ГДЗ по литературе 5 класс учебник Коровина, Журавлев Лев Николаевич Толстой









Лев Николаевич Толстой

Кавказский пленник

Страница 233

1. Какие события подсказали Л. Н. Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ Льва Толстого "Кавказский пленник" (иногда его называют повестью) был напечатан в 1872 году.

Как часто бывает, идею создания подсказали сразу несколько событий.

Во-первых, автор сам служил на Кавказе. И был с ним случай, когда он вместе со своим другом, отъехав от отряда далеко, чуть не попал в плен к чеченцам. Повезло, что чеченцы не стреляли, т. к. хотели взять друзей живыми, особенно второго -- Садо, который был их соотечественником, но воевал на стороне русских.

Толстой легко мог ускакать от погони, но друга не оставил. Им удалось почти добраться до отряда, и тогда по тревоге им выслали помощь, что и заставило чеченцев отказаться от преследования.

Второе событие -- это публикация "Воспоминаний кавказского офицера" в журнале "Русский вестник". Рассказ полковника Ф. Ф. Торнау о любви пленного русского офицера и кавказской девушки впечатлил Льва Николаевича.

Эта история в чем-то перекликается с историей Дины и Жилина в "Кавказском пленнике".

Кстати, произведения с тем же названием есть и у Пушкина, и у Лермонтова.

Возможно, и Толстой хотел и решил назвать свой рассказ так же. Конечно, пленников было двое.

Но, хотя в повествовании невозможно было не упоминать Костылина, главный герой во всех смыслах этого слова именно Жилин и только Жилин. Он вел себя мужественно, отважно, не опозорил чести русского офицера в отличие

от Костылина, который по сути никаких поступков-то и не совершал, только мешал Жилину...

Действующий герой - действительно действующий - один, вот отсюда и "пленник", а не "пленники".

Идея рассказа -- нельзя забывать о чести, нельзя отказываться от надежды в любых обстоятельствах, нельзя опускать руки, надо бороться -- и ты победишь. Стойкость, мужество не должны покидать человека никогда.

Кроме того, Толстой учит уважать людей независимо от их национальности, и люди это чувствуют, вот и помогают. Горская девушка Дина помогла Жилину несравнимо больше, чем русский Костылин.

Жилин не возненавидел окружающих его в плену людей только за то, что они одной национальности с пленившими его врагами. И простые люди относились к нему с добром и уважением, что помогало вынести тяготы неволи.

 

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин ехал навестить мать, так как получил от нее письмо, там же ехал Костылин. Сначала они двигались вместе с обозом, затем Костылин предложил отделиться и поехать быстрее. Так они оказались впереди обоза, где их подкараулили горцы.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом подробно, близко к тексту.

Я читал рассказ хоть он и был в плену многие вещи ему очень понравились, особенно ему нравился быт татар как они жили

 

Ну так что же он увидел в доме:

 

В доме на коврах сидели татары: черный, красный и трое гостей. За спинами у всех подушки подложены, а перед ними на посуде блины, масло коровье, и пиво. Едят руками.

 

Что же можно сказать об обычаях:

 

в обычаях его привлекли нравы горцев; нравятся их жизнь, гостеприимство; ему нравился их наряд, и оружие, которое украшает их, и кони, являющиеся главным богатством черкесских воинов. Восхищается доблестью черкесов и их грозными набегами на казачьи станицы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они себя вели в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары?

В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Жилин собрался навестить матушку и взял отпуск. Обоз шёл очень медленно, а Жилин спешил домой. Он решил поехать впереди отряда, встретив другого офицера Костылина, которому было очень жарко, и он торопился поесть. Оба поскакали вперёд, Костылин должен был прикрывать Жилина, в случае опасности. Так одни оказали вдвоём на опасной дороге.

Трусость Костылина стоила обоим офицерам свободы, только по его вине они попали в плен. Жилин не поехал один, зная, что все одиночки-это добыча татар. Он рассчитывал на товарища, на его поддержку, но трус -плохой товарищ. Костылина привели, когда Жилин отказывался платить выкуп. Жилин потребовал, чтобы их держали вместе, кормили и поили, иначе никого выкупа не будет. Тяга к свободе, жажда жизни спасают Жилина от смерти, за него некому внести выкуп и его ждёт смерть.

Жилин проявил внимание и сочувствие к ребёнку, попытался развеселить девочку. Для Дины такое отношение удивительно, её окружает злость и молчание, а пленный очень добр к ней. Дина носит Жилину еду, она помогает бежать, узнав, что Жилина могут убить.  Толстой показывает, что человечность и доброта стирают грание даже между врагами и они становятся друзьями.

Костылин не умеет бегать, толстый и неуклюжий, он разрезал ноги о камни и начал ныть. Жилин на себе готов нести товарища, не бросив его на растерзание врагам. Но они не знают точного направления к крепости, теряют время и их настигает погоня.

Умный и прямолинейный, Жилин умеет ладить с людьми, его уважают даже враги, за его характер, "золотые руки" и его чувство достоинства, которое он не теряет даже в плену.

Смысл рассказа "Кавказский пленник" — это то, что никогда нельзя терять надежду, веру в себя, чувство достоинства и гордость, оставаясь человеком в любой ситуации. Жить свободным-это желание любого человека, уважение к другим, как и самоуважение — это благородные качества. Жилин сохранил эти качества в плену, он один рвался к свободе, а не ждал своего освобождения за деньги.

Толстой осуждает бессмысленность вражды между народами, войны уничтожают людей, разрушают то, что создавалось веками. Свобода людей — это главное, что есть в жизни и никто не имеет права отбирать её. Осуждая предательство, автор показывает, что нужно оставаться человеком в любой ситуации. Идея рассказа — это дружба и помощь между людьми, народами.

5. Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа?

Автор произведения "Кавказский пленник" хочет выразить такие идеи, как: идея ненависти и дружбы, идея предательства и прощения, идея милосердия и сострадания.

Толстой хочет выразить такие чувства, как: человечность, сострадание, доброта, чуткость и так далее.

Автор пытается выразить такую мысль, что от судьбы невозможно уйти. Ведь Костылин предал своего товарища Жилина. Он оставил его, а сам скрылся от погони, думая, что так он останется на воле. Жилина схватили татары, и Костылина также через некоторое время татары захватили в плен. Таким образом оба оказались в плену.

 

6.  Что такое сюжет? Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие, радость.

Рассказ Толстого "Кавказский пленник" основан на реальных событиях и носит подзаголовок Быль.

В этом рассказе много действия, главный герой Жилин попадает в плен и пытается бежать. Его ловят и сажают в яму, но благодаря помощи татарской девочки Дины Жилин все-таки бежит и выходит к своим.

Какие эпизоды рассказа вызывают страх, сочувствие, грусть?

Страх у меня вызвал финал рассказа, когда Жилин бежит к казакам, а наперерез мчатся татары, кто окажется быстрее. В этот момент боишься, что Жилин не успеет и все закончится.

Грусть вызвала сцена прощания Жилина с Диной, это самое трогательное место рассказа.

Сочувствие в рассказе вызывает многое - и сцены плена, колодки на ногах, сломанные куклы, даже оставленному Костылину сочувствуешь.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Главные герои рассказа "Кавказский пленник" Толстого русские офицеры Жилин и Костылин оказываются в одном положении, в одной очень неприятной ситуации, но ведут себя по разному. Это обусловлено разницей в их характерах. Жилин рассчитывает только на себя, он верит в свои силы, он не сдается перед обстоятельствами. Костылин верит в то, что его выкупят и понимает, что самому ему не хватит сил и решимости, чтобы бежать.

Костылин показал себя как человек трусоватый, изнеженный, не способный решится на подвиг.

Жилин показал себя отважным воином, человеком, который не отступит, которому лучше смерть, чем плен. Поступки Жилина вызывают уважение, поступки Костылина осуждение.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Ю. П. Петрова, А. З. Иткина, М. С. Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Очень многие художники брались иллюстрировать рассказ Толстого "Кавказский пленник", ведь и сам рассказ переиздавался бесчисленное количество раз. Среди этих иллюстраций есть очень хорошие, есть средние, есть не очень удачные, но про последние мы вообще не будем говорить.

В учебнике для сравнения нам показаны три иллюстрации разных художников, но качество этих иллюстраций оставляет желать лучшего. Лучше всего здесь получилась иллюстрация художника Иткина, но это потому, что она выполнена в цвете.

А если обратится к оригиналам картинок, то мне больше нравятся иллюстрации Родионова, в них лучше всего чувствуется характер героя.

 

Фонохрестоматия

1. С самого начала актёру удалось создать ощущение того, что мы слушаем рассказ старого солдата, очевидца событий, описанных Л. Н. Толстым. Каким вы представляете себе рассказчика? Опишите его внешность. Что вы можете сказать о его человеческих качествах?

Это уже старый мужчина, но подтянутый, поэтому сложно сказать, сколько ему лет. Он седой, у него загорелое лицо, шея и руки. Все лицо его в мелких морщинах.

Он видит, что на самом деле представляют из себя люди. Кто может называться русским офицером, а кто просто носит форму и ружье.

2. Как актёр передаёт напряжение погони? Попробуйте пересказать события, предшествующие погоне, саму погоню, пленение. Постарайтесь передать голосом резкую смену обстановки, чувств, переживаний, трагический поворот событий.

Музыка и голос чтеца помогают передать тревожное внутреннее состояние героя. Паузы и ускорения создают напряжение, так как до конца не понятно, успеют ли татары нагнать Жилина.

4. Послушайте ещё раз эпизод побега Жилина и Костылина. Каково отношение рассказчика к своим героям? Как актёр выражает это отношение? Перескажите эпизод, постарайтесь передать душевное и физическое состояние героев.

К Жилину актёр относится с пониманием и сопереживанием. А вот Костылин вызывает неприязнь. Чтец меняет интонацию, появляются драматические ноты.

5. Как актёр передаёт отношение автора к Жилину и Дине в сцене побега героя из ямы? Попробуйте пересказать эту сцену сначала от лица Дины, а потом от лица Жилина.

Оба героя вызывают положительные эмоции у актёра. Он хочет, чтобы задуманное удалось им.

6. В сцене возвращения Жилин трижды кричит «Братцы! братцы! братцы!». Как меняются чувства героя, с которыми он выкрикивает эти слова, как передаёт этот эпизод актёр?

Это слово выкрикивается с разными эмоциями. Фраза из крика о помощи превращается в благодарность о спасении.

Смотрите также: