ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 154-167









Страница 154

А.А. Фет. «Чудная картина...»

Вопросы и задания 

1. Какие эпитеты использует поэт для создания зимнего пейзажа?

Чудная картина... А.А. Фет

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя.

2*. Вы знаете различные стихотворения о зиме. Расскажите о своём отношении к этому времени года. Постарайтесь включить в свой рассказ средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, восклицательные и вопросительные предложения, риторические фигуры.

Зима – прекрасное время года. А особенно хорошо зимой в лесу. Нам кажется, что в зимнем лесу царит покой и беззвучие, но это только на первый взгляд. Когда появляется солнце, весь лес преображается и блестит. Многие лесные жителя легли в спячку, а те, кто остался, прикладывают большие усилия, чтобы прокормиться. Вот заяц-трусишка сдирает кору с березы, а вот и синичка перелетает с дерева на дерево. Вдруг с огромной ветки ели упал снег, это белка скачет с орешком в зубах. Даже волк и лиса не сидят на месте, они рыщут по лесу в поисках добычи. Снегири, как ягоды рябины. Присели на ветке. Вдалеке важно бродит лось с огромными рогами. А сам лес принаряжен пушистым, белоснежным снегом, искрящимся в лучах солнца. Как хорошо зимой в лесу!

 

3. Выучите наизусть одно из стихотворений русских поэтов XIX века о природе.

После уроков 

1. Подготовьте вопросы для викторины «Природа в произведениях русских поэтов ХIХ века» и проведите её.

2. Работы каких художников вы бы поместили в книгу стихотворений о природе родного края? Как бы вы назвали это издание?

 

Страница 163

Михаил Юрьевич Лермонтов

Бородино

Вопросы и задания 

1. Какое значение имеет дважды повторенное противопоставление прошлого и настоящего?

Противопоставление прошлого и настоящего героя определяет двуплановость изображения. Жизнь героя разорвана на две части, его прошлое и настоящее разделены непроходимой пропастью и не пересекаются. Это два противостоящих друг другу мира со своими приметами и символами, связями, временем, эмоциональной атмосферой .

2. Что рассказывает старый солдат про день Бородина? Какими настроениями сопровождается его рассказ (уныния, горечи, радости, гордости)? Передались ли эти настроения вам?

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле.

Рассказ солдата сопровождается настроением неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Читая произведение М.Ю. Лермонтова "Бородино" мне передалось настроение гордости за смелость нашего народа, выстоявшего в этой битве и победившего в войне 1812 года.

 

3. Какими вы представляете себе старого и молодого солдата? Составьте устно их портреты.

Старого солдата я представляю храброго, мудрого, сильного. А внешность у него, как у обычного пожилого человека, морщинистое лицо, тонкая кожа на руках, что видно вены. А вот молодой солдат любопытный, ведь он интересуется о битве.

 

4. Выучите наизусть отрывок из стихотворения Лермонтова «Бородино». Послушайте два варианта художественного чтения этого стихотворения. Какой из них показался вам более удачным? Почему?

5. Какой момент Бородинского сражения изображён на фрагменте панорамы Ф.А. Рубо? Какие строчки стихотворения ему созвучны? Какие изобразительные детали позволяют почувствовать накал сражения?

На фрагменте панорамы изображён самый разгар Бородинского сражения «земля тряслась – как наши груди, смешались в кучу кони, люди…»

 

Страница 164-167

1. Как вы понимаете слова и выражения: нынешнее племя; зимние квартиры; у наших ушки на макушке; уж постоим мы головою за родину свою; рождён был хватом; ломить стеною; слуга царю, отец солдатам?

Нынешнее племя - это современники.

Зимние квартиры - это казармы, в которых зимовали солдаты.

У наших ушки на макушке - быть внимательным, быть настороже.

Уж постоим мы головою за родину свою - не пожалеем своих жизней ради победы.

Рождён был хватом - парень не промах, толковый парень.

Ломить стеною - пойти в атаку.

Слуга царю, отец солдатам - человек, который в своей должности и перед начальством хорош и в то же время заботится о подчинённых.

 

2. Какое значение имеют слова: басурманы, мусью, заутра? Назовите слова с отрицательной окраской.

Басурманы - иноверцы, противники, иностранцы. Мусью- искаженное "мсье" -"господин" по-французски. Заутра - назавтра, завтра утром. Слово с отрицательной окраской - басурманы.

 

3. Какие черты устного народного творчества можно найти в стихотворении «Бородино»?

Хорошо было известно и знаменитое стихотворение Лермонтова "Бородино". Постоянно печатавшееся в песенниках и в лубочных листах, оно нашло отзвук и в песенном репертуаре народа на протяжении всего XIX века. Встречается "Бородино" и в советских записях народных песен.

 

4. В стихотворении происходит своеобразный диалог старого и молодого солдата. Найдите в словаре и выпишите значения слов диалог и монолог. Зачитайте примеры диалогической речи. Обратите внимание на то, как часто в разговор со старым солдатом вступает солдат молодой.

Диалог — это разговор двух людей и более, а монолог — это разговор одного человека.

-Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва спалённая пожаром французу отдана?

ведь были ж схватки боевые

-да говорят ещё какие.

недаром помнит вся Россия про день и т. д.

 

5. Всё стихотворение — это рассказ старого солдата о Бородинском сражении, то есть его воспоминания. Подумайте, почему М.Ю. Лермонтов предоставляет слово солдату — участнику Отечественной войны 1812 года.

Думаю, потому что этот солдат был на войне. Он был на поле боя, видел своими глазами всю ту картину которую он описывал.  И те слова которые он говорил:

Земля треслась-как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи оружий

Слились в протяжный бой. . .

Скорее всего он навсегда запомнил эту картину будь еще довольно молодым.

 Он как никто другой испытал на себе всю тяжесть голода и давление войны.

И после победы он рассказывал как они "Отпраздновали"

Вот затрещали барабаны-

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Но вот все позади и прошли годы, и он наконец рассказал о той войне.

 

6. Прочитайте внимательно всё стихотворение. Найдите строки с риторическим восклицанием. С какой целью в каждом случае оно употребляется?

Образец: Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий / Французы двинулись, как тучи... Риторическое восклицание «Ну ж был денёк!». С его помощью особо ярко передаётся воспоминание старого солдата о тяжёлом сражении, о силе врага.

... разгуляться где на воле! - звучит предвкушение славной битвы. У наших ушки на макушке! - гордость за товарищей, умеющих сосредоточиться в трудные моменты боя. Вам не видать таких сражений! - звучит и восторг, и ужас при воспоминании о кровавых событиях. И думал: Угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! - звучит ирони рассказчика, сознающего свое моральное превосходство над врагом.

7. Перечитайте фрагмент стихотворения, начинающийся словами: «Ну ж был денёк!» Какой повторяющийся гласный звук создаёт ощущение, что мы слышим звук пролетающего ядра? Как называется повторение одинаковых гласных звуков? Какую роль это образное средство играет в тексте?

Звук пролетающего ядра создается с помощью повторяющегося звука У (летУчий, францУзы, тУчи). Повторение одинаковых гласных звуков называется ассонансом. Ассонанс служит для создания звукового образа, усиливает эмоциональность поэтической речи.

 

8*. В отрывке из стихотворения найдите примеры аллитерации и объясните роль этого выразительного средства в создании картины боя. Отрывок определите сами.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

 

1) "Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром, ". . . .

2)"Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие! "

 

9. М.Ю. Лермонтов называет неприятеля: француз (2 раза), французы (2 раза), мусью, враг, басурманы (5 раз). Выпишите из текста слова, которыми поэт называет русских солдат. Этих слов почти в три раза больше. Почему? Назовите самые выразительные, на ваш взгляд, слова, передающие героизм, храбрость русских солдат, которые «постояли головою за родину свою».

В стихотворении "Бородино" М. Ю. Лермонтов называет русских солдат следующими словами: "вся Россия", "люди" (3 раза), "богатыри" (2 раза), "мы" (9 раз), "старики", "командиры", "полковник наш", "наши", "ребята", "братья", "все", "товарищи", "могучее, лихое племя" (2 раза). Этих слов намного больше, чем тех, которые обозначают французов, так как Лермонтов хотел показать героизм и единство русских солдат — "мы" в тексте встречается 9 раз. Самые выразительные слова, передающие храбрость русских солдат: "были люди в наше время", "богатыри", "боя ждали", "пойдём ломить стеною", "умереть мы обещали и клятву верности сдержали", "рука бойцов колоть устала", "изведал враг не мало", "русский бой удалый, наш рукопашный бой", "были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять".

 

10. Прочитайте вслух фрагмент стихотворения, в котором автор передаёт накал боя. Обратите внимание, что многие предложения, например «Носились знамена, как тени» или «Смешались в кучу кони, люди...», начинаются со сказуемого, что не свойственно русскому языку. Как вы думаете, почему поэт использует обратный порядок слов — инверсию?

Обратный порядок слов отличается от привычного и придает повествованию особую выразительность, позволяет передать чувства волнения, гордости, горечи.

 

11. Внимательно перечитайте отрывки стихотворения, начинающиеся словами: «Да, были люди в наше время...» (они расположены в начале и в конце рассказа старого солдата). Это своеобразное обрамление стихотворения, представляющее как бы зачин и концовку. Найдите подтверждение этому тезису. В каком значении употреблено здесь слово «поле»?

В конце стихотворения строки меняются, приобретают интонацию заключения, вывода. Старый солдат словно подводит итог своему повествованию, поэтому слова «Не то что нынешнее племя» заменяются на «могучее, лихое племя», а слово «не будь на то» - на слово «когда».

 

12. Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат мусью!» В своём ответе покажите знание прямого и переносного значения слова. Однозначными или многозначными являются слова «друг» и «брат»?

Слова «друг» и «брат» употреблены в переносном значении. Они подчёркивают фамильярное отношение к врагу.

Слова «брат - мусью», рассказчик произносит с иронией, подчёркивая презрительное отношение к врагу. «угощу я друга»- т. е. покажу неприятелю на что способен.

 

13. Если мы выпишем из произведения М.Ю. Лермонтова все слова, которые использовал автор для описания битвы, то получится следующий ряд: схватки (боевые), боя, (к) бою, (в) перестрелке, (в Бородинский) бой, (таких) сражений, (русский) бой, бой (удалый), (наш рукопашный) бой, бой (затеять новый). Какое слово встречается чаще и почему?

Слов «бой» в контексте стихотворения приобретает значение «решающий бой», имеющий важное историческое значение. Бой изображён Лермонтовым как общее, трудное дело.

 

14. Выпишите из текста стихотворения сравнения. Какую роль они играют в описании сражения?

Сравнения:

1. Уж мы

пойдем ломить стеною.

2. Французы двинулись,

как тучи.

3. Носились знамена,

как тени.

 

4. Земля

тряслась — как наши груди.

5. Умремте же под

Москвой,

Как наши братья

умирали!»

Сравнения помогают автору передать всю грандиозность и масштабность Бородинской битвы, с помощью данного средства выразительности перед нами рисуется великая сплоченность русского войска (пойдем ломить стеною), готовность погибнуть во имя Родины (умремте. . . , как наши братья умирали. . ), огромные, в сравнении с русскими, силы противника (как тучи),

динамика, движение боя (знамена носились, как тени; замля тряслась). Также сравнения поддерживают композиционную параллель /природа/человек/ : родная земля сотрясается и волнуется так же, как в груди русских солдат во время битвы существует буря эмоций: от страха до осознания величественности минуты.

 

15. Прочитайте отрывок из стихотворения «Бородино». Найдите метафоры и объясните, какие грани изображаемых событий они усиливают в данном отрывке.

Метафоры:

Звучал булат, картечь визжала, гора кровавых тел.

Метафоры помогают сделать стихотворный текст выразительнее, с помощью метафор передана и звукопись (ЗВуЧал булат, каРТеЧь ВиЗЖала), и динамика повествования (звучал, визжала), и, следовательно, динамика рисующейся картины: идет бой, все беспрестанно движется, взрывы, стоны, крики, дым, лязг оружия, стрельба. . . Метафоры помогают передать всю грандиозность, но вместе с тем трагизм и ужас битвы, приведшей к бесчисленным смертям (гора кровавых тел).

 

Смотрите также: