ГДЗ по литературе 5 класс учебник Коровина, Журавлев Иван Алексеевич Бунин









Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин

Страница 4

Проверьте себя

1. Что лежало в основе домашнего образования Бунина? Какие черты характера писателя проявились в детстве?

Мать его, Людмила Александpовна, всегда говорила, что "Ваня с самого рождения отличался от остальных детей", что она всегда знала, что он "особенный", "ни у кого нет такой души, как у него". Детство будущего писателя протекало в условиях дворянской скудеющей жизни, окончательно разорившегося "дворянского гнезда" (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Он рано выучился читать, с детства обладал фантазией и был очень впечатлителен. Поступив в 1881 в гимназию в Ельце, проучился там всего пять лет, так как семья не имела на это средств, завершать гимназический курс пришлось дома (осваивать программу гимназии, а потом и университета ему помогал старший брат Юлий, с которым писателя связывали самые близкие отношения).

2. Расскажите, что вы знаете о жизни И. А. Бунина. При подготовке сообщения используйте дополнительную литературу и ресурсы Интернета.

Иван Алексеевич Бунин принадлежал к старинному дворянскому роду. Сам Бунин отмечал, что его род дал России «немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы, сын Афанасия Бунина...».

Раннее детство будущий писатель провёл в небольшом фамильном поместье (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Десяти лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года, был исключен (в связи с неуплатой денег за обучение) и вернулся в деревню. Получил домашнее образование, в основе которого лежало прежде всего страстное чтение. Уже в детстве проявилась необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунина, качества, которые легли в основу его художественной личности и вызвали дотоле невиданное в русской литературе по остроте и яркости, а также по богатству оттенков изображение окружающего мира. Бунин вспоминал: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

В 1891 году вышла его первая книга стихов. В последние годы жизни Бунин создал прекрасные книги воспоминаний.

В деревне. Бунин 

Размышляем о прочитанном

1. Какими размышлениями писателя начинается рассказ? Какие радостные события объединяются в его воспоминаниях? Расскажите об этом.

Писатель размышляет, как он в детстве думал, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна, объясняет это. Автор радовался, что он поедет в деревню встречать весну, ведь только там бывают настоящие светлые и солнечные дни.

2.  Какими словами отец объясняет мальчику, что надо делать, чтобы людям в деревне жилось хорошо?

Когда ты вырастешь, ты поймешь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо.. . Это неправда, будто в деревне скучно. Бедности в деревне много — вот это правда, и, значит, надо делать так, чтобы было поменьше этой бедности, — помогать деревенским людям, трудиться с ними и для них.. . И хорошо можно жить в деревне!

3.  Почему во время пребывания в деревне мальчика переполняет радостное чувство?

Герой счастлив. Это ощущение ему дает общение с природой. Мальчика не покидает чувство глубокого довольства и покоя,  радостное настроение наполняет душу. 

4.  Какие приметы пробуждения природы отмечает писатель?

С навеса крыльца падают капли, проруби почернели.

Лапти. Бунин

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали рассказ И. А. Бунина «Лапти». Какие мысли и чувства вызывает этот небольшой рассказ и его герои?

Меня крайне потряс и впечатлил рассказ Бунина "Лапти". Этот рассказ повествует о человечности, душевной теплоте и любви к ближнему.

Читая рассказ, сначала кажется, что концовка его будет счастливая и радостная, но узнав о гибели деда, становится тяжко и грустно на душе, ведь дедушка пошёл за лаптями в мороз из-за сильной любви внуку, он хотел сделать что-то, что бы вылечило мальчика. Однако, отправившись за лаптями в сильный мороз и стужу, дед замёрз сам и не смог помочь внуку.

2.  Почему больной мальчик попросил принести ему красные лапти, а не сплетённые из обыкновенного лыка? Что означает в его восприятии красный цвет? Чувствуете ли вы связь между словами «красный» и «красота»?

Мальчик болел. У него была высокая температура. И из-за этого он бредел. И он просил красные лапти.

3.  Как вы объясните поступок Нефёда? Какие народные представления и чувства им движут (сочувствие, сострадание, сопереживание)? Почему Нефёд упомянул о душе («душа просит»)?

Нефед не мог не понимать, что рискует жизнью, отправляясь за фантастическими красными лаптями. Ведь это была настоящая бредовая идея, больной ребенок сам не понимал, что ему нужно. Но Нефед решил, что раз душа просит, надо добывать красные лапти, и даже придумал, как обыкновенные лапти сделать красными. Нефед без лишних слов отправляется в ночь, в пургу, без дороги за шесть верст за лаптями. Он пожертвовал своей жизнью ради чужого ребенка, добыл лапти и фуксин для их покраски, вот только дойти живым не сумел, замерз по дороге. Он погиб, но его такой самоотверженный, но, казалось бы, неразумный поход спас жизни еще нескольким людям. Заплутавшие в ночи мужики уже отчаялись выбраться из снежного моря, но вдруг наткнулись на мертвого уже Нефеда и поняли, что жилье близко. Готовность к самопожертвованию, решительность, находчивость, сострадание, скромность Нефеда вызывают уважение и восхищение

4.  Постарайтесь воспроизвести рассказ близко к тексту, передав своё отношение к его героям.

Пересказываем.

Обогащаем свою речь

Объясните значение слов, постарайтесь к каждому из этих слов подобрать синонимы: непроглядная, сумрак, беспомощность, вьюжная свежесть, смеркаться, хмурый, причудливый, великолепный, грозные видения, явственно, зловещий, розвальни.

Непроглядная - кромешная, беспросветная; сумрак - мгла, полутьма; беспомощность - слабость; вьюжная свежесть - метельная прохлада, бодрость; смеркаться - темнеть; хмурый - серый ( если туча ), печальный (если человек); причудливый - необычный; великолепный - прекрасный; грозные видения  - суровый, ужасный сон; явственно - очевидно; зловещий - ужасный, жуткий; розвальни - сани.

Смотрите также: