ГДЗ по литературе 5 класс учебник Коровина Антоний Погорельский









Антоний Погорельский

Чёрная курица, или Подземные жители

Страница 125

Размышляем о прочитанном

1. Прочитайте сказку полностью. Увлекли ли вас события, происходившие с Алёшей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Если менялось, то почему?

Сказка "Черная курица или подземные жители" мне очень понравилась. В ней царит особая волшебная атмосфера и дух старины.

     События, которые происходили с Алешей, очень увлекательны. Мальчик узнал о другом мире, его особенностях. Особенно интересно было читать о магических способностях героев.

     Мое настроение по ходу сказки менялось. Сначала я был рад за Алешу, ведь он обрел новых друзей и получил особые возможности. А потом мне стало очень жаль его. Ведь ему никто не поверил, а затем его новые товарищи покинули свое место жительства.

2. Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором располагался пансион. Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?

Главный герой сказки Погорельского "Чёрная курица или подземные жители", мальчик Алёша, учится в петербургском пансионе - закрытом учебном заведении. То есть он там и учится, и живет большую часть года. Дом, в каком размещался пансион, писатель описывает очень детально. Практически все время Алёша проводит в пансионе, поэтому неудивительно, что там ему знакомо все до самых мелочей.  

Я думаю, что в народной волшебной сказке таких описаний не может быть, потому что в народной сказке важнее всего происходящее с героями, а не окружающая обстановка и чувства героев. Поэтому в сказке описания только самые необходимые. А вот Погорельский подробно описывал, что чувствовал Алёша, о чем он думал, где и как он жил.  

3. Почему Алёша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор»? Что он хотел увидеть? Чего ожидал? Почему его разочаровал приезд директора?

Мальчик Алеша, герой повести "Черная курица" жил в пансионе и очень страдал от одиночества по выходным дням, когда его товарищи разъезжались по домам. Поэтому одним из его любимых занятий было смотреть через маленькие дырочки на соседний переулок. Алеше было очень любопытно узнать, что там находится и он мечтал увидеть волшебницу, которая бы подарила ему что-нибудь приятное - игрушку или письмо от родителей. Но ничего не происходило и это его сильно печалило.

Другим разочарованием для Алеши стал приезд директора. Алеша думал, что директор будет выглядеть как рыцарь, а это оказался простой лысый человек, который приехал на извозчике. Все торжественные приготовления к его приезду обещали Алеше нечто большее.

4. Как Алёша спас Чернушку? Перескажите эпизод спасения от лица Алёши, передавая те чувства, которые он переживал.

Алеша заметил, что кухарка решила зарезать Чернушку. Он кинулся к ней и просил отпустить курицу. Курица вырвалась и забралась на крышу. А кухарка хотела уже пожаловаться на Алешу, но тот отдал ей золотой подарок, который дала ему бабушка. Хоть подарок и был ему очень дорог, Чернушка оказалась дороже. В результате кухарка осталась довольна и ушла.

 

5. Как менялся характер Алёши после того, как король вручил ему конопляное зёрнышко? Расскажите об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.

После получения волшебного конопляного зернышка Алешин характер изменился в худшую сторону. Однако изменения эти происходили постепенно. Алеше больше не приходилось трудиться над получением знаний, и, по описанию автора, он стал считать себя «гораздо лучше и умнее всех мальчиков, и сделался страшным шалуном». Грустная сказка Погорельского подводит читателя к мысли о том, что истинно ценными для человека являются трудолюбие, честность, самоотверженность, благородство. Искоренять в себе нужно эгоизм, лень, себялюбие, душевную черствость: именно эти черты послужили причиной несчастий Алеши и его друзей.

6. Почему Алёша стыдился рассказывать кому-либо о том, что с ним произошло?

Алёша стыдился об этом говорить, потому что был плохим мальчиком, не учил уроки, считал себя выше всех и умнее, много шалил, да ещё и предал подземных жителей и рассказал всё о их стране и им пришлось переселиться. Поэтому Алёша ничего и не рассказывал, и решил снова стать прежним Алёшей – умным и милым мальчиком, который всем нравился, и стал сам старательно учить уроки. Алёша не сдержал своего обещания Чернушке ничего не рассказывать о их стране и поэтому стыдился и переживал, что плохо себя вёл и его наказали.

7. Похож ли Алёша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Алеша – герой положительный. Конечно, характер мальчика менялся на протяжении повествования. Но Алеша все же раскаялся за свое поведение и вновь стал хорошим мальчиком.

    Я считаю, что Алеша не очень похож на героев других сказок. Ведь в фольклорных произведениях герой наделен каким-либо одним качеством – добротой или злобой. Характер героя народных сказок не поддается изменению. Характер же Алеши в начале сказки один, а с получением зернышка он меняется. Мальчишка становится капризным и горделивым. В конце концов мальчик снова становится послушным ребенком. Это указывает на то, что перед читателями авторская сказка.

Обогащаем свою речь

1. Объясните слова, подберите к ним синонимы, составьте с ними предложения:

—суровый, дряхлый, отдалённый, неведомый, невиданный, грозный, тужить, снарядился, желанный, тягаться, трезвонить, перечить, потешить, печальный.

суровый - беспощадный, крайне строгий; дряхлый - старый, немощный от старости; отдаленный - находящийся на большом расстоянии; неведомый - неизвестный; невиданный - необычный; грозный - суровый, жестокий; тужить - горевать, печалиться; снарядился -запасся всем необходимым; желанный - милый, дорогой; тягаться - состязаться; трезвонить - звонить изо всех сил, распускать слухи; перечить - возражать; потешить - забавлять; печальный - грустный.

 

2. Найдите в сказке Погорельского слова, которые редко используются в современной речи (например: нынешний, пансион, сказывал, говаривали, утешение). Подумайте, какие из них незаслуженно мало используются в современной речи?

Лежанка, пунцовые, дортуары, империал

Смотрите также: