ГДЗ по истории 5 класс учебник Никишин, Стрелков параграф 14









Благодаря чему вошёл в историю царь Хаммурапи?

Всю свою жизнь Хаммурапи стремился возвеличить Вавилонию и сделать ее самым могущественным центром Востока. На пути к поставленной цели он сумел покорить многие государства в окрестностях Вавилона, но наткнулся на жесткое сопротивление со стороны Римсина, правителя Ларсы.

Борьба между царствами длилась на протяжении 30 лет и, наконец, в 1762 году до нашей эры Ларса сдалась, а Римсин был изгнан за ее пределы. После победы Хаммурапи стал единоличным правителем всего Шумера и назывался «царем четырех стран света».
Наряду с военными победами, он прославился как мудрый правитель, создавший строго централизованную и упорядоченную систему власти. Царь придавал большое значение хозяйственным делам в своем государстве, вникал во все вопросы, проводил судебные и административные реформы.

Его законодательная деятельность была грандиозна по своим масштабам и до сих пор производит впечатление на историков. Во время своего правления Хаммурапи издал Кодекс законов, которые служили правосудию и позволяли поддерживать порядок в стране.


ИЗ ВВЕДЕНИЯ К ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

Я, Хаммурапи, царь, поставленный богами… солнце Вавилона, приведший к послушанию четыре стороны света.

Чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям.

1. Как характеризовал себя Хаммурапи во введении к законам?

Справедливым, назначенный Богами чтобы остановить беззаконие.

2. Как он определял цель своих законов?

 Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в самом начале своего правления; 2-й год его царствования назван годом, когда “он установил право стране”. Правда, этот ранний сборник законов не дошёл до нас; известные науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования.

ИЗ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ

Если человек не укрепил плотину на своей земле и вода прорвала плотину, затопила поля общины, пусть виновный возместит хлеб, который он погубил.

Если он не может возместить хлеб, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

Если человек скрыл в своём доме беглых раба или рабыню, то хозяин дома должен быть казнён.

Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба.

Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.

Если человек украл осла, овцу или раба, он — вор и его должно убить.

Если кто срежет рабу клеймо, тому должно отрезать пальцы.

Если раб женится на свободной женщине, то их дети — свободные, а не рабы.

Если раб скажет своему господину: «Ты не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а потом может отрезать рабу ухо.

Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф.

Если человек ударит по щеке высшего по положению, должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.

1. Чему посвящены приведённые статьи законов? Выделите и назовите основные группы статей.

Отношение к обществу

Отношение к рабам

2. Какие наказания предусматривались за те или иные нарушения? Были ли наказания за один и тот же проступок одинаковыми во всех случаях?

Казнь, штраф, удары плетью.

3*. Что можно сказать на основе приведённых статей о положении рабов в Вавилонском государстве?

Можно сказать о том что их убивали, били, относились как к животным! Их продавали и покупали, как обычный товар на рынках. 

1. Рассмотрите границы царства Хаммурапи на карте (с. 79). Какие государства существовали на этой территории раньше? Благодаря чему Вавилону удалось захватить столь обширные владения?

2. Раскройте, почему время правления Хаммурапи считается временем возвышения и расцвета Вавилонского царства.

Во время своего правления, которое длилось с 1792 года до его смерти в 1750 году до нашей эры, Хаммурапи во многих отношениях служил образцом того, как сочетать военную мощь, дипломатическую ловкость и политическое мастерство, чтобы построить империю, которая простиралась от Персидского залива вглубь страны на 250 миль вдоль рек Тигр и Евфрат.

На протяжении большей части своего правления Хаммурапи полагался на дипломатию для продвижения интересов Вавилонии, одновременно наращивая свою армию.

3. Расскажите, как историки обнаружили текст законов Хаммурапи. Какие стороны жизни древних вавилонян нашли отражение в законах?

Черный столб из базальта с текстом “Законов” был найден в 1901—1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с “Законами” во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся “судье богов”, покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи частично восстанавливаются по фрагментам копий “Законов”, записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.

Для работы с “Законами” необходимо составить себе предварительное представление об эпохе Хаммурапи — так называемом Старовавилонском периоде (кон. XX—нач. XVI вв. до н.э.). В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское “царство Шумера и Аккада” обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими (в Эшнунне — аккадской) династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I1, Вавилонское царство2, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770). Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792—1750) — незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию — объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем — Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы “Шумера и Аккада”, некогда уничтоженной кочевниками. Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.

“Законы” были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу (в самом деле небывалую) рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка.

“Законы” принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

4. Объясните, в чём состоит значение законов Хаммурапи для изучения истории Древнего мира.

Свод законов Хаммурапи даёт представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев. Законы Хаммурапи отразили заботу об укреплении и охране частной собственности. Покушение на неё каралось смертной казнью и отдачей в рабство. 

5*. Начните заполнять таблицу о древних государствах Междуречья.

Смотрите также: