ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин Страница 236-279









1. Объясните значение данных слов и выражений: колядовать, парубок, волость, бричка, заниматься малеванием, покалякать, жеманиться, кокетка, франт, кожух, цирюльник, тирански, знахарь, кочерга, спесиво, шинок, заседатель, смушки, миряне, тавлинка, кныш, капелюхи, сотник. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

колядовать - ходить по домам с пением колядок;

парубок - парень;

волость - область;

бричка - лёгкая повозка для перевозки пассажиров;

заниматься малеванием - заниматься рисованием;

покалякать - поговорить;

жеманиться - вести себя неестественно; манерничать;

кокетка - женщина, или мужчина стремящаяся нравиться и привлекать внимание мужчин своей внешностью и манерами;

франт - нарядно одетый человек, щеголь, модник;

кожух - верхняя одежда из кожи; овчинный тулуп;

цирюльник - парикмахер;

тирански - жестоко;

знахарь - лекарь, применяющий травы, заговоры;

кочерга - инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи;

спесиво - высокомерно;

шинок - питейное заведение, корчма;

заседатель - выборный депутат, представитель от населения или от сословия в каком-нибудь учреждении, ведомстве;

смушки - шкурка новорожденного ягненка некоторых ценных пород;

миряне - верующие православной церкви, не облаченные духовным саном; это основная масса верующих, которые называются паствой, прихожанами;

тавлинка - плоская табакерка из бересты;

кныш - характерный для белорусской и украинской кухни небольшой круглый пирожок;

капелюхи - шапка с ушами,

сотник - командир военного подразделения («сотни»).

2. Прочитайте следующие цитаты, объясните значение выделенных слов.

«Проговоривши это, кузнец принялся снова бежать с мешком на спине. — Он повредился! — говорили парубки».

«Чёрт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца».

«Так же как и её муж, она почти никогда не сидела дома и почти весь день пресмыкалась у кумушек и зажиточных старух...»

«Так кузнец утонул! Боже ты мой, а какой важный живописец был!»

Он повредился! - сошел с ума

галопировать - скакать

пресмыкалась - угодничать, унижаться

важный - отличный, хороший

 

3. В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены?

«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

Олицетворения позволяют представить мир природы живым, подобным миру человека: «Месяц величаво поднялся в небо. Месяц один только заглядывал в них украдкою.

ясная ночь - эпитет;

глянули звезды - олицетворение;

месяц величаво поднялся - метафора;

месяц заглядывал украдкой - олицетворение;

дым пошел тучею по небу - олицетворение;

Средства художественной выразительности употреблены для описания красоты ночи перед Рождеством.

 

4. Выпишите из текста повести примеры афористической речи.

«Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею».

«Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу, дала пивкопы, – та ничего... не больно».

"Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами".

"Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова."

"Дай Боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба в пропорции!"

 

5. Найдите отрывок от слов: «Кумова жена была такого рода сокровище...» до слов: «...будет проходить мимо кумова огорода и выдерет любую из его плетня». Назовите приёмы, придающие тексту особую художественную выразительность.

"Кумова жена была такого рода сокровище, каких немало на белом свете. Так же как и ее муж, она почти никогда не сидела дома и почти весь день пресмыкалась у кумушек и зажиточных старух, хвалила и ела с большим аппетитом и дралась только по утрам с своим мужем, потому что в это только время и видела его иногда. Хата их была вдвое старее шаровар волостного писаря, крыша в некоторых местах была без соломы. Плетня видны были одни остатки, потому что всякий выходивший из дому никогда не брал палки для собак, в надежде, что будет проходить мимо кумова огорода и выдернет любую из его плетня."

Чтобы придать тексту художественную выразительность автор использует афористическую речь, а так же:

жена была такого рода сокровище - метафора

белый свет - эпитет

хата вдвое старее шаровар - сравнение

 

6. Выпишите из текста повести слова и словосочетания, передающие колорит народной речи.

"Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня".

"Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче, железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею".

"Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит"

Свечей к иконам чудотворца и божией матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами.

Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь!

"Мешки? а с чем мешки, с книшами или паляницами?"

"Куда ж мы понесем его? в шинок?" спросил дорогою ткач.

"Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу; дала пивкопы, та ничего... не больно..."

"Здравствуйте, панове! помогай бог вам! вот где увиделись!" сказал кузнец, подошедши близко и отвесивши поклон до земли.

Страница 279

Иван Сергеевич Тургенев

Муму

Вопросы и задания 

1. Подумайте, какие впечатления детства писателя нашли отражение в рассказе.

В детстве Тургенева ужаснули картины насилия и произвола, с которыми он сталкивался на каждом шагу. Он видел жестокость матери к дворовым людям. Ей никто не осмеливался противоречить. И гнев её был страшен. Редкий день проходил без того, чтобы со стороны конюшни не раздавались крики наказываемых плетьми людей.

В основе рассказа "Муму" - подлинная история немого Андрея, крепостного матери, рассказанная с необыкновенной чуткостью и пониманием душевных переживаний.

 

2. О Герасиме сказано: «Дела у него было немного...» В самом деле — немного? Попытайтесь разобраться.

На самом деле у Герасима было много дел. Из этого отрывка видно, что у него было много работы:

"...Дела у него было немного: вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить..."

3. И.С. Тургенев подчёркивает не только и не столько физическую, но прежде всего нравственную силу Герасима. В чём ещё, кроме трудолюбия, она проявляется?

Тургенев пишет, что Герасим смахивал на степенного гусака, чем писатель выразил его спокойствие, размеренность. Так же И. С. Тургенев упоминает об отношении главного героя к Татьяне, его трепетном отношении к ней, ласке, какие он ей преподносил подарки. . . Писатель очень старательно передавал отношение Герасима к тем, кто ругал и обвинял Татьяну.

  А так же выражает твёрдость характера Герасима выражается в его поведении после того, как барыня приказала утопить Муму. Ведь он по началу приуныл, после чего принял решение отправиться в деревню, боле не жалея о Муму, он ушёл на Родину. . .

 

4. Как реагирует Татьяна на решение барыни выдать её замуж? Как можно объяснить поведение Татьяны?

Татьяна всегда соглашалась с барыней во всем, была спокойна и молчалива, и поэтому, узнав о том, что её хотят женить, ничего не сказала, хотя в душе, я уверенна, что ей эта свадьба была совсем неприятна. Но воля барыни для неё закон.

 

5. Можно ли утверждать, что барыня в рассказе «Муму» бывает доброй? Или только капризной, вздорной? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

Барыня не была доброй. Она заботилась только о себе, была капризной. Пример:, , Чтоб её сегодня же здесь не было. . . Слышишь?

-Слушаю-с

-Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.

Здесь барыня проявила себя очень жестоко и эгоистично, из-за пустяка она приказала убить Муму.

 

6. Прототип Герасима, дворовый человек Андрей, «остался верен своей госпоже, до самой её смерти служил ей». Как вы полагаете, почему И.С. Тургенев дал своей истории иную, чем в реальной жизни, развязку?

Развязка рассказа была изменена для того, чтобы подчеркнуть силу духа главного героя.

 

7. Почему свой рассказ писатель назвал «Муму»? Почему цензор был против его публикации?

Герой вобрал в себя все основные черты обычного работящего мужика, и это его «Муму» — единственное противоречие и единственное слово, которое он способен вставить «поперек» воли своей хозяйки.

Писатель проводит ужасающую параллель между положением человека и собаки: они одинаковы. Судьбу животного решил хозяин, так и участь самого Герасима целиком зависела от барской воли. Поэтому в названии скрыт намек на то, что главный герой – та же Му-му, только в человеческом обличии, и эту социальную несправедливость необходимо искоренить.

Цензор был против публикации, так как он сам написал, что в рассказе представляется пример неблаговидного применения помещичьей власти к крепостным крестьянам.

8. Кто из героев вызывает у вас симпатию, сострадание, сочувствие?

У меня симпатию и сострадание вызывают два персонажа рассказа "Муму" - Герасим и Татьяна.

9. Каким изображён Герасим в начале и в конце рассказа? Что изменилось в его характере и почему? Что отличало Герасима от других дворовых и почему?

Когда его привезли из деревни в город:

он был похож на загнанного зверя, молодого быка, попавшего с плодородного поля в вагон железной дороги.

В конце повести:

геро похож на льва, царя зверей, свободного и раскрепощённого.

Герой изменился: наивная доверчивость, простодушие оставили его, а сила человеческого достоинства победила рабскую преданность барыне.

 

10. Определите, в чём сходство Герасима и Татьяны. Вывод сформулируйте письменно.

Герасим и Татьяна были оба спокойными, покорными и работящими людьми. Татьяна была малословна, Герасим вообще нем.

11. Как автор передаёт состояние Герасима после замужества Татьяны? Запишите ключевые слова, необходимые вам для ответа.

После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил зла на Татьяну и Капитона.

"...со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит..."

 

12. Подготовьте рассказ о Герасиме, Татьяне, барыне (на выбор), придумайте заголовок, составьте план своего повествования.

Барыня в рассказе "Муму"

Старая барыня в "Муму" - это помещица, хозяйка глухонемого дворника Герасима. Старая барыня ведет одинокую жизнь. Она является вдовой. Ее дети разъехались: дочери вышли замуж, а сыновья где-то служат. У барыни непростой характер. Иногда на нее находят нервические припадки, она горячится и нервничает. Барыня - капризная и причудливая старуха. Так, он решает женить двух своих крепостных, пьяницу-башмачника Капитона и прачку Татьяну, не спрашивая мнения девушки.

13*. Рассмотрите рисунки на с. 258, 272. Найдите другие иллюстрации русских художников к рассказу «Муму». К каким эпизодам рассказа И.С. Тургенева обратились художники? Как вы думаете, кому из художников удалось точнее передать авторский замысел? Аргументируйте свой ответ.

14*. Рассмотрите репродукцию картины Н.В. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». Как связана её тема с темой рассказа И.С. Тургенева «Муму»? Дайте развёрнутый ответ.

Картину и рассказ объединяет одна тема - это крепостничество и бесчинство помещиков. Картина «Торг. Сцена из крепостного быта. Выдающееся произведение, написано в жанре картинной драмы, едкой сатиры, демонстрирующей отвращение автора к «диким» нравам крепостных помещиков. Они обсуждают сделку товаром которой выступает молодая крестьянская девушка.

Смотрите также: