ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 168-235









Страница 168

Строфа

Вопросы и задания 

Что такое строфа? Прочитайте по одной строфе из стихотворений «Зимняя дорога» А.С. Пушкина и «Бородино» М.Ю. Лермонтова. Сколько стихов в каждой из прочитанных вами строф?

Строфа — организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" в каждой строфе семь стихов.

Во вступлении к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" в каждой строфе шесть стихов.

В стихотворении Н.А. Некрасова "Тройка" в каждой строфе четыре стиха.

 

Страница 171

Вопросы и задания 

1. Книги каких авторов — классиков мировой литературы — радовали будущего поэта в Середникове?

Будущего поэта в Середнйкове радовали книги классиков мировой литературы: А. С. Пушкина. У. Шекспира. Ф. Шиллера. Дж. Г. Байрона.

2. Как вы представляете себе Тарханы по описанию А. Семченко?

Тарханы по описанию А. Семченко представляются небольшим старинным и очень живописным селом, которое раскинулось в широкой лощине на берегу глубокого оврага, у маленькой речки Милорайки. В середине села блестящим зеркалом расположился пруд. Здесь был просторный, дом бабушки Лермонтова, окруженный садом, с многочисленными хозяйственными постройками и полуразрушенной теплицей.

 

Минуты творчества 

1. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино».

2. Составьте начальные кадры для диафильма «М.Ю. Лермонтов. “Бородино”». Подумайте над последовательностью кадров, расположением и оформлением текста и рисунка в каждом кадре. Назовите строфы стихотворения, которые обязательно войдут в ваш фильм в виде титров. Посмотрите в словаре значение слова титр.

После уроков 

1. Придумайте вопросы и задания для литературной игры «Что? Где? Когда?» и викторин «Тарханы — Москва», «На поле Бородина». Проведите викторины и литературную игру.

В каком городе родился Лермонтов? (Москва)

  Где прошло его детство? (с. Тарханы Пензенской губернии)

  Кто воспитывал Лермонтова? (бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)

  Какое учебное заведение в Петербурге окончил Лермонтов? (Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров)

 Сколько раз Лермонтов был ссылке на Кавказе? (2)

  Почему его отправили в ссылку в первый раз? (за стихотворение "Смерть поэта")

  С кем и из-за чего у него произошла дуэль, за которую он был отправлен в ссылку во второй раз? (дуэль с сыном французского посланника де Баранта Эрнестом из-за написанной на него эпиграммы)

  Где и как погиб Лермонтов? (на дуэли с Н. Мартыновым в Пятигорске)

  Талантом и тягой к чему наряду с поэзией обладал Лермонтов? (к живописи)

  Кто из приближенных царя был родственником Лермонтова? (Столыпин)

  Вопросы по стихотворению "Бородино".

  К какой дате написано стихотворение "Бородино"? ( 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года)

  Что забил "в пушку туго" герой стихотворения "Бородино"? (снаряд)

  Каким стихотворным размером написано стихотворение? (ямбом)

 У какой части пушки решил вздремнуть   герой-рассказчик? (у лафета)

  От лица кого ведется повествование в стихотворении? (от лица солдата)

  Каковы тема и идея стихотворения? (Тема - рассказ о подвиге народа, о великом историческом сражении, идея - утверждение мысли о народе как главном деятеле все

 

2. Подберите материал и подготовьте заочную экскурсию, посвящённую Бородинскому сражению. Возьмите одну из тем, приведённых ниже, или сформулируйте тему самостоятельно.

• «Бородино — поле русской славы».

• «Музей-панорама “Бородинская битва”».

• «Генерал Багратион — один из героев сражения».

• «Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце».

Страница 176

Николай Васильевич Гоголь

Вопросы и задания 

1. Расскажите о детских годах Н.В. Гоголя и его отношении к своей малой родине.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина).

 

Родительский дом в Васильевке

 

Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского. (1754–1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого Василий Афанасьевич писал комедии, будучи также его актером и дирижером.

В 1818–19 г. г. Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820–1821 г. г. , брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 года поступил в гимназию высших наук в Нежине. Ко времени пребывания Гоголя в Нежинской гимназии относятся и его первые литературные опыты. В 1825 году он принимает участие в рукописном гимназическом журнале «Метеор литературы», сочиняет стихи и романтическую трагедию «Разбойники». Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». Эти ранние литературные опыты Гоголя до нас не дошли.

 

2. Что лежит в основе книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Выпишите из статьи учебника слова и словосочетания, которые помогут вам при ответе на вопрос.

Николай Васильевич Гоголь родился в Украине, в маленьком, но очень колоритном селе Сорочинцы. За все свое детство он слышал немало украинских легенд и поверий, связанных со всевозможными сверхъестественными силами. Все эти воспоминания из детства он воплотил в своей книге "Вечера на Хуторе близ Диканьки". Решение написать такую книгу, которая будет состоять из нескольких рассказов, пришло ему во время жизни в Петербурге, потому что жизнь в большом городе быстро ему надоела, и он решил обратиться к яркой и колоритной теме жизни в селе Малороссии.

 

Страница 235

Ночь перед Рождеством

Вопросы и задания 

1. Определите главную тему «Ночи перед Рождеством».

Главная тема сказки размышления Гоголя о добре и зле, где добро победит зло, а зло выглядит смешным и нелепым. Празднование Рождества людьми из села, победа добра над злом.

 

2. Какие герои вызывают у вас сочувствие, какие — смех? Почему?

Смех вызывают - кум, его жена, ткач, Чуб, дьяк, солоха.

Мне кажется, что единственный даже не герой, а довольно важный персонаж повести Гоголя "Ночь перед рождеством" который мог бы вызвать сочувствие - это черт, которого кузнец оседлал и заставил исполнять свою волю, а на прощание еще и отхлестал. Сам Гоголь называет черта бедным.

Жалость в какой-то степени вызывает кузнец, в тот момент когда его возлюбленная просит у него черевички, а он хочет ей угодить, но не знает как.

 

3. В чём комизм ситуации, в которую попадают «гости» Солохи? Какие ещё эпизоды показались вам смешными?

Гости не подозревают о том, что Солоха их обманывает. Всё открывается случайно. Особо комично звучат вопросы о погоде и сапогах, которыми герои пытаются прикрыть своё крайнее смущение.

 

4. Как вы думаете, смех Гоголя в «Ночи перед Рождеством» злой, добродушный, ехидный, горький? Аргументируйте свою оценку.

Отличительной особенностью повести является присутствие добродушного смеха. И действительно, как много комичных по своей природе сцен в «Ночи…»! Разве не смешон по­чтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок. Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? — Дегтем лучше! — сказал голова». Юмором пропитано, казалось бы, все повествование: описание чудачеств ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился.

5. Какие события повести вы отнесёте к бытовым, какие  — к фантастическим? Всегда ли можно провести между ними границу?

Место и время действия – реальные, а события, которые происходят в повести, – фантастические.

Фантастические события Гоголь изобразил как обыкновенные. Границы между реальным миром и фантастическим размыты.

В вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое.

6. За что «чёрт поклялся мстить кузнецу»?

За то, что Вакула нарисовал в церкви икону (фреску), на которой изображено, как очень сильно праведники гоняют черта.

7. Какие обычаи и традиции славян воссозданы в повести «Ночь перед Рождеством»?

Воссоздан обычай колядовать и славить Христа. Перед Рождеством парубки и девушки принаряжаются и ходят веселыми компаниями по домам, чтобы петь колядки.

 

8*. Определите общее и различное в характерах «сказочных» персонажей повести и фольклорных персонажей, знакомых вам по народным сказкам. Сделайте вывод.

Общие: борьба со злом различия: у Гоголя чёрт живёт и ведьма и другая нечисть живут вместе в селе. Где люди. А обычно далеко от людей.

9*. Назовите приёмы народной сказки, которые встречаются в повести «Ночь перед Рождеством».

Эпитеты, сравнение, олицетворение, победа добра над злом, наличие вымышленных персонажей, путешествие главного героя, задание для главного героя, использование колорита в речи автора.

10. Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках? Обоснуйте свой ответ.

Да, похожи. Гоголь во многом опирался на фольклор. В народных сказках герою обязательно принести что-либо необычное издалека, либо победить кого-нибудь. Оксана же дала ему задание принести черевички самой царицы, что было почти невыполнимым.

11. Отметьте в тексте те фрагменты, где говорится о красоте Оксаны. Подготовьте рассказ о ней.

Оксана - самовлюбленная и эгоистичная кокетка, обладающая удивительной внешней красотой. Но она никого не любит, кроме себя, постоянно унижает Вакулу, смеется над его чувствами, ранит своими насмешками чувствительное сердце юноши.

Оксана в результате жизненных испытаний(угрызения совести, чувства вины).Она начинает понимать, что подлинная ценность - это не золото, не богатство (она даже не взглянула на царские черевички), а "золото" души Вакулы - преданность, доброта, благородство, самопожертвованная любовь. Итак, Вакула изгоняет черта не только из хутора, но и из души самовлюбленной красавицы.

Душа Оксаны освобождается от высокомерия, непомерной гордости и становится нежной и кроткой. И на фоне просветленной души внешняя красота еще более расцветает. "Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше".

12. Запишите ключевые слова, которые помогут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

Вакула красив, силен, добр, полон неисчерпаемой энергии и молодого задора. Он обладает чистым сердцем, цельностью натуры и красотой чувств. Он верен своему долгу, своим обещаниям, обладает упорством в достижении цели. Препятствия, которые возникают на его пути, не останавливают его, а наоборот, заставляют проявлять большую находчивость и инициативу, смелость и решительность.

 

13. Почему Вакула оказывается сильнее чёрта? Какое значение имеет тот факт, что Вакула — человек верующий? Свой ответ подтвердите примерами из текста.

Чёрт глупый, бедный, безобидный – взгляд фольклорный, народный. В «Ночи перед Рождеством» чёрт занят своим обычным делом – охотой за душой, - где он традиционно терпит полную неудачу. Хитрости его столь наивны, выражение чувств столь непосредственно, что «враг человеческого рода» больше походит на мелкого проказника. Против своей воли чёрт помогает Вакуле сначала добраться в Петербург, а потом попасть вместе с запорожцами, что «ехали из Сечи с бумагами к царице», во дворец и получить из рук государыни заветные «черевички».

Чёрта можно высмеять, унизить, но всё это останется полумерой. Только вмешательство силы добра, которая находит отражение в Боге, способно окончательно победить зло, воплощённое в образе нечистого.

За своё общение с нечистой силой богомольный кузнец несёт «церковное покаяние» и бесплатно расписывает в храме «левый крылос», а черта в аду рисует «такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо».

14. Что испытывает Вакула при виде убранства дворца? Запишите ключевые слова для ответа на этот вопрос.

При виде убранства дворца Вакула испытывает восторг и восхищение. «Что за лестница!», «Экие украшения»

 

15. Слово запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Гоголь в этой сцене?

Реальность вступает в противоречие со сказкой, поэтому Гоголь не изобразил сцену отклонения просьбы. Гоголь даёт понять, что действие происходит не в реальном, а в сказочном городе, где правит добрая царица, выполняющая просьбы подданных. Так и происходит в сказке: Екатерина отдаёт простому кузнецу самые дорогие черевички. Радостное восхищение, удивление, которые испытывает Вакула, попадая в волшебный мир, оказываются оправданными.

16. Послушайте начало повести в исполнении чтеца. Подготовьтесь к выразительному чтению любого фрагмента повести.

Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством (выразительное чтение фрагмента)

17. Подготовьте художественный пересказ эпизода, изображённого на иллюстрации М.С. Родионова (с. 185). Как проявляются характеры героев в данной сцене?

18. Рассмотрите репродукцию картины К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии». Какие приметы народного быта воссозданы художником? Как передана атмосфера праздника?

Картина "Колядки" Трутовского, живо передают обряды и традиции, сохранившиеся с древних времен. В старину цикл народных праздников всегда начинался с колядок. После Рождества и до Крещения молодежь ходила по избам и распевала веселые поздравительные песни. Хозяева награждали певцов яствами. Со временем обряд колядок превратился в веселую забаву. В картине Колядки в Малороссии художник с большой теплотой изобразил народный праздник.

Смотрите также: