревни. Он ощущает себя неотъемлемой частью деревни, знакомится с разными характерами, уважает работящий народ. Мне эта повесть кажется интересной, увлекательной и очень атмосферной.

 

8. Текст разделён на части. Постарайтесь кратко передать содержание каждой части. Отметьте положительные стороны пересказа друг друга. Посоветуйте, как исправить ошибки, если они были допущены. Помните о культуре общения. Прочитайте пословицы, которые вам помогут в этом. Петь хорошо вместе, а говорить — порознь. Одно тёплое слово и в мороз согреет. Слова хороши, если они коротки. Когда говоришь — думай.

Пересказываем самостоятельно.

9. Выберите из текста диалоги, распределите роли, отработайте выразительное чтение.

Самостоятельно.

10. Возьмите в библиотеке книгу А. Н. Толстого «Детство Никиты» и прочитайте её.

Смотрите также: