ГДЗ по истории 5 класс учебник Никишин, Стрелков § 29. Великая греческая колонизация









Почему древние греки в VIII–VI веках до н.э. переселялись за море, в чужие земли? Какие последствия это имело?

 

1. Поясните, что побуждало древних греков основывать поселения за пределами своей страны. Что такое колония?

Потому что они стремились добиться лучшей жизни на новых землях. Так земли Греции не были богатыми. В основном самые большие города находились на берегах, где главным занятием было рыболовство и морская торговля. В связи с чем, многие желали отправиться жить на новые земли, где они бы смогли получить больше земли для освоения.

2. Покажите на карте (с. 155) крупнейшие греческие колонии. Чем объяснялось создание большого числа поселений на столь обширной территории? Что было необходимо для этого?

3. Охарактеризуйте положение греческих колоний. Как они управлялись? В чём заключалась их связь с метрополиями?

Образование колоний древних греков на берегах Средиземного и Чёрного морей относится к VIII—VI вв. до н. э., времени формирования полисов Греции, и этот процесс называется «великая греческая колонизация». Дорийские и ионийские колонисты расселяются по северной части Средиземного моря, затем они оказываются в Чёрном море. Греки не открывали новых территорий, а шли известными путями финикийцев, вытесняя их. Они не шли вглубь этих территорий, ограничиваясь побережьями. Множество греческих полисов, которые контролировали свои территории, управляло ими по разному: была и тирания, и олигархия, и демократия. В Древней Греции того времени существовал рабский труд, и управление было необходимо для контроля работников и повышения эффективности их труда. Между метрополией и колониями была тесная связь. Колонисты как всегда отмечали религиозные праздники метрополии, и посылали туда своих послов для участия в них. Колония не враждовала с метрополией. Это было необходимо для наличия торговых связей метрополии с колонией, однако в более поздний период их отношения иногда и обострялись. Заимствование колонией религиозных культов метрополии было политически необходимо и важно. Религиозное единство с метрополией давало право колонистам вернуться на родину и восстановить их гражданство. Так укреплялась связь между городами, ибо в колонии утверждался аналогичный с метрополией политич. строй, те же филы, те же законы, те же боги и даже тот же огонь горел на очаге общины. В то время это была единственно возможная связь. Колонии, зачастую находившиеся от метрополии на очень значительном расстоянии, не могли друг с другом поддерживать постоянную связь. В зимние месяцы, когда останавливались морские связи, останавливалась и связь колоний с метрополиями. По этой причине колонии за пределами Греции постепенно превращались в независимые полисы, проводившими свою внутреннюю и внешнюю политику. Метрополии не сопротивлялись этому, т.к. главная цель, поставленная городами, – укрепление торговых связей и освобождение от лишнего населения городов, была уже обеспечена. Главные принципы взаимодействия метрополий и колоний: 1. Торговля велась между колонией и метрополией для налаживания жизнедеятельности метрополии. 2. Колонии не торговали друг с другом. Связь сети колоний работает только с центром – метрополией. 3. Метрополии торгуют между собой по схеме метрополия – метрополия и воюют между собой за колонии. 4. Контроль за колониями осуществляется с помощью военной силы из «метрополии». Вывод: метрополия – одна из классических форм государственного устройства, а отношения и связь метрополий с колониями являются способом организации межгосударственных отношений.

4. Какое значение имела Великая греческая колонизация VIII – VI веков до н.э. для Греции, для мировой истории?

Можно выделить две основные группы предпосылок колонизации: экономическую и политическую. К первой из них следует отнести прежде всего возникший в результате демографического взрыва начала эпохи архаики острый «земельный голод» (стенохорию). Греческие полисы обладали лишь весьма ограниченными природными ресурсами. Их сельскохозяйственная округа (хора) была, как правило, невелика, почвы большинства областей Эллады — недостаточно плодородны. В результате со временем не удавалось уже обеспечить нормальное существование всем гражданам города-государства. Соответственно, часть населения порой просто вынуждалась эмигрировать и искать средства к жизни на чужбине.

5*. Подготовьте сообщение о скифах (используйте материал учебника и информацию из Интернета).

6*. Рассмотрите историческое явление. Некоторые из созданных древними греками колоний «пережили» своих основателей. На протяжении тысячелетий они сохранились как города, хотя и меняли свои границы и названия. Приведите примеры. Чем вы это объясните? Что требовалось городам для столь долгой жизни?

Смотрите также: