Вопросы по литературе 5 класс учебник Чертов, Ипполитова, Трубина часть 1 страница 145-172









Страница 146

Вопросы и задания

1. Как в стихотворении «Зимнее утро» сочетаются яркие картины зимней природы и изображение настроения человека? Какое настроение преобладает в стихотворении?

2. Точка зрения. Какие чувства и образы вызывает у вас зима? Что в нарисованной поэтом картине показалось вам особенно знакомым и близким? Какие образы людей, животных, растений, явлений природы помогают представить яркую картину зимнего утра?

Пушкин рисует радостные, веселые картины зимы: «мороз и солнце; день чудесный!»; «под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»; «вся комната янтарным блеском озарена»; или, наоборот, мрачные: «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»; «бури завываньем». В стихотворении «Вот север, тучи нагоняя» поэт называет зиму волшебницей, потому что вся природа преобразилась. как в сказке, засверкала драгоценными каменьями, засверкала от снежного покрова. Пушкин обожает зиму с ее способностью укрыть от взора невзрачную черную землю покровом сверкающей белизны, превратить лес в волшебную белую сказку. Все зимние пейзажи поэта завораживающе прекрасны, восхитительны, так можно писать только о том, что искренне любишь.

3. Какие художественные приёмы использует поэт при создании образа русской зимы? С какой целью в стихотворении, посвящённом прекрасному солнечному зимнему утру, поэт вспоминает о вчерашней вьюге?

А.С.Пушкин описывает вчерашнюю вьюгу, чтобы показать, что пасмурный, темный день, теперь в прошлом. Наступил новый, солнечный, зимний день.

 

Происходит контрастность : света и тьмы.

 

Все плохое всегда проходит, и наступает новое, чудесное время. Непогода не длиться вечно, всегда приходит теплый, нежный лучик солнца, символизирующий новое, радостное время.

4. Чем отличается «Зимнее утро» от ранее прочитанных вами стихотворений «Зимний вечер» и «Няне»? Сделайте вывод о том, как картины природы в художественном произведении помогают пере-дать эмоциональное состояние человека.

Оказавшись в Михайловском, Пушкин внезапно ощутил одиночество и скуку. В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе. Это настроение не могло не отразиться на его стихах. Примером является стихотворение «Зимний вечер». В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью. И внезапно, в третьей строфе появляются светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин. Автор, будто заявляет, никогда не нужно предаваться унынию, невзгоды преходящи, за ними обязательно последуют светлые и радостные дни. Описав прелести природы, герой вновь обращает свой взор на комнату в четвертой строфе стихотворения. Комната эта уже не уныла, как накануне, она озарена золотым, манящим «теплым янтарным светом». ("Зимнее утро")

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Страница 164-165

Вопросы и задания

1. Читали ли вы прежде эту сказку Пушкина или вы знакомы с её содержанием по мультфильму? Расскажите о своих первых впечатлениях.

Нет, раньше я не читал эту сказку.

2. О каких произведениях фольклора, литературы и других видов искусства напомнила вам «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина похожа на волшебную народную сказку. В ней, как и в народной, идет борьба добра и зла, то есть действуют добрые герои (например,Царевна, семь богатырей, королевич Елисей) и злые (мачеха прежде всего). Так же, как в народной сказке, здесь добро одерживает победу над злом. Царевну отыскал Елисей, она ожила, а злая мачеха умерла - от злости на царевну и зависти к ней. Кстати, во многих народных сказках, как и в пушкинской, героиней является именно злая мачеха, которая обижает падчерицу, житья ей не дает.Кроме того, здесь одухотворяются силы природы и действуют как самостоятельные герои (Ветер, Солнце, Месяц).

В сюжете сказки есть путь героя (царевна бродит по лесу, находит дом семи богатырей, Елисей ищет царевну)

В сказке есть троекратное повторение событий, используются волшебные числа (семь богатырей). В этой сказке, как и в волшебной народной, есть волшебные предметы (говорящее зеркало у царицы-мачехи)

Очень близок народной сказке и язык произведения А.С. Пушкина. Здесь мы слышим постоянные эпитеты (красна девица, темная ночка,солнце красное, светлая горница и др.), уменьшительно-ласкат­ельные суффиксы (белая ручка, белешенька земля).

3. Какие черты фольклорной волшебной сказки (темы, образы, приёмы, особенности построения) присутствуют в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

В основе произведения лежит русская народная сказка, которая была свободно обработана поэтом, здесь также сказалось и влияние немецких фольклорных традиций. Но сама сказка Пушкина - это несомненно оригинальное произведение, в нем утверждается идея нравственного превосходства подлинной красоты сердца над красотой внешней, носительницей которой является царица: она "на свете всех милее, всех румяней и белее", она "прекрасна, спору нет". Красота царицы не может быть признана подлинной, потому что для царицы она становится высшей ценностью, "красотой ради красоты", для сохранения своего "первенства" царица готова погубить девушку, вся "вина" которой заключается в том, что она, "царевна всех милее, всех румяней и белее". И такое поведение царицы, по мнению автора-рассказчика, не может быть оправдано ничем, здесь не помогают ни красота, ни то, что царица "у умом, и всем взяла" - душа ее разъедена завистью, и спасения от этой болезни нет.

Образу царицы в произведении "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкина противопоставлена "царевна молодая", в которой красота внешняя всего лишь выражает ее глубокую нравственную красоту. Исследователи творчества Пушкина единодушны в том, что в образе царевны поэт воплотил народные представления о том, какой должна быть "идеальная" девушка: верность, доброта, скромность, уважение к людям, умение трудиться и настоящая любовь к труду - вот черты, отличающие созданный поэтом образ. Последнее - отношение к труду - лучше всего проявляется в том, как, оказавшись в тереме семи богатырей, царевна "убирается" в нём, создавая уют: "Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку".

Душевная красота царевны покорила богатырей, и здесь Пушкин вводит сцену, которой нет в фольклорных источниках: сцену сватовства богатырей к царевне. В этой сцене "верность суженому" оказывается для царевны превыше всего, и богатыри, благодарные ей за искренность и прямоту, испытывают к ней ещё большее уважение.

Как и положено в сказке, порок наказан, а добродетель вознаграждена. Пушкин в образе царевны сумел создать во многом идеальную девушку, которая в народном сознании воплощает женское начало, и счастливая судьба оказывается для нее вознаграждением за духовную красоту, верность себе и тем идеалам, которые составляют основу её характера.

4. Как нарисован в сказке образ царевны? Кому противопоставлена царевна в сказке?

Образ царевны в этой сказке очень стеснительный, красивый.

5. Публичное выступление. Подготовьте рассказ о царице. Нарисуйте её портрет. Как показано в сказке несоответствие внешней красоты и злого нрава?

6. Точка зрения. Какие силы, добра или зла, преобладают в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Как в любой сказке, в пушкинском произведении показаны силы зла в образе красивой царицы, второй жены царя, и силы добра, олицетворяют которые молодая царевна, Чернавка, семь богатырей, пес Соколко, Елисей, природные стихии Ветра, Солнца, Месяца. Побеждают козни мачехи, завистливой женщины, положительные качества героев: доброта царевны, жалость Чернавки, гостеприимство богатырей, жертва собаки, верность жениха, помощь природы). Сказка заканчивается смертью царицы от зависти.

7. Точка зрения. Какое отражение в сказке нашли народные представления о подлинной красоте? Приведите примеры из текста, которые помогают создать образ доброй, скромной, трудолюбивой девушки.

8. Объясните, как характеризуют царевну следующие строки: «Пёс бежит за ней, ласкаясь...»; «Всё порядком убрала...»; «Засветила Богу свечку...»; «Им она не прекословит, не перечут ей они...».

9. Приведите примеры использования в сказке традиционного сказочного приёма повтора.

Обращение царицы к зеркальцу: "Свет мой, зеркальце, скажи..."

Обращение Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру.

10. Вы уже отметили много характерных особенностей «Сказки о мёр-твой царевне и о семи богатырях», сближающих её с народной сказкой. В чём её отличие от фольклорной сказки?

11. Творческое прочтение. Выберите наиболее понравившийся вам фрагмент сказки и подготовьте его выразительное чтение.

 

Читаем выразительно.

Страница 165

Индивидуальные задания

1. Публичное выступление. Подготовьте заочную экскурсию или презентацию (публичное представление) альбома «Пушкинская Москва» или «Пушкин в Михайловском». Подберите фотографии, репродукции картин и отрывки из произведений поэта в качестве иллюстраций.

2. Вместе с товарищами. Составьте сборник «Русская зима в изображении А. С. Пушкина», в который включите отрывки из стихотворений поэта, романа в стихах «Евгений Онегин», повести «Метель» и романа «Капитанская дочка».

3. Опыт исследования. Выпишите из текста «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» словосочетания, включающие эпитеты. Какой эпитет показался вам самым ярким, необычным? Какие постоянные эпитеты, заимствованные из фольклора, используются поэтом?

эпитеты-речка тихоструйная, высокая гора, глубокая нора, тьма печальная, гроб хрустальный, гора крутая, страна пустая, тёмный вход, мгла печальная, вечный сон, изумленные глаза, сон пустой, нраву кроткого такого, мерзкое стекло, чёрной зависти, парень румяный/

4. Сопоставьте обращения королевича Елисея к солнцу, месяцу и ветру. Как построены эти обращения? Почему Елисей не сразу излагает суть своей просьбы? Как это характеризует героя?

5. Творческое прочтение. Какие иллюстрации к сказке Пушкина вам особенно понравились? Нарисуйте свои иллюстрации или эскизы костюмов для театральной постановки. Какую музыку вы подобрали бы для этой постановки?

6. Вместе со старшими. Какая сказка Пушкина завершается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»? Какие уроки можно извлечь из пушкинских сказок?

"Сказка о золотом петушке" заканчивается словами:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок

7. Внеклассное чтение. Прочитайте самостоятельно сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Чем она отличается от сказки Пушкина?

Мне кажется, что различие в том, что в "Спящей царевне" она укололась веретеном и уснула на триста лет.

А в "Сказке о мертвой царевне..." она откусила отравленное яблоко.

В первой сказке у царевны не было мачехи и она не жила у семи богатырей.

И в "Спящей царевне" она уснула вместе со всеми своими окружающими людьми.

А во второй сказке Царевну богатыри перенесли - в гроб хрустальный положили. Это "Спящая Царевна".

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ

Страница 168-169

Вопросы и задания

1. Какие стихотворения, сказки Лермонтова вы читали? Какие смотрели фильмы, созданные по его произведениям? Поделитесь с одноклассниками своими впечатлениями об одном из них.

Из всех произведений Михаила Юрьевича Лермонтова мне запомнилось стихотворение "Три пальмы". Мне очень понравился сюжет и тот глубокий смысл, который заложен в нем.

Три пальмы считали себя несчастными, они страдали от одиночества в пустыне. Однако, они выполняли довольно важную миссию, они закрывали своими ветвями ключ, который протекал рядом. Но им этого было мало, и они все роптали на Бога. А за это их Бог наказал, сделав так, что пришли люди и срубили их навсегда.

 

2. Какие черты характера Лермонтова и под влиянием каких событий и обстоятельств сформировались в детские годы?

В детстве Лермонтов был очень болезненным мальчиком, его воспитанием занялась бабушка по материнской линии, отвергнувшая отца. она несколько раз возила внука на Кавказ к кислым водам и уже тогда у ребёнка на всегда в памяти сформировался пейзаж всех красот кавказской родины.

 

3. Прочитайте отрывки из воспоминаний о поэте. Каким предстаёт в них облик поэта в детские годы?

Смотрите также: