ГДЗ по литературе 5 класс учебник Коровина Николай Алексеевич Некрасов









Николай Алексеевич Некрасов

Мороз, Красный нос

Страницы 152

1. О каких качествах характера русской женщины говорит поэт в следующих строках:

...С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц...

«Пройдёт — словно солнце осветит!

Посмотрит — рублём подарит!»

...Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

В игре её конный не словит,

В беде — не сробеет, — спасёт:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!

В ней ясно и крепко сознанье,

Что всё их спасенье в труде...

Смелость, умение работать в любой сфере общественной жизни

 

2. Какие сравнения, эпитеты помогают создать портрет русской женщины? Приведите примеры.

Взгляд царицы Спокойная важность Красивая сила Пройдёт - словно солнце осветит! Посмотрит - рублём подарит! Сравнение: "величаво как в раме" Эпитет: Тяжёлые русые косы И т.д.

 

3. Какая рифмовка используется поэтом (перекрёстная, парная, опоясывающая)?

В поэме Некрасова Н. "Мороз, Красный нос" используется перекрестная рифмовка

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрацию А. А. Пластова к поэме Некрасова «Мороз, Красный нос». В чём вы видите совпадение взглядов поэта и художника на счастливую крестьянскую семью?

Фонохрестоматия

1. На какого героя русского фольклора похож Мороз-воевода? Подробно опишите его внешность, походку, голос.

Когда читаешь описание Мороза-воеводы в поэме Некрасова "Мороз Красный нос", то невольно сравниваешь его с персонажами русского фольклора - былинными богатырями. Он такой же могучий, такой же властный, такой же хозяин в своих владениях, за которыми он присматривает с заботой рачительного хозяина. Мороз-воевода немного хвастлив, но кто же станет с ним спорить? Его сила огромна.

Он идет по деревьям, идет по льду, неторопливо и степенно, говорит густым голосом, у него косматая борода. При этом автор зовет его чародеем.

2. Какие чудеса совершает Мороз-воевода?

Мороз-воевода в поэме Некрасова "Мороз красный нос" не является положительным или отрицательным героем. Это простое олицетворение природной силы, мороза, который одушевлен автором и сознательно приближен к образу героя русских народных сказок.

Мороз-воевода в этой сказке великий кудесник, он обходит свое ледяное царство и любуется теми чудесами, которые в нем совершил. Он рассматривает узоры изо льда, которыми украсил сосны и дубы, он грозится дойти до океана и даже там понастроить своих ледяных дворцов, откуда мы заключаем, что в тех местах, куда Мороз уже пришел, эти дворцы стоят и сверкают в полной красе.

Он хвалится своим царством, в котором есть и ледяные алмазы, и жемчуга и серебро.

Мороз конечно не оставляет и людей - может заморозить кровь и мозг, выбелить рожу, приморозить бороду к вожжам.

3. Опишите устно владения и богатства Мороза, постарайтесь при этом не забыть те эпитеты и сравнения, которые использует поэт.

Метель, снега и туманы подчиняются ему, строит дворцы изо льда, ледяные мосты, заковывает в лед огромные реки, королевство свое убирает в «алмазы, жемчуг, серебро».

4. Какую сказку напоминает вам диалог Мороза и Дарьи, героини поэмы?

Напоминает сказку " Морозко"

 

Крестьянские дети

Страница 163

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?

Стихотворение Некрасова "Крестьянские дети" написано от лица автора, он прямо пишет:

"Опять я в деревне, хожу на охоту"

По этой строке мы сразу понимаем, что он не простой деревенский мужик, а барин, приехавший в деревню отдохнуть, с пользой провести время.

С крестьянскими детьми он знакомится после того, как на ночь остановился в каком-то сарае. Проснувшись автор слышит голоса детей, которые вовсю его обсуждают и глядят на него в щели. автора сразу привлекли глаза детей - всех цветов, очень живые и любопытные. Они вызывают у Некрасова умиление.

Эта встреча и толкнула писателя на размышления о нелегкой судьбе деревенских детей, у которых остается очень мало времени на простые детские забавы и слишком много времени на тяжелый труд.

2. Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

Востроглазые крестьянские ребятишки, герои стихотворения Николая Алексеевича Некрасова "Крестьянские дети", с любопытством рассматривали заснувшего в сарае утомленного охотника. Они никак не могли понять, кто перед ними.

     У человека хорошее ружье, часы на толстой и дорогой золотой цепи - "редкая штука!", охотничья собака. Значит, он - человек богатый. Они даже слышали, что его барином называли. Но почему у него тогда борода? Ведь это у крестьян нет времени ежедневно ее брить, да и брадобреи их не обслуживают. "У бар бороды не бывает — усы".

     Спор решил неоспоримый аргумент. Незнакомец ехал с болота вместе с крепостным, чего настоящий барин не позволил бы. И дети решили так: "Хотя незнакомец богат и мог бы не рыскать по болотам в поисках пропитанья, но он - не барин".

"............всему подивились

И мой приговор изрекли:

— Такому-то гусю уж что за охота!

Лежал бы себе на печи!

И видно не барин: как ехал с болота,

Так рядом с Гаврилой............"

3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Эпизод с грибными набегами является моим любимым местом в стихотворении Некрасова "Крестьянские дети". В нем автор прежде всего описывает нехитрые забавы крестьянских детей, в которых и сам он принимал активное участие. Описывает их простое чувство юмора, когда им кажется смешным укус змеи, непонятливость автора, который не понял, что видит вовсе не колечко, а свернувшуюся змейку.

Но далее в этой же строфе речь идет о более серьезных вещах. Описывается проходящий мимо рабочий люд, который описывает ребята свои приключения, свои тягости, свои заботы и ребята обступив рабочих жадно слушают их рассказы, знакомясь по ним с предстоящей им самим жизнью.

4. В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?

В своем стихотворении "Крестьянские дети" Некрасов пишет не только о развлечениях и беззаботных играх крестьянских детей, он описает и то, как ребенка с малых лет приучали к тяжелому крестьянскому труду.

Это постепенно приучение к труду автор и называет "нарядной стороной", то есть праздничной, яркой, способной привить любовь к труду, а не отбить с малолетства всякую к нему охоту.

маленького ребенка брали с собой в поле, показывали как следует пахать и сеять, как растет колос, как он наливается зерном, показывали все прочие крестьянски работы.

Ребенок видел как трудятся родители, понимал, что и как делать и сперва получал даже подарки - кусочек свежего хлеба, стакан молока.

Ну а потом и сам начинал помогать родителям.

6. Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Несмотря на то, что стихотворение Некрасова "Крестьянские дети" рассказывает о тяжелой судьбе детей в ту крепостную эпоху, о том, что они с малых лет были вынуждены помогать родителям, приучались к тяжелому деревенскому труду, читается это стихотворение на удивление легко. В нем гораздо больше замечаешь веселого и озорного настоящего, чем задумываешься о будущем ребят.

Мне например всегда нравился отрывок про Лошадку, хотя как раз в нем маленький мальчик управляется с лошадью с дровами, и ведет себя по взрослому. Казалось бы принудительный детский труд, но описание его все равно покоряет.

Или мое любимое место про кольцо и змею, особенно про то, как их потом клали на перила моста. Меня почему-то всегда смешил этот момент.

7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Для меня стихотворение "Крестьянские дети" скорее веселое, чем грустное. Мне очень нравятся любопытные и озорные дети в изображении Некрасова, мне нравятся их незатейливые шутки, вроде "Смотри какое колечко". Но это впечатление касается первой половины стихотворения.

Когда Некрасов начинает описывать труд крестьянских детей, становится понятным, что автор сопереживает детям, жалеет, что им приходится со столь юных лет знакомится с тяжелым крестьянским трудом, так рано взрослеть.

Но даже изображение того же "мужичка", который отвозит дрова домой, вызывает скорее улыбку, чем грусть. Хотя улыбка получается не слишком веселой.

8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

Н .Некрасов в своем произведении " Крестьянские дети" рассказывает о различных жизненных ситуациях крестьянских детей . Описывает , как маленьким героям приходится справляться с трудностями сельской жизни ( пахать в поле , пасти скот на пастбище , делать хозяйские работы по дому), как им обязательно приходится отвечать за свои поступки . Отмечает детей рассудительностью , мудростью , смекалкой .Автор обращается к детям с такими словами : " Играйте же дети ! Растите на воле ! На то вам и красное детство дано ."

Обогащаем свою речь

1. Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!

Коснулось души умиление: значит очень сильно запало в душу или просто сильно понравилось, Вирши — один из видов стиха духовного, а затем и светского содержания, развивавшийся сначала в Польше, затем на Украине и в Белоруссии с конца XVI до начала XVIII века, а после перешедший и в русскую литературу, Милые плуты: смотря в каком тексте  если это относится к детям, то значит они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нём нет злого умысла.)))) ), Святой доброты: Доброта без корысти, делается от души, Грибные набеги - частый поход за грибами или Грибные набеги - Ф. Н. Омад отождествляет  это в своем толковом словаре  с нападением грибов на других существ с помощью спор, Рубанок -Ручная плоскость - это инструмент для придания формы дереву, использующий силу мышц для надавливания лезвия на поверхность древесины, Синеющей лентой :Так говорят про реку с вида сверху, Вековое наследство -это значит наследство, переходящее из века в век, то, что нам досталось от наших предков, русского народа, это и радость жизни, и любовь к Родине, радость растить хлеб, радость трудится, то есть это любовь к родной земле., Хлеб трудовой: Значит, то, что стало в наше время дурным тоном, а именно жить своим трудом

2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вона, не засти, украдут... Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.

вона- вон там, тама- там, ихней- их, бегим- бежим, айда- пошли, каво- кого, чо ты зовешь- что ты зовешь, положил- класть, скажика- скажите

3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

Вирши - так раньше назывались стихи. "Коснулось Души умиление" - человек почувствовал нежность и радость. Милый плуты - здесь слово плут ласкательное, автор умиляется проказам ребятишек. Святой доброты - доброта очень хорошее чувство, почти святое, наивное. Грибные набеги - поход за грибами. Рубанки - плотницкий инструмент. Синеющей лентой - образное сравнение для реки. Вековое наследство - наследство, доставшееся от предков. Хлеб трудовой - добытый собственным трудом.
Гляди-тко, Чай, Стволина, Прибьет
Изваяние - статуя, скульптура. Величава - величественна, внушительная. Родименький - Родной, Близкий, свой. Удел - Место, край, район, закуток. Заповедать - наказать, дать наказ.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации Д. А. Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта? Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации

На картине Д. Шмаринова мы видим олицетворение суровой русской зимы и тяжелого детского труда крестьян. Вдали героя картины стоят одинокие елки, на земле сугробы снега, и кажется, на улице холодно. Создается впечатление грусти природы. Главный герой картины-маленький Влас. Из одежды на нем шапка и старые лохмотья, которые навряд ли согревают мальчишку. Мальчик ведет лошадь с санями. Конь склонил голову, тем самым выражая свою усталость. Влас идет по лесу не очень охотно, возможно, потому что ему предстоит очень тяжелый и далекий путь. По моему мнению, автор жалеет мальчишку и лошадку. Он четко выразил черты лица мальчишки и морду лошадки. Смысл этой картины заключается в том, что крестьянским детям очень тяжело жилось на Руси. Ребята выполняли тяжелую, не всем подсильную работу.

Смотрите также: