ГДЗ по литературе 5 класс учебник Коровина, Журавлев Антон Павлович Чехов









Антон Павлович Чехов

Страница 236

1. Чем интересовался Чехов в юности?

Детство и юность Чехова проходили, в основном, в бакалее, где он научился наблюдать повседневную жизнь простого русского человека. Мальчик подолгу мог спокойно сидеть и слушать разговоры посетителей, их сплетни, жалобы, радости и надежды.

2. Подготовьте рассказ о писателе, используя материалы статьи в учебнике и ресурсы Интернета

Писатель Антон Чехов родился в городе Таганрог 29 января 1860 года. Мальчик помогал отцу, учился в гимназии, потом закончил Московский университет, став земским врачом.

Но конечно не профессия врача сделал Чехова знаменитым, а его литературная деятельность.

Литературой Чехов увлекся в начале 70-х годов девятнадцатого века и первое время публиковал исключительно короткие юмористические рассказы в различных журналах.

Десять лет спустя Чехов становится уже литератором-професси­оналом и сотрудничает в крупных журналах. В это же время он начинает писать пьесы.

В 90-х годах Чехов уже маститый и признанный автор, он публикует пьесы принесшие ему мировую известность, много и успешно пишет прозаических произведений.

В начале 20 века Чехов окончательно перебирается в Ялту и почти не покидает любимой дачи. В это время он уже серьезно болен и умирает писатель в 1904 году в возрасте всего 44 лет.

Хирургия

Страница 241

Размышляем о прочитанном

1. Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или... собственные размышления о провинциальных лекарях?

К созданию рассказа "Хирургия" А.П.Чехова побудило наблюдение за другом семьи, врачом Архангельским, который приходил в гости к ним. Конечно, собственные размышления в этом рассказе тоже присутствуют.

2. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какие чувства вызывает чеховский рассказ?

Описания больницы не дается, т.к. автор описывает среднестатистическую больницу и намекает, что не имеет значения какая она и где находится, т.к. везде одинаковые врачебные порядки и нравы.

В основном пациентами больницы являлись простые необразованные люди, что являлось причиной высокого самомнения непрофессионального врача.Наряду с простыми людьми пациентами так же являлись и богатые люди ( помещик Александр Иваныч Египетский) или дьяк, один из главных героев.

"фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние." - фамилия намекает на основную врелную привычку фельдшера, который курит прямо на рабочем месте, что горит о его халатном отношении к работе, вследствие чего и возникают такие инцеденты, как с дьяком.

 

Чеховский рассказ вызывает чувство горечи о том, что даже по прошествии ста лет в основном медецинские порядки не изменились и наши врачи до сих пор подобны фельдшеру Курягину

 

3. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям, к инсценированному чтению. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

Курятин говорит с пренебрежением, дьячок для него досадная помеха, он ругается на него, он его обрывает и говорит важно и убедительно. Под конец фельдшер начинает бормотать, но опять же винит в своей неудаче не свое мастерство, а дьячка. Те места, где фельдшер вспоминает помещика Египетского, его речь полна почтения и раболепия.

Вонмигласов должен больше вызывать сочувствия, он говорит, словно страдая от нестерпимой боли, торопливо. Он заискивает, а потом, когда фельдшер не может вытянут зуб, начинает ругать его.

 

5. На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — изображение смешного, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?

Юмор основан на том, что не надо браться не за свое дело, иначе, получится не так как нужно. Смеяться хочется над тем, как выдергивали этот зуб, а грусть из-за того, что человек думает, что он все может и пытается это доказать. Одним словом - воображает.

Литература и изобразительное искусство

Как художники иллюстрировали рассказы Чехова? Чем интересны иллюстрации? На что в первую очередь художники обращают внимание?

Разные художники по разному иллюстрировали рассказы Чехова, потому что прежде всего по разному видели его героев. Но все иллюстрации объединяет стремление максимально точно передать характер героя, раскрыть те его черты, на которые делает в своих рассказах сам писатель.

Юмористические рассказы Чехова сопровождались иллюстрациями на которых герои часто выглядели карикатурно, как шаржи. Они были неказисты и смешны уже своим изображением. Этими иллюстрациями художники старались усилить впечатление от прочтения самих рассказов.

 

Фонохрестоматия

1. Расскажите о манере героев говорить, выражать свои чувства. Помогло ли вам чтение актёров представить внешность и уровень культуры персонажей?

Фельдшер Курятин показан человеком толстым, среднего возраста, курящим сигару. Дьячок Вонмигласов - высокий и старый, на его лице заметна бородавка, а один глаз полузакрыт

2. Как меняется поведение дьячка и его отношение к фельдшеру? Как эти изменения передаёт актёр?

Дьячок сперва откровенно елозит, заискивает перед фельдшером, потом начинает посмеиваться и наконец сердится и ругается.

3. Меняется ли поведение фельдшера? Почему ему важнее рассказать об общении с помещиком Египетским, чем сосредоточиться на зубе дьячка?

Фельдшер очень важный, он пытается показать свою значимость и потому вспоминает о помещике египетском, который пользовался его услугами. Этими же словами он пытается принизить дьячка.

4. Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?

Дьячка жалко, потому что он пострадал от рук не знающего дела фельдшера.  Моё отношение к нему не изменилось, так как сразу было видно, что он не понимает того дела, каким занимается. Хирургия больше относится к сатирическому высмеиванию.  Автор смеётся над глупым фельдшером, который, не зная дела, лезет в него; смеётся и над дьячком, который не имеет мужества, и не вытерпливает "хирургию".

 

5. Смешной или грустный рассказ «Хирургия»?

В рассказе скрыт моральный смысл. Бедный дьячок Вонмигласов обращается за помощью к «Хирургу» Курятину, но попытки вырвать зуб безуспешны. А.П.Чехов хочет рассказом показать какая ужасная была и есть медицина и как больные люди страдают без помощи. Поэтому рассказ грустный

 

6. Кто из актёров, читающих слова автора, дьячка и фельдшера, кажется вам наиболее убедительным в исполнении выбранной роли? Почему?

Мне больше понравился актер, играющий дьячка, он точно передал чувства, которые испытывает человек, когда у него сильно болит зуб

Будьте внимательны к слову

1. Обратите внимание на действия фельдшера («берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы»). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом?

Фельдшер говорит: "Хирургия пустяки... Тут во всем привычка, твердость руки... раз плюнуть..." Герой хочет сказать, что он легко сумеет сделать хирургическую операцию. Автор дает читателям понять,что фельдшер относится к своей работе безответственно, что он плохо знает свое дело и храбрится перед операцией.

Действия фельдшера говорят читателю, что у него не хватает знаний, чтобы выбрать подходящий инструмент и он выбирает инструмент наугад.

На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом от важности своей работы, о том, что все не образованные, он один все понимает, и рассказывает, как лечил один раз помещика Египетского. Речь Курятина бессвязная, отрывистая, в его лексиконе мало слов. Он ругается и препирается с пациентом.

Фельдшер в этом рассказе - человек с низким уровнем культуры, плохо знающий свое дело.

2. О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры удаления зуба? Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе?

Фельдшер говорит: "Хирургия пустяки... Тут во всем привычка, твердость руки... раз плюнуть..." Герой хочет сказать, что он легко сумеет сделать хирургическую операцию. Автор дает читателям понять,что фельдшер относится к своей работе безответственно, что он плохо знает свое дело и храбрится перед операцией.

Действия фельдшера говорят читателю, что у него не хватает знаний, чтобы выбрать подходящий инструмент и он выбирает инструмент наугад.

На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом от важности своей работы, о том, что все не образованные, он один все понимает, и рассказывает, как лечил один раз помещика Египетского. Речь Курятина бессвязная, отрывистая, в его лексиконе мало слов. Он ругается и препирается с пациентом.

Фельдшер в этом рассказе - человек с низким уровнем культуры, плохо знающий свое дело.

3. Какой можно сделать вывод о нём как о медицинском работнике и о его культуре?

Про фельдшера можно сказать, что он не очень умеет делать свое дело, не знает какой инструмент выбрать и главное для него произвести впечатление, чем реально помочь человеку.

 

О СМЕШНОМ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. ЮМОР

Страница 243

Проверьте себя

Мы смеёмся или хотя бы улыбаемся, когда читаем русскую народную сказку «Журавль и Цапля», басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица», повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место», рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Как вы считаете, в каких из названных произведений герои (персонажи) изображены юмори-стически, а в каких — сатирически? Для доказательства своего ответа приведите цитаты из текстов произведений.

Смотрите также: