Вопросы по литературе 5 класс учебник Чертов, Ипполитова, Трубина часть 1 страница 101-114









Страница 101

Индивидуальные задания

1. Расскажите об одном из персонажей сказки «Снежная королева» (Герде, Кае, Снежной королеве, старушке, которая умела колдовать, маленькой разбойнице). Используйте следующий примерный план: внешность, особенности внутреннего мира, черты характера, поступки, его отношение к окружающим, речь героя, отношение автора к герою, перемены в герое на протяжении повествования, ваше отношение к герою.

Герда — очень важная героиня в мире Андерсена: она доказывает возможность борьбы со злом — мистическим, всесильным, уродливым. При этом Герда действует не в одиночку: в полусказочном мире, где вполне бытовые, даже реалистические герои (вроде лапландки или финки) соседствуют с говорящими воронами и оленями, к ней тянутся все, нет ни одного персонажа, который бы не пытался ей помочь. И дело не только в доброте, торжествующей, несмотря на происки тролля. Герда обладает даром привлекать к себе все доброе и отталкивать дурное. Во время своих долгих странствий Герда проявляет себя только с лучшей стороны. Она милая, приветливая, добрая и это привлекает к ней не только различных людей, но и животных, и птиц. Она храбрая, терпеливая, настойчивая, и это помогает ей не унывать от неудач и не терять веру в то, что она найдет Кая. Она верная, любящая, надежная, и это помогает ей справиться с чарами самой Снежной королевы и растопить лед в сердце мальчика.

 

2. Творческое прочтение. Опишите словами царство Снежной королевы или подготовьте иллюстрацию.

Царство Снежной Королевы

Царство Королевы холодов, так и говорит нам, кто его хозяйка. Он наполнен невероятно красивым, прозрачным, но таким чужим, не гостеприимным характером.

В нем всего лишь два цвета-это синий и белый, кроме снега и льда здесь ничего и нету.

Изо льда построен прекрасный и величественный дворец, а снег окружает его, будто охраняет...

3. Публичное выступление. Подготовьте презентацию одной из литературных сказок X. К. Андерсена. Включите в своё выступление чтение или пересказ одного из эпизодов.

4. Внеклассное чтение. Составьте книжную полку произведений своих любимых писателей-сказочников. Какие литературные сказки вы поставите на эту полку?

1. А. С. Пушкин. С его произведениями знакомятся во всех классах. Что относится к ученикам 3 и  4 классов то это стихотворения и три сказки:

  • первая это - "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди";
  • вторая сказка этого автора это - "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях ";
  • третья сказка - «Сказка о попе и о работнике его Балде».

2. Д. Н. Мамин-Сибиряк. С этим авторам учащиеся данных классов знакомятся на основе сказок:

  • «Аленушкины сказки»;
  • "Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши";
  • "Косые Глаза, Короткий Хвост".

3. В. М. Гаршин. Знкомство с любимой сказкой многих учащихся, по которой снят также мультфильм, а именно "Лягушка-путешественница".

4. В. Ф. Одоевский "Городок в табакерке". Знакомство с этой сказкой подразумевает подготовительную словарную работу.

5. В. М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

6. П. П. Бажов. Знакомство с творчеством великого русского писателя, а именно сказка "Серебряное копытце". По данной сказке снят известный мультфильм, который любят и взрослые и дети.

7. С. Т. Аксаков "Аленький цветочек". Известная и любимая сказка ребят уже нескольких поколений.

Со следующими сказками учащиеся знакомятся на усмотрение  учителя.

8. М. Г. «Случай с Евсейкой».

9. К. Г. Паустовский «Стальное колечко».

10. А. П. Платонов «Разноцветная бабочка».

 

5. Публичное выступление. Расскажите о биографии одного из писателей-сказочников, используя энциклопедические издания.

Пушкин Александр Сергеевич – великий русский писатель, поэт, публицист, прозаик, драматург, публицист, критик и основоположник новой литературы России. Роль этого великого мастера в русской литературе уникальна. Он показал серьезные достижения традиций XVIII – XIX вв., принял огромное участие в создании литературного русского языка, соединив и письменный, и устный его варианты.26 мая в 1799 году в дворянской семье в городе Москве. Его отец, Львович Сергей, принадлежал к дворянскому роду. Дед Надежды Иосифовны, его матери, Ганнибал Абрам Петрович был африканец и являлся воспитанником и слугой самого царя Петра I.

6. Составьте кроссворд «Литературная сказка», в котором укажите не только имена и фамилии писателей, сказочных персонажей, но и названия стран, городов, волшебных предметов, художественных приёмов, используемых в литературных сказках.

1. Жанр литературы ( ответ: Лирика)

2. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. ( ответ: сказ)

3. Стихотворение, опубликованное в 1832 году, написанное в кишиневской ссылке, автор которого: А.С. Пушкин. ( ответ: Узник)

4. Какой автор написал серию книг «Гарри Поттер?» ( ответ: Дж. К. Роулинг»

5. Название столицы России. ( ответ; Москва)

6. Волшебный предмет, которым обладала Сьюзен Певенси, из серии книг «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. ( ответ; Волшебный лук)

7. Подготовьте рассказ о герое одной из литературных сказок, укажите отличия этого героя от героев фольклорных сказок. Нарисуйте его словесный портрет.

Памятник Бременским музыкантам Ведущий: - Братья Гримм, Якоб и Вильгельм, – прежде всего знатоки немецкого языка. Они при жизни были знамениты как серьезные ученые, но даже сами не предполагали, что всемирную славу, славу на века им принесут вовсе не научные труды, а сказки, которые они собирали по всей Германии. Вот как в жизни бывает. Братья собрали более 200 сказок и издали их в нескольких сборниках под общим названием «Детские и семейные сказки». И действительно, веселые сказки братьев Гримм, высмеивающие лень, жадность, зависть, скупость, трусость и восхваляющие трудолюбие, находчивость, сострадание, скрасили детство множеству поколений и до сих пор находят все новых читателей среди детей и взрослых. Быть может, в эту самую минуту кто-то впервые взял в руки книгу, в которой оживают бременские музыканты. А еще спешу сообщить вам, что в германском городе Бремене выстроили свою пирамиду у стен ратуши знаменитые бременские музыканты – Осёл, Пёс, Кот и Петух. Такими их изваял в бронзе профессор Герхард Маркс. (Показать иллюстрацию.)     Главные герои сказки — обиженные своими хозяевами осёл, собака, кот и петух отправляются в город Бремен, чтобы стать городскими музыкантами. Только они не могли в один день дойти до Бремена и решили переночевать в лесу. Осёл и собака улеглись спать под большим деревом, кот устроился на ветвях, а петух взлетел на самую верхушку дерева — там ему казалось всего безопаснее. Остановившись на пути в лесу, они обнаруживают разбойничью хижину. Бременские музыканты забираются друг на друга и исполняют свою «музыку» (Осёл заревел, собака залаяла, кот замяукал, петух запел). Разбойники в страхе убегают.

Практикум. Аннотация

Страница 103-105

О чём пишут в аннотации? Кому она адресована? С какой целью помещена в книге? Читаете ли вы подобные тексты, когда знакомитесь с книгой? Помогают ли они вам как читателям? Чем различается оформление выходных данных книги и текста аннотации?

Страница 105-106

Вопросы и задания

1. Напишите аннотацию к одному из произведений, которое вам особенно понравилось и которое вы советуете прочитать одноклассникам.

Пишу аннотацию к  "Алисе в стране чудес":

В книге "Алиса в стране чудес" рассказывается об удивительном путешествии маленькой девочки Алисы по странному, и оттого еще более впечатляющему, миру в кроличьей норке. В один сонный не предвещающий ничего нового день Алиса спокойно дремала в саду. Неожиданно рядом с ней пробежал белый кролик. Но не обычный кролик, каких много, а с часами и сюртуке. Это на столько удивило Алису, что она побежала за расторопным кроликом прямиком в его норку. С того момента и начались ее приключения. По пути она встретила и говорящие цветы, и улыбчивого чешира, и даже, живое яйцо. А также еще многих волшебных обитателей этого мира, о которых вы узнаете, прочитав эту замечательную сказку, с интересным сюжетом и неожиданной концовкой.

2. Подготовьте выставку аннотаций, дополнив её иллюстрациями к литературным произведениям. Придумайте название для выставки и её разделов («Советуем прочитать», «Это стра-а-ашно интересно», «Обязательно прочитайте», «Для любителей посмеяться» и т. п.).

3. Проанализируйте аннотации, приведённые ниже. Разверните их содержание, включив в него те или иные смысловые части (советы читателям, призыв к ним прочитать произведение, оценку книги и её героев и т. п.).

 

Древнерусская литература

Из «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Страница 114-115

Вопросы и задания

1. К какому историческому периоду относят возникновение литературы в Древней Руси? С какими событиями оно было связано?

Возникновение древнерусской литературы относят к периоду Крещения Руси. Это 10-й век. Появление литературы связано с тем, что было необходимо переводить церковные книги для просвещения людей. Самой древней книгой является "Остромирово Евангелие", и она относится к 1056—1057 годам.

2. Укажите хронологические рамки древнерусской литературы.

Первый период —  это литература древнерусского государства.

Второй период — середина XII в. - первая треть XIII (появление литературных центров, как: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского).

Третий период —  конец XIV в. и первая половина XV в., это период патриотического подъема в литературе (летописание).

Четвертый период — это период литературы Русского централизованного государства XIV - XVII вв.

 

3. Чем близка литература Древней Руси мифологии и фольклорным произведениям?

Древнерусская литература появляется с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и высокоразвитых формах устного поэтического творчества. Наибольшую роль играет в ее формировании народный эпос1: исторические предания, героические сказания, песни о воинских походах. Княжеские дружины в Древней Руси совершали многочисленные воинские походы, имели своих певцов, которые слагали и пели песни-славы в честь победителей, величали князя и воинов его дружины. Фольклор для древней литературы был основным источником, который давал образы, сюжеты, через фольклор проникали в нее художественные поэтические средства народной поэзии, а также народное понимание окружающего мира.

Фольклорные жанры входили в состав литературы во все периоды ее развития. Письменность обращалась к таким жанрам народного творчества, как предания, пословицы, славы и плачи. И в письменности, и в фольклоре, особенно в летописании, использовались старые традиционные образные выражения, символы, иносказания. Многие предания в летописи по своим мотивам близки к былинным, в них используются, как и в народном эпосе, поэтические образы врагов-великанов, страшных чудовищ, в поединок с которыми вступают герои, образы мудрых женщин. Даже в исторических жанрах призывы, прославления, плачи близки к народной поэзии. Характерна для литературно-фольклорных связей и близость к героическому эпосу. Образ Бояна, пение славы князьям, песенность и ритмичность строя, использование повторов, гипербол, родство образов героев с былинными богатырями, широкое использование народно-поэтической символики (представление о битве как о посеве, молотьбе, о свадебном пире) характерно для древнерусской литературы. К символическим образам близки сравнения героев с кукушкой, горностаем, Буй-Туром. Природа в древней литературе, как и в народной поэзии, печалится, радуется, помогает героям. Характерен мотив превращения героев, как в сказках, в животных и птиц. Используются одинаковые выразительно-изобразительные средства: параллелизмы2(«солнце светит на небесах — Игорь князь в русской земле»), тавтология3 («трубы трубят», «мосты мостить»), постоянные эпитеты («борзый конь», «черная земля», «зелена трава»). Иносказательна речь героев, символичны картины видений. Наличие художественных средств в отдельных произведениях говорит об их близости к народно-поэтической системе. Связь с фольклором ощутима почти в каждом произведении древней литературы, где-то они более заметны, где-то менее. Некоторые жанры близки к песенным лирическим жанрам народной поэзии — это славы и плачи, в них народный язык, народные образы и интонация («о, светло светлая и красно украшенная»).

 

4. Что такое летопись? Откуда произошло название «летопись»? Почему летописанию придавалось такое большое значение в Древней Руси?

Летопись это запись исторических событий. Летописи стали писать с 11 века, писали их летописцы. Многие оригиналы, безусловно, не сохранились до наших дней, но остались их копии, а также переработки. Писали летописи очень умные люди, в основном уже старческого возраста, умные, мудрые, довольно много знающие. Летописанию придавалось такое большое значение в древней Руси потому, что в летописях содержались основные исторические факты.

5. Что в прочитанных вами фрагментах из «Повести временных лет» имеет отношение к истории, а что — к литературе?

Повесть относится к истории по линии летописцев: например Нестор Летописец. А к литературе как летопись.

6. Какие версии о возникновении Киева сообщает летописец? Почему летописцу важно сказать не только о самом факте княжения Кия, но и о тех великих почестях, которые были оказаны Кию в Царь-граде?

7. Точка зрения. Какое значение имел поединок, описанный в «Сказании о юноше-кожемяке», для Русской земли? Что прославляет летописец?

Это легенда о том, как Кожемяка, простой русский человек, спас родную землю от печенегов. Значение для русской земли - избежание войны. ("Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать 3 года. Если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года...")

 

8. В чём схожесть «Сказания о юноше-кожемяке» с фольклорными произведениями?

Сюжет о кожемяке, который спасает княжескую дочь, распространен в фольклоре. Также с произведениями устного народного творчества данное сказание роднит:

1. Полуфантастический характер повествования (хотя события описываются как реальные, мы понимаем, что многое из рассказанного - вымысел);

2. Образ главного героя (многое в нем напоминает богатыря из древней былины или персонажа какой-то волшебной сказки);

3. Язык повествования (много образных и художественных средств, которые характерны для фольклора).

 

9. Сочинение. Попробуйте описать портрет юноши-кожемяки. Каким вы его представляете? В чём секрет силы русского юноши? Что в человеке, по мнению летописца, особенно достойно уважения?

Сказка это или быль, а только жил в городе Киеве в Кожевенной слободе мастер - Никита Кожемяка. С малолетства привык он все своим трудом добывать. Как в возраст вошел, стал косая сажень в плечах, силушка в руках такая, что двенадцать кож воловьих сразу в Дону мыл да мял.

Прознал про него царь киевский, у которого Змей Горыныч дочку Марью-царевну в жены себе взял. Выведала Марья, что есть человек сильнее Змея поганого. Бросился царь к нему лично, с просьбой освободить царевну. Скромен был Никита Кожемяка, испугался он визита царского, шкуры порвал, попортил. Да и на уговоры и подарки не позарился. Собрал тогда царь пять тысяч детей-сирот, чтобы просили Никиту избавить землю от чудища. Тронули слезы детские богатыря, может и сам он осиротел по вине Змея.

Обмотался Никита пенькой смоленой, взял палицу тяжелую и пошел на врага. И мял он его и в землю вколачивал, пока не признал Горыныч в нем силу, не попросил землю надвое поделить меж ними. Только для виду поддался Никита на эти уговоры. Вспахал он межу, запрягши змея, а потом и море велел пахать. Там и утопил Змея.

Никита Кожемяка - собирательный образ могучего русского народа. В нем сила, и храбрость, скромность и достоинство, мудрость и смекалка. Так и видится мне могучий пахарь в русской рубахе и кожаном фартуке, русые кудри подвязаны, сильные руки бороздят стальным плугом чернозем. Молод и волен богатырь, в его прищуре - смекалка народная, в его устах - песня богатырская, в его груди сердце жаркое и справедливое.

 

10. Точка зрения. Каким уроком и почему должны были служить рассказы летописца о первых русских князьях, которые прославляли Русскую землю, защищали её от врагов, для князей, занятых междоусобными войнами? Как на основе летописных рассказов раскрывается идея могущества и единства Русской земли?

Рассказы летописца, в первую очередь, могли стать примером для будущих поколений. Особенно важны были эти летописи для князей занятых междоусобными войнами. Но если бы они обращались к ним, то возможно, не было бы раздробленности Руси. Не было такого сильного татарского гнета. Ведь, при всеобщем объединении Русь смогла бы противостоять врагам.

Тогда Русь могла стать сильной могущественной державой. Именно это пытается донести до будущих поколений летописец.

 

Смотрите также: