ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин Страница 280-294









Страница 280

1. Объясните слова и словосочетания. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Горничная, гривенник, дворецкий, дворня, прачка, приживалка, пуд, флигель, вдова, уединённо доживала, ненастный день, сложённый богатырём, исправный, соха, определили дворником, отчуждённый несчастьем, как пойманный зверь, усердно, строгий нрав, каморка, захолустье, почитаются на Руси, держали в чёрном теле, не могла похвалиться своей участью, нрава смирного, сострадание, угнетённый, своенравие, утесняемый, непостижимая кротость.

Горничная - прислуга;

гривенник - десятикопеечная русская монета;

дворецкий - управляющий хозяйством — старший лакей, глава домашнего хозяйства;

дворня - домашняя прислуга в помещичьем доме;

прачка - работница, занимающаяся стиркой белья;

приживалка - бедная женщина, не из крепостных, жившая в барском, помещичьем или купеческом доме на средства хозяев, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяйку, составлявшая ее общество;

пуд - устаревшая единица измерения массы русской системы мер 16 кг;

флигель - вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка;

вдова - это женщина, у которой умер муж и которая не вышла замуж вторично;

уединённо доживала - жила одна;

ненастный день - пасмурный, дождливый день;

сложенный богатырём - крепкий, высокий, сильный, большой;

исправный - аккуратный, исполнительный;

соха - пахотное орудие;

определили дворником - назначили дворником;

отчуждённый несчастьем - уйти в себя от несчастья,

как пойманный зверь - в страхе, запуганный;

усердно - старательно;

строгий нрав - очень требовательный, взыскательный, требующий точного исполнения чего-нибудь;

каморка - маленькая комната или чулан;

захолустье - глухое место;

почитаются на Руси - уважаются,

держали в чёрном теле - сурово, очень строго обращаться с кем-либо;

не могла похвалиться своей участью - не могла похвалиться своим положением;

нрава смирного - характер кроткий и спокойный, покорный, тихий;

сострадание - сочувствие чужому страданию;

угнетённый - это тот, кого притесняют;

своенравие - упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается - неожиданно захотеться, прийти на ум;

утесняемый -стеснить, причинять тесноту, не давать простору;

кротость - незлобивый и отходчивый нрав человека;

непостижимая - что невозможно понять или объяснить;

2. В каком значении слова «бобыль» и «челядь» употреблены в рассказе И.С. Тургенева?

Бобыль — 1. Бедный безземельный крестьянин. 2. Одинокий, бессемейный человек.

Челядь — 1. Население феодальной вотчины Древней Руси, находившееся в разных формах зависимости от феодала (холопы, закупы, смерды и т.д.). 2. Дворовые люди, слуги, прислуга.

И.С. Тургенев употребляет слово "бобыль" в значении одинокий, бессемейный человек, а слово "челядь" в значении дворовые люди, слуги, прислуга.

3. При создании художественного образа Тургенев использует сравнения. Выпишите три-четыре примера.

Как лев, как былинка

Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине

"... и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей".

"Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо..."

"Герасим видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, прямую, как стрела".

"Капитону уже теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горок".

"... он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле".

"... он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру..."

"Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей"

4. Запишите слово или словосочетание, синонимичное данному: держать в чёрном теле.

Сурово, строго обращаться, притеснять

5. Подберите синонимы и антонимы к данным словам: глумиться, шпынять, раскаляться, жаловать.

Синонимы

глумиться - издеваться

шпынять - рыскать, шастать

раскаляться - закипать

жаловаться - ябедничать

Антонимы

глумиться - сочувствовать

шпынять - найти

раскаляться - охлаждаться

жаловаться - хвалить

 

6. Прочитайте фразу: «Человек, человек! — закричала она, — приведите скорее Муму! Она в палисаднике». Запишите синоним к выделенному слову.

Человек, человек синоним лакей

7. Прочитайте диалог от слов: «Ведь вот ты опять пьян был...» до слов: «...ушёл то есть, а я...». Как в данном эпизоде своеобразие лексики раскрывает характер персонажей?

В данном эпизоде своеобразие лексики раскрывает характер Капитона, он спившийся и слабохарактерный человек. Он не сознается в пьянстве перед Гаврилой, а винит в этот раз какого-то товарища. "виноват не я, а более один товарищ; сам же меня он сманул, да и сполитиковал, ушел то есть, а я..."

8. Как вы понимаете слова И.С. Тургенева о Капитоне: «Красноречие не покидало его даже в крайних случаях»? В каком значении употреблено здесь слово красноречие?

Мне кажется, что слово красноречие здесь употреблено в значении болтливый.

9. Прочитайте диалог. Определите значение слова «возразила» в данном контексте.

« — А её Муму зовут, — промолвила барыня, — очень хорошее имя.

 — Ах, очень-с! — возразила приживалка».

Значение слова "возразила" в данном контексте - подхалимски подтвердила.

10. О чём свидетельствует замечание писателя, характеризующее порядки в доме барыни: «...был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи...»? Для того чтобы точно ответить на вопрос и понять смысл фразы, прежде всего определите значение слова «шорник».

Шорник – это человек, занимающийся изготовлением конной упряжи. Он далеко от того, чтобы лечить животных, как ветеринар, и от того, чтобы быть лекарем для людей.

Минуты творчества 

Предположим, вам необходимо создать мультфильм по рассказу «Муму». Какие эпизоды вы выберете? Сделайте подписи (титры) к двум-трём кадрам.

кадр #1 как Герасима забирают из деревни #2 Как помещица приказывает Герасиму утопить Муму (или как он её находит) #3 Как Герасим уезжает домой

 

Живое слово 

Напишите сочинение на тему «Эпизод в рассказе “Муму”, который произвёл на меня самое сильное впечатление».

 

 

Страница 293

Николай Алексеевич Некрасов

Крестьянские дети

Вопросы и задания 

1*. Первоначально стихотворение называлось «Детская комедия». Затем поэт изменил заглавие. Как вы думаете, почему?

Потому что это название более уместно для поэмы такого масштаба.

В первом случае оно звучит эпически, не зацикливаясь лишь на весёлости и даёт обобщённую картину детства крестьян.

 

2. Найдите и прочитайте строки, где говорится о том, как воспринимают рассказчика дети. Что их удивляет в нём? Почему?

"У бар бороды не бывает — усы", "А ноги-то длинные, словно как жерди", "А вона на шапке, гляди-тко — часы!", "Прибьет".

Детей удивляет необычный вид барина, его одежда, дорогие вещи на нем, ружье, часы.

 

3. Найдите в тексте слова, передающие отношение поэта к крестьянским детям. С какой интонацией эти строки нужно читать? Почему?

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Про детские глаза:

Всё серые, карие, синие глазки -
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

Читать надо с нежностью. Потому что автор относится с любовью к крестьянским детям.
Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает “грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей

4. Стихотворение состоит из нескольких частей, которые Н.А. Некрасовым не названы. Озаглавьте их.

1 охота

2 голоса

3 знакомство

4 грибная пора

5 зимняя пора

6 разговор

7 " воры"

8 возвращение к охоте

 

5. Выразительно прочитайте отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кто является примером для крестьянских детей?

6. Можно ли сказать, что Н.А. Некрасов изображает детство крестьянских детей только радостным и безоблачным?

Нет. Потому что явно видно, что детям приходится рано вставать, помогать родителям, несмотря на свой возраст. Дети тянули почти все обязанности, что и взрослые.

 

7. Выпишите и выучите наизусть строки, в которых заключена основная художественная идея стихотворения.

8*. Как вы понимаете строки:

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

Как вы думаете, о каких мыслях идёт речь? Почему им «нет воли»? Почему здесь встречаются такие противоположные чувства, как злоба и любовь?

Мне кажется, что автор этих строк говорит о честности и правде, которою не все порой воспринимают верно, поскольку правда не всегда играет на руку тому или иному человеку. . .

Любовь и злоба встречаются одновременно как враги и в тоже время друзья, они на противоположных берегах, но в тоже время сплетаются в крепкий узел. . .

В общих чертах, эти строки о том, как одновременно в каком либо событии встречаются противники, такие как любовь и злоба; честность и ложь, но победитель остаётся только один. . .

 

9. Составьте устный рассказ об одном дне из жизни крестьянского мальчика по иллюстрации А.И. Лебедева.

Было раннее холодное зимнее утро. А Никитку уже будил отец. Шестилетнему мальчику совсем не хотелось вставать. Отец отправлялся в лес за дровами и ему нужна была помощь, без Никитки никак не обойтись. Отведав горбушку ржаного хлеба с молоком, мальчик с отцом отправились в лес. Целый день Никитка работал, отвозил на телеге дрова домой. Это была очень важная и необходимая работа. Мальчик был горд и важен, что он главный помощник главы семьи. Дома их ждали сестренки и матушка.

10. Рассмотрите репродукцию картины А.Г. Венецианова «Захарка». Что вы можете сказать о герое картины? Каков его характер, социальное положение? Есть ли что-то общее у Захарки и героев Некрасова?

У Захарки и героев Некрасова есть общее. На картине Венецианова изображен простой деревенский мальчик, крестьянин, как и в произведении "Крестьянские дети". Насупленные брови и плотно сжатые губы, сосредоточенный взгляд, поворот головы создают ощущение целеустремленности, уверенности, силы. Мальчик понимает, что его жизнь будет зависеть только от него самого и крепко сжимает древко инструмента на плече. Все в облике мальчика говорит о том, что он готов к работе, и, к сожалению, возможно, не имел детства, так как трудился с самых ранних лет.

Смотрите также: