ГДЗ по истории 5 класс учебник Никишин, Стрелков параграф 21









Что составляло основу общественного строя Древней Индии? Какие достижения духовной жизни и художественной культуры её народов стали достоянием мировой истории?

Социальная структура общества Древней Индии, как и в любом другом государстве Древнего Востока, формировалась под воздействием не только развития экономики, основой которой было орошаемое земледелие, но и под влиянием завоевания территории Индии «арийскими» племенами. Именно последнее обстоятельство способствовало складыванию особого кастово-варнового строя, наличие которого несколько отодвинуло на задний план деление общества на свободных и рабов. Кроме того, наличие продолжительное время сельской общины (грамы) и большая роль, которую она играла в индийском обществе, содействовали незыблемости кастово-варновой структуры общества.

1. Назовите основные индийские варны. Какой род занятий предписывался каждой из варн? *Как вы полагаете, какое значение имело то, что человек не мог изменить свою принадлежность к варне?

Основных варн четыре: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, но также существовала негласная каста неприкасаемых. Позднее слово «варна», означающее «цвет» (кожи?), переименовали в «касты» (от португ. «род») с подачи португальцев, которые впервые в XVI веке посетили Индию, хотя, по некоторым данным, считается, что варна и каста – это все-таки разные понятия: варна – это сословие по рождению, а каста – по виду деятельности.

Если мальчик рождался в семье земледельцев — то он не мог быть брахманом или кшатрием. Он будет заниматься тем же, чем и его отец - дедушка - и прадедушка. Древние индийцы верили в "жизнь — после смерти". На тот случай, существовала «карма». (Посмертная участь человека. Карма зависит от всех действий — хороших и плохих. Наградой за праведную жизнь может стать избавление от вечного переселения душ. Человек творивший зло, может перевоплотиться в растение или животное).

2. Систематизируйте в таблице информацию об основных религиозных учениях, появившихся в Древней Индии.

Судьба человека после воскрешения:

Индуизм и Буддизм (одинаково, перерождается)

Основные понятия учения:

Буддизм - Сохранять своё сердце чистым.

Индуизм - скорее всего схоже с Буддизмом.

Правила поведения человека:

Буддизм - Сохранять сердце чистым, не причинять боль, не делать зло.

Индуизм - скорее всего схоже с Буддизмом.

Главные Боги:

Буддизм - Богов нет. Будда.

Индуизм - Шива, Брахма и Вишну.

3. Используя иллюстрации параграфа и интернет-ресурсы, составьте описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистского или буддийского храма. Предположите, какое впечатление храм производил на верующих.

Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.
Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.
Центральное место занимает Будда, окружённый, дымящимися благовониями.
На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания.

4. Расскажите, о чём повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Чем они интересны для историков?

В индийской культуре две великие эпические поэмы — «Рамаяна» и «Махабхарата». Они представляют Высшее существо, как правило, в виде Вишну, который появляется на земле в критические периоды космических циклов. Эпические поэмы повествуют об этой вечной борьбе добра и зла, которую символизируют сражения, где участвует Вишну в человеческом воплощении.

5. Какие достижения древних индийцев вышли за пределы Индии и стали достоянием мировой культуры?  

Человечество обязано Древней Индии почти всем, что касается математики, уровень развития которой во времена Гуптов был гораздо выше, чем у других народов древности. Достижения индийской математики объясняются главным образом тем фактом, что индийцы имели четкую концепцию абстрактного числа, которое они отличали от числового количества или пространственной протяженности предметов. 
Индийская цивилизация подарила миру шахматы и десятичную систему счисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства, зародившиеся в Индии различные религиозно-философские системы, оказали воздействие на развитие многих цивилизаций Востока, стали неотъемлемой частью современной мировой культуры 
Средневековые индийские математики, такие как Брахмагупта (VII в.), Махавира (IX в.), Бхаскара (XII в.), в свою очередь, сделали открытия, которые стали известны в Европе только в эпоху Ренессанса и позднее. Они оперировали положительными и отрицательными величинами, изобрели изящные способы извлечения квадратного и кубического корней, они умели решать квадратные уравнения и некоторые типы неопределенных уравнений. Арь-ябхата вычислил приблизительное значение числа л, которым пользуются и сегодня и которое является выражением дроби 62832/20000, т. е. 3,1416. Это значение, гораздо более точное, чем вычисленное греками, доведено индийскими математиками до девятого десятичного знака. Они сделали ряд открытий в тригонометрии, сферической геометрии и исчислении бесконечно малых, в основном связанных с астрономией. Брахмагупта дошел в изучении неопределенных уравнений дальше того, что Европа узнала к XVIII в. В средневековой Индий прекрасно понимали математическую взаимосвязанность ноля (шунья) и бесконечности. Бхаскара, опровергая своих предшественников, утверждавших, что х : 0 = х, доказал, что результат — бесконечность.

6*. Рассмотрите историческое явление. Известно, что буддизм является одной из трёх (самой ранней по времени появления) мировых религий. Что, по вашему мнению, способствовало распространению буддизма за пределами Индии, в ряде стран Азии?

Распространению буддизма способствовало не только его толерантное отношение к другим религиям, но и понимание того, что каждый человек индивидуален и у него есть возможность достичь просветления.

В распространении религии в первую очередь сыграла роль география возникновения этого вероисповедания. Страны, где буддизм давно является основной религией, подарили эту веру соседствующим государствам. Возможность путешествовать по всему миру открыла людям из отдалённых стран знакомство с буддийской философией.

 

Смотрите также: