ГДЗ по биологии 5 класс учебник Сивоглазов, Плешаков §11. Ткани растений









Тела многоклеточных организмов образованы различными тканями. Как вы думаете, какие преимущества получают многоклеточные организмы по сравнению с одноклеточными?

Преимущество многоклеточных выражается в том, что у многоклеточного организма появляется больше возможностей выжить в случае неблагоприятных условий. Так, если разрушить клеточную стенку одноклеточного организма, он погибает. Если же это произойдет с клеткой многоклеточного организма, он продолжает жить.

Проверь свои знания

1. Что называется тканью?

Ткани- группы клеток, сходных по происхождению, строению и функциям.

2. Назовите основные растительные ткани и их функции.

Образовательная ткань (меристема)

Функции: деление и дифференцировка (образование из однообразной ткани орг. других тканей).

Характеристика: клетки мелкие, недифференцированные, живые, с тонкой клеточной оболочкой; вакуолей обычно нет; часто делятся митотически, формируют все остальные ткани растений. По времени возникновения различают: первичные (в теле зародыша: семя, зона роста стебля ввысь, зона роста корня), вторичные (рост стебля в ширину). По расположению различают: верхушечные (апикальные: зона роста корня и конус нарастания побега), боковые (камбий, перицикл: обеспечение роста стебля и корней в ширь), вставочные (располагаются в основании междоузлий стебля и молодых листьев, обеспечивают рост междоузлий, образование побегов, листьев, придаточных корней), раневые (образ. на месте повреждений)

Основная ткань (паренхима)

Функции: ассимиляционная (фотосинтез, содержит хлоропласты, расположена в листьях и молодых стеблях), запасающая (накопление в-в: белков, жиров, крахмала; присутствует во всех органах растения), воздухоносная (вентиляция), водоносная (удержание влаги; хороша развита у водных растений и суккулентов), всасывающая (несут корневые волоски, с помощью которых => поглощение мин. в-в и воды из почвы; расположены в зоне всасывающих корней).

Характеристика: клетки крупные, неправильной формы, между ними большие межклетники (пространства).

Покровная ткань

Функции: защитная (от высыхания, перегрева, поедания животными, заражения бактериями и грибами), газообмен, фотосинтез.

Характеристика: различают эпидерму (первичный слой), перидерму (вторичный слой), корку (третичный слой). Эпидермис - бесцветные живые клетки, расположенные вряд, плотно прижатые друг к другу.

Выделительная ткань

Функции: накопление и выделение веществ.

Характеристика: представлены тканями наружной и внутренней секреции. Клетки по форме паренхимные, тонкостенные, долго остаются живыми. Внутренняя секреция: клетки - идиобласты; вместилища выделений; смоляные ходы; млечники (млечный сок). Внешняя секреция: железистые волоски; желёзки (эфирные масла); нектарники.

Механическая ткань

Функции: опорная (придание прочности  органам - стеблю).

Характеристика: клетки со значительно утолщенными клеточными стенками. Есть два типа: колленхима (клетки вытянуты вдоль оси; содержат хлоропласты; состоят из целлюлозы, гемицеллюлозы, пектиновых в-в); склеренхима (клетки с равномерно сильно утолщенными стенками; клетки мертвые; оболочки пропитаны лигнином.

Проводящая ткань

Функции: проведение воды и пит. в-в, обеспечение восходящего и нисходящего тока растения.

Характеристика: Восходящий ток ==> мин. соли (по сосудам и трахеидам древесины, по ксилеме), нисходящий ток ==> органические в-ва (по ситовидным элементам луба, по флоэме).

3. Каковы особенности строения и функции образовательной ткани?

Клетки образовательной ткани растительных организмов характеризуется наличием крупных, занимающих в отдельных случаях до половины объема всей клетки, ядрами. Также характерно наличие большого количества рибосом и митохондрий. Для большинства видов образовательных тканей растений не характерно наличие большого количества вакуоль, а те которые присутствуют в клетках - имеют не очень крупный объем.

Выполни задания

1. Сравните и объясните особенности строения проводящей и покровной тканей.

Проводящая ткань состоит из флоэмы (живые клетки) - проводит органические вещества и ксилемы (мертвые клетки) -проводит воду и минеральные вещества. Выполняет функцию проведения по всему растению.
Покровная ткань - состоит из эпидермиса(живые клетки), луба, пробки, корки и коры (мертвые клетки) и выполняет защитную и покровную функцию. 

2. Используя рисунок 45, опишите строение покровной ткани.

3. Придумайте загадку о тканях.

Ткань состоит из нейронов, конечно,
Спутницы-клетки рядом с ней вечно
Нейроны хранят от разных невзгод:
Защиту, питание дают и опору.

Обсуди с товарищами

Какие преимущества получили организмы с появлением тканей?

Появление мембраны позволило отделить содержимое коацервата от внешней среды, свойство избирательной проницаемости у мембраны вместе с этим предопределило дальнейшее развитие химической эволюции по пути развития все более совершенных и саморегулирующихся структур, вплоть до появления первых клеток.

Современный дом строится из множества различных материалов. Можно ли растение сравнить с таким домом? В чём это сходство?

Дом как растение состоит из множества материалов, каждый из которых выполняют свою функцию, но в целом они образуют единую систему.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

задания в рабочей тетради

1. В словаре иностранных слов найдите объяснение слова «функция».

ФУНКЦИЯ
( лат. functio исполнение)

1) обязанность, круг деятельности; назначение, роль;

2) мат. зависимая переменная величина, т. е. величина, изменяющаяся по мере изменения другой величины, называемой аргументом; линейная ф. - см. линейный ; алгебраическая ф. - см. алгебраический ; логарифмическая ф. - см. логарифмический ; гиперболические функции - см. гиперболический 2;

3) физиол. специфическая деятельность животного или растительного организма, его органов, тканей и клеток;

4) лингв. значение какой-л. языковой формы, её роль в системе языка, определяемая соотношением с другими формами.

2. Подберите к слову «функция» синоним.

Роль

3.  Составьте слово, которое содержит предложенные буквы: т, к, н, ь. Составьте с этим словом повествовательное предложение.

Ткань – это группа клеток схожих по своим признакам.

4. Составьте план раздела параграфа «Особенности строения растительных тканей».

Смотрите также: