menu
person


ГДЗ по литературе 5 класс Меркин Страница 236-279



Вопросы расмотренные в данном параграфе:

1. Объясните значение данных слов и выражений: колядовать, парубок, волость, бричка, заниматься малеванием, покалякать, жеманиться, кокетка, франт, кожух, цирюльник, тирански, знахарь, кочерга, спесиво, шинок, заседатель, смушки, миряне, тавлинка, кныш, капелюхи, сотник. В случае затруднений обращайтесь к словарю.
2. Прочитайте следующие цитаты, объясните значение выделенных слов.
«Проговоривши это, кузнец принялся снова бежать с мешком на спине. — Он повредился! — говорили парубки».
«Чёрт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца».
«Так же как и её муж, она почти никогда не сидела дома и почти весь день пресмыкалась у кумушек и зажиточных старух...»
«Так кузнец утонул! Боже ты мой, а какой важный живописец был!»
3. В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены?
«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».
4. Выпишите из текста повести примеры афористической речи.
5. Найдите отрывок от слов: «Кумова жена была такого рода сокровище...» до слов: «...будет проходить мимо кумова огорода и выдерет любую из его плетня». Назовите приёмы, придающие тексту особую художественную выразительность.
6. Выпишите из текста повести слова и словосочетания, передающие колорит народной речи.
Страница 279
Иван Сергеевич Тургенев
Муму
Вопросы и задания 
1. Подумайте, какие впечатления детства писателя нашли отражение в рассказе.
2. О Герасиме сказано: «Дела у него было немного...» В самом деле — немного? Попытайтесь разобраться.
3. И.С. Тургенев подчёркивает не только и не столько физическую, но прежде всего нравственную силу Герасима. В чём ещё, кроме трудолюбия, она проявляется?
4. Как реагирует Татьяна на решение барыни выдать её замуж? Как можно объяснить поведение Татьяны?
5. Можно ли утверждать, что барыня в рассказе «Муму» бывает доброй? Или только капризной, вздорной? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
6. Прототип Герасима, дворовый человек Андрей, «остался верен своей госпоже, до самой её смерти служил ей». Как вы полагаете, почему И.С. Тургенев дал своей истории иную, чем в реальной жизни, развязку?
7. Почему свой рассказ писатель назвал «Муму»? Почему цензор был против его публикации?
8. Кто из героев вызывает у вас симпатию, сострадание, сочувствие?
9. Каким изображён Герасим в начале и в конце рассказа? Что изменилось в его характере и почему? Что отличало Герасима от других дворовых и почему?
10. Определите, в чём сходство Герасима и Татьяны. Вывод сформулируйте письменно.
11. Как автор передаёт состояние Герасима после замужества Татьяны? Запишите ключевые слова, необходимые вам для ответа.
12. Подготовьте рассказ о Герасиме, Татьяне, барыне (на выбор), придумайте заголовок, составьте план своего повествования.
13*. Рассмотрите рисунки на с. 258, 272. Найдите другие иллюстрации русских художников к рассказу «Муму». К каким эпизодам рассказа И.С. Тургенева обратились художники? Как вы думаете, кому из художников удалось точнее передать авторский замысел? Аргументируйте свой ответ.
14*. Рассмотрите репродукцию картины Н.В. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». Как связана её тема с темой рассказа И.С. Тургенева «Муму»? Дайте развёрнутый ответ.






Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 236-279