search
menu
person


ГДЗ Литература 5 класс Меркин

ГДЗ Литература 5 класс


ГДЗ по литературе за 5 класс издателя Меркин, станет одним из незаменимых репетиторов при изучении домашнего задания. В этой книге девятиклассник увидит решения примеров с пояснениями и комментариями на каждую тему пособия. В этом пособии подробно изложен ход решения, с помощью которого, каждый первоклассник, не бездумно спишет задание, а также запомнит, как оно решалось. Умное применение ГДЗ Литература 5 класс Меркин обеспечит одиннадцатикласснику получить новые навыки и усвоить пройденный материал. Для самостоятельного усвоения изученного материала рекомендуется решить несколько иных идентичных примеров, это хорошо повлияет на будущих оценках.

Часть 1

В данном решебнике находятся ответы на следующие вопросы:

1. Как вы поняли слова о том, что человек познаёт происшедшее до него «со скоростью перелистываемой страницы»? Свои рассуждения подкрепите примерами из жизни.

2. Назовите свою любимую книгу. Почему она вам нравится?

3. Рассмотрите учебник литературы, по которому вам предстоит учиться в этом году. Обратите внимание на введение, рассказы о писателях, вопросы и задания, статьи и словарь в конце книги, оформление и иллюстрации. Расскажите об их назначении.

1. Как возникали древние легенды и предания? Кто распространял их в Древней Греции?

2. На основе чего создавал свои поэмы древнегреческий поэт Гомер?

3. Какие события предшествовали рождению главного "бога — Зевса?

4. Кем были рождены небо, горы, море?

5. Кто были родителями Реи, матери Зевса? Как вы думаете, почему для древних людей это было необычайно важно?

1. Составьте план легенды.

2. Какой эпизод показался вам самым занимательным? Почему?

3. Каким вы представили себе Полифема? Устно опишите его.

1. В начальной школе вы уже встречались с различными жанрами фольклора: пестушками, потешками, скороговорками, прибаутками, заклинками, загадками, пословицами, поговорками. Эти жанры называют малыми формами фольклора. Как вы думаете, почему?
2. Приведите примеры из малых фольклорных жанров. Какие жанры вы вспомнили?

1. Придумайте несколько загадок о предметах и явлениях нашей жизни. Загадайте эти загадки своим друзьям.

2. Что помогает разгадать загадку? Назовите знакомые вам образные средства языка, используемые в загадках.

3. Знаете ли вы загадки с числительными? Запишите их.

1. Вначале даны пословицы других народов, затем — русские. К каждой зарубежной подберите русскую.

Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь.

С богачом о бедности не говорят. Друга узнаёшь в опасности. Если есть дым, есть и огонь. За стаей фазанов погнался — ни одного не поймал. Молчаливость лучше многословия. Зонт готовь при ясной погоде. Много людей, много и мнений. Не суди человека по его внешности. Из иголки делают палку. Плясать под чужую музыку.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Слово — серебро, молчание — золото. Друзья познаются в беде. Готовь сани летом, а телегу — зимой. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Сто голов, сто умов. Из мухи делать слона<?Сытый голодного не разумеет. Дыма без огня не бывает. Плясать под чужую дудку. По одёжке встречают, по уму провожают.

2. Назовите пословицы по двум следующим словам: дело — смело; болит — говорит; журавль — синица; брод — вода; слово — воробей; труд — рыбка; время — потеха; перо — топор.

1. Как вы поняли мысль С.С. Наровчатова о различии пословицы и поговорки?

2. Как характеризуют человека следующие поговорки? Подберите прилагательные, заменяющие их.

В рубашке родился. Семи пядей во лбу.

3. Какое общее значение объединяет приведённые ниже пословицы разных народов мира? Вспомните русскую поговорку, близкую им по смыслу.

Иголка всем шьёт, а сама голая (таджикская). У портного спина голая (турецкая). У плотника дверь всегда сломана (арабская). Башмаки сапожника без каблуков (персидская). Горшечник пьёт воду из треснувшего стакана (персидская).

1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

3. Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

5. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться ? Подберите к ним синонимы.

6. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди...»

7. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

9*. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов этой сказки включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

1. Что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений? Почему мы о них ничего не знаем?

2. Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете?

3. Вспомните названия сказок по началу, продолжите сказку и определите её жанровую разновидность.

«Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится...»

«Жили-были кот, петух и дрозд. Кот и дрозд уходят в лес дрова рубить и петушку наказывают: «Ты, петушок, оставайся домовничать, а в окошко не выглядывай, а то...»

«Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём...»

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны...»

4. Как вы понимаете, кто такой настоящий сказочник (или сказитель)? Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок?

5. Вы уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках большую роль играет запрет. Вспомните, что такое сказочный запрет, и приведите примеры. Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.

1. К какому жанру относится сказка «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Попытайтесь объяснить свой ответ.

2. Можно ли говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или поведение девочки можно охарактеризовать иначе? Как?

3. Чему учит сказка «Падчерица»?

4. Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки? Назовите эти произведения. Какие моменты в них перекликаются со сказкой «Падчерица» и есть ли отличия?

5. Знакома ли вам авторская сказка, близкая по содержанию сказке «Падчерица»? Кто её автор?

1. Какие события отражались в летописях?

2. Перескажите статью о древнерусской литературе.

3. О каких исторических событиях рассказали отрывки из «Повести временных лет»?

4. Как объяснить названия входящих в неё текстов?

5. Прочитайте ещё один отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»:

«Любил Ярослав книги, читая их часто и ночью, и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И списали они книг множество, ими же поучаются верные люди и наслаждаются учением божественным. Будто кто-то землю вспахал, а другой засеял, иные же теперь и едят пищу неоскудевающую: отец его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, Ярослав же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное».

Как вы понимаете этот текст? Объясните слова «наслаждаются», «неоскудевающую», «засеял книжными словами», «пожинаем ученье книжное».

6. Перескажите один из отрывков «Повести временных лет», используя старинные слова и выражения, например:

— так начнём повесть сию;

— дали от дыма по мечу;

— владеют русские князья.

1. Составьте план статьи об Эзопе и подготовьте по нему развёрнутый ответ.

2. Как вы поняли высказывание М.Л. Гаспарова о том, что басня в руках Эзопа — «орудие защиты угнетённого народа от знати»?

3. Что значит выражение «эзопов язык»? Дайте определение понятию «иносказание».

4. Какова мораль прочитанных вами басен Эзопа?

1. Кого можно считать основоположником жанра басни?

2. Басни Эзопа и Жана де Лафонтена в учебнике даны в переводе М.Л. Гаспарова. Чем отличается перевод последней басни от двух предыдущих?

3. Какое слово в басне Лафонтена «Лисица и виноград» показалось вам неожиданным? Подберите к нему синонимы.

4. Сопоставьте басни баснописцев на тему «Лисица и виноград». В чём сходство? В чём различие? Приведём в качестве примера рассуждение литературоведа В.И. Коровина.

1. Что вам известно о М.В. Ломоносове — учёном, поэте, общественном деятеле?

2. Дайте толкования слов: весьма, спорили в жару, очаг. Кто такие Коперник и Птолемей?

3. Прочитайте внимательно список слов, впервые введённых М.В. Ломоносовым в русскую речь. Определите значение каждого из них. При затруднениях обращайтесь к словарю.

4. Найдите в тексте басни слова, устаревшие по написанию и произношению. Подберите к ним синонимы из современного языка.

5. Сформулируйте мораль басни.

6. Почему серьёзной научной темы Ломоносов касается в жанре басни?

7. Чему противопоставлен житейский практический опыт простого человека?

8. Подготовьте рассуждение по поводу прочитанной басни или чтение по ролям.

1. Расскажите о жизни и творчестве И.А. Крылова.

2. Каким предстаёт перед читателями рассказчик басен Крылова?

3. В каких крыловских баснях отразилась тема Отечественной войны 1812 года?

4. Каков язык басен Крылова?

2. Сравните, как Тредиаковский, Сумароков и Крылов объясняют, почему у Вороны оказался «кусочек сыру»? Какое объяснение (Тредиаковского, Сумарокова, Крылова) кажется вам наиболее правдивым?


4. С какой целью Лисица преувеличивает достоинства Вороны?

5. Кто из зверей заслуживает большего осуждения — плутовка Лисица или любящая лесть Ворона?

6. Как раскрывают характер Вороны разные баснописцы?

7. Какие черты характера персонажей передаёт художник А.М. Каневский на своей иллюстрации к басне?

1. Как вы думаете, о чём эта басня?

2. Над какими пороками в человеке иронизирует баснописец?

2. Почему Слон, Жираф, Верблюд и Страус перестали обижаться на Носорога?

3. Есть ли в жизни ситуации, похожие на сюжеты басен С.В. Михалкова? Приведите примеры.

1. Какие чувства вызвало у вас стихотворение «Няне»?

2. Как вы полагаете, какие эмоции важнее всего передать при чтении этого стихотворения? Продолжите фразу: «Стихотворение «Няне» нужно читать...»

3. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какие слова наиболее ярко, точно, образно характеризуют отношение поэта к «подруге дней суровых»? Постарайтесь подобрать соответствующую интонацию.

4. Внимательно рассмотрите иллюстрацию Н.В. Ильина к стихотворению «Няне». Во всём ли художник следует тексту?

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

2. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

3. Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?

4. Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.

5. Понравилась ли вам царевна? Почему стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»?

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая...

Кому противопоставляет её автор?


6. Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба гневная, злая царица, злая мачеха ? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

7. Прочитайте:


Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.


Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия? Определите значение слова ломлива в приведённом выше тексте.

8. Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.

9. Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?

10. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?


И трубит уже молва:

Дочка царская жива!


И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!


11. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

12. Подготовьте сказку к выразительному чтению, а один из эпизодов (на выбор) выучите наизусть.

13. Найдите строчки, рассказывающие о событиях, которые изображены в цикле иллюстраций В.М. Конашевича. Все ли важные эпизоды сказки нашли отражение в них? Дополните иллюстративный ряд собственными рисунками и подберите соответствующие им цитаты из текста. Объясните свой выбор.

1. Найдите и прочитайте в тексте строки со словами: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка. Объясните значения этих слов.

2. «<...> всем взяла». В каком значении употребляется выделенное слово?

1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите, в чём отличие прозаической речи от стихотворной.

2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».

1. Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный, пустой такие существительные, чтобы они стали художественными определениями, то есть эпитетами.

2. В сказке Пушкина найдите 3—4 примера с эпитетами. Назовите их, укажите на их особую художественную выразительность.

3. Какие эпитеты использует Пушкин для характеристики царицы и царевны? Объясните их.

1. Сказки каких авторов, в том числе и из списка учёного В. Аникина, вы читали?

2. Какие особенности литературной сказки, в отличие от фольклорной, отмечает В. Аникин?

1. Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле» A.C. Пушкина.

2. Внимательно прочитайте отрывок из знакомого вам стихотворения «Зимний вечер». Найдите рифмующиеся строки.

1. Какой представлена зимняя дорога в стихотворении? Какие слова, словосочетания создают этот художественный образ?

2. Как вы думаете, почему основное настроение стихотворения — это грусть, печаль? Она трагична или светла?

3. В песне ямщика слышится «то разгулье удалое», «то сердечная тоска». Созвучно ли его песне описание зимней долгой дороги? Дайте развёрнутый ответ.

4. Чем вызвано настроение тоски и грусти у лирического персонажа? О чём он мечтает в этот зимний вечер на зимней дороге?

5. Как можно определить зимний пейзаж в стихотворении «Зимняя дорога»: спокойный, умиротворённый или бушующий, яростно-дикий? Выберите нужную характеристику и постарайтесь обосновать свой выбор.

6. Очень важную роль для создания настроения грусти, печали играет интонация. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Зимняя дорога». Отметьте места текста, которые помогут прежде всего передать состояние героя и особенность зимнего пейзажа. Обратите внимание на то, что поэт с помощью многоточия увеличивает паузу.

1. Что в природе способно успокоить лирического персонажа, заставить его забыть «души тревогу», «разогнать морщины на челе»?

2. Поэт изображает конкретное время года или создаёт обобщённый образ природы? Обоснуйте свой вывод.

3. Какой предстаёт природа в стихотворении? Дайте развёрнутый ответ, включая в него образы стихотворения М.Ю. Лермонтова.

4*. Как связаны природа и Бог в стихотворении?

1. Расскажите о детских годах Н.В. Гоголя и его отношении к своей малой родине.

2. Что лежит в основе книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Выпишите из текста слова и словосочетания, которые помогут вам при ответе на вопрос.
 




14.09.2018, 17:28
Категория: Литература | Добавил: (14.09.2018) Просмотров: 1 | Комментарии: 1 | Теги: Меркин | Рейтинг: 3.3/35
Всего комментариев: 1
avatar
1 rezenkovatanya • 19:33, 19.11.2016
как скачать решебник меркин литература 5 класс
Смотрите также:

решебник литература 5 класс Меркин


avatar