ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 76-81









Страница 76

Михаил Васильевич Ломоносов

Вопросы и задания 

1. Что вам известно о М.В. Ломоносове — учёном, поэте, общественном деятеле?

Михаил Васильевич Ломоносов - великий человек, которым по праву гордится Россия. Блестящий ученый-энциклопедист, человек широчайшей эрудиции и огромного таланта, он поднял российскую науку того времени на высочайший уровень. Физика и химия, география и астрономия, минералогия и почвоведение, геология, геодезия и картография, метеорология и оптика, история и русский язык... Сложно назвать науку, в которую Ломоносов не внес бы значительного вклада.

Кроме того, вклад Ломоносова-поэта в литературу тоже очень велик. Современники ценили литературный гений Ломоносова - его сравнивали с античными одописцами Пиндаром и Вергилием и даже с Иоганном Вольфгангом Гёте.

Особенно стоит отметить то, что приобретение новых знаний для Ломоносова не было самоцелью - он во всем искал практическую пользу. Он как никто понимал значение науки для общества. В 1754 году он разработал проект Московского университета - позже университет назвали в его честь.  Благодаря Ломоносову появилась плеяда блестящих ученых, прославивших Россию и российскую науку.  

Михаил Ломоносов сумел сделать для России очень много, хотя прожил всего 54 года.

 

2. Найдите в статье список слов, впервые введённых М.В. Ломоносовым в русскую речь. Определите значение каждого из них. При затруднениях обращайтесь к словарю.

термометр - прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее.

поршень - основная деталь насосов, компрессоров и поршневых двигателей внутреннего сгорания, служащая для преобразования энергии сжатого газа в энергию поступательного движения (в компрессорах - наоборот).

упругость - свойство тел изменять форму и размеры под действием нагрузок и самопроизвольно восстанавливать исходную конфигурацию при прекращении внеш. воздействий.

атмосфера - газовая оболочка, окружающая планету Земля, одна из геосфер.

барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

манометр - прибор, измеряющий давление жидкости или газа.

 

3. Дайте толкования слов: весьма, спорили в жару, очаг. Кто такие Коперник и Птоломей (Птолемей)?

 Весьма – то же самое, что и очень, чересчур.

    Спорили в жару – спорили достаточно эмоционально, пылко, на повышенных тонах.

    Коперник – астроном родом из Польши.

    Птоломей – астроном и астролог.

    Очаг – имеет два значения: 1. Местность, на которую распространяется что-нибудь (например, культурный очаг). 2.То, с помощью чего разводится и поддерживается огонь.

4. Найдите в тексте басни слова, устаревшие по написанию и произношению. Подберите к ним синонимы.

  • случились вместе - встретились вместе
    спорили в жару - жарко, горячо спорили
    весьма - очень
    слыл - был, звали
    о сём - об этом
    круг Солнца ходит - вокруг солнца ходит
    такова - такого
    кругом жаркова - вокруг жаркого
    Жаркое – жареное кушанье, обычно мясное, или же сковорода, на которой это блюдо готовится.

 

5. Сформулируйте мораль басни.

Мораль басни проста, не обязательно быть выдающимся ученым ,чтобы понять законы бытия. Даже простой повар, может гораздо проще объяснить устройство Вселенной, зная основы жизни. Главное в жизни, кто ты есть, а не кем себя считаешь, каждый занимает своё место под солнцем.

 

6. Почему серьёзной научной темы Ломоносов касается в жанре басни?

Ломоносов касается серьезной научной темы в жанре басни, потому что этот жанр позволяет свести воедино персонажей, являющихся представителями противоположных теорий и относящихся к разным столетиям, и через конкретный, частный случай обобщить, сформулировать поучение.

 

7. Подготовьте рассуждение по поводу прочитанной басни или чтение по ролям.

Басня М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру..» удивительна по своей глубине. Автор приводит в ней спор представителей двух противоположных теорий. Коперника и Птолемея. Птолемей считает, что Солнце вращается вокруг земли. Коперник - что земля вращается вокруг Солнца. Их спор берется разрешить повар, который проводит параллель между небесными телам и обычными предметам. Солнце - очаг, земля - жаркое. И так как очаг не вертится вокруг жаркого, то Солнце не вращается вокруг земли. Законы мироздания, по мнению Ломоносова, просты, разумны и очевидны. Иногда и не требуется каких-то особенных знаний, для того чтобы их понять. И порой, наблюдая за незначительными явлениями, можно постичь большое через малое.

Страница 78

Иван Андреевич Крылов

Вопросы и задания 

1. Расскажите о жизни и творчестве И.А. Крылова.

Русский писатель, баснописец и журналист. Родился 13 февраля 1769 г. в Москве, в семье отставного армейского офицера. Служил мелким чиновником в казенной палате. Правильного образования он так и не получил, занимался самообразованием, изучал литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1777–1790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще.

В 1789 г. Крылов издает журнал «Почта духов», в котором публикует сатирические послания, обличавшие злоупотребления государственных чиновников.

В 1792 г. Крылов выходит в отставку, печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель», в том же году выходит в свет его повесть «Каиб». Занимаясь политической сатирой, Крылов продолжает дело Н.И. Новикова. Однако его творчество вызывает недовольство Екатерины II, Крылову приходится на время покинуть Петербург и жить в Москве и Риге.

В 1805 г Крылов перевел две басни Лафонтена и с этого началась его деятельность баснописца, которую он продолжал до конца своих дней, несмотря на немалый успех в драматургии («Модная лавка» и «Урок дочкам», «Пирог»).

В 1809 г. вышла первая книга басен собственного сочинения. Впервые к нему приходит настоящая слава.

В 1812–1841 гг. он служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке.

Умер в Петербурге 21 ноября 1844 г.

2*. Рассмотрите портрет Крылова, выполненный художником И.Е. Эггинком. Познакомьтесь с другими портретами баснописца. Расскажите, какие его черты передал каждый из художников. Своё сообщение вы можете оформить в виде компьютерной презентации.

 

3. Каким предстаёт перед читателями рассказчик басен Крылова?

Рассказчик басен Крылова, предстает перед читателем как простодушный и лукавый повествователь, народным разговорным языком, описывающий увиденное им в живых сценах. Он не дает открыто свою моральную оценку описываемому, а отсылает читателя к людскому мнению, молве, преданию, которые выражаются в пословицах и поговорках.

Возвращаясь к теме 

1. С какими баснями И.А. Крылова вы познакомились в начальной школе?

Мы прочитали басни русского баснописца И.А.Крылова "Ворона и Лисица", "Слон и Моська", "Стрекоза и Муравей", "Волк и Ягнёнок", "Лебедь, Рак и Щука". У каждой басни есть мораль, то есть урок читателю. Все они высмеивают человеческие пороки и недостатки.

2. Выберите одну из прочитанных ранее басен и расскажите о её персонажах, сюжете и морали.

Недавно я прочла басню Крылова Ивана Андреевича "Лебедь, щука и рак". В этой басне рассказывалось про лебедя, рака и щуку. Они все вместе и одновременно начали везти воз. Лебедь взлетал, рак назад шел, а щука в воду везла. Но как можно, чтобы все одновременно та и в разные стороны воз везли? Поэтому мораль в басне такова "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука". И правда! Если бы они вместе договорились вести в какую-то одно сторону, то может воз и передвинулся с места, а так нет.  

Страница 80

Ворона и Лисица

Вопросы и задания 

1. Прочитайте басню по ролям. В чём её мораль? Найдите соответствующие строки в тексте.

Мораль, басни изложена в начале произведения и заключается в строках: “Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок, в сердце льстец всегда отыщет уголок». То есть, сколько бы ни говорили о том что льстить плохо и вредно, всегда найдётся тот кому лесть приятна и кто поддастся на нее.

 

2. Какова причина, по мнению баснописца, внезапного интереса Лисицы к Вороне? Учитывает ли автор повадки, особенности поведения зверей? Найдите выражение, которое характеризует поведение Лисицы.

Причина внезапного интереса Лисицы к Вороне - сыр:

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Автор учитывает повадки, особенности поведения зверей:

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит...

 

3. С какой целью Лисица преувеличивает достоинства Вороны?

Лисица льстит, отвлечь Ворону и заполучить сыр.

 

4. Кто из зверей, по вашему мнению, заслуживает большего осуждения — плутовка Лисица или любящая лесть Ворона?

Большего осуждения заслуживает глупая Ворона, любительница лести. И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна.

Едва ли басня действительно представляет действия Лисицы как гнусные и вредные. Иначе Крылов вряд ли сравнивал бы себя с Лисицей. Лиса льстит очень искусно, Ворона же изображена очень глупой.

 

5. Какие черты характера персонажей передаёт художник А.М. Лаптев на своей иллюстрации к басне?

 Каневский на своей иллюстрации передал напыщенность и самовлюбленность глупой вороны, а так же хитрость и льстивость лисы.

Лисица хитра, ловко умеет притворяться, художнику удалось передать якобы испытываемое ею умиление и восхищение Вороной. Ворона глупа и доверчива, падка на лесть, склонила голову и внимательно прислушивается к сладким словам лисы.

6*. Прочитайте басни, написанные известными поэтами XVIII века В.К. Тредиаковским и А.П. Сумароковым. Охарактеризуйте язык этих басен. Определите значения непонятных вам слов с помощью словаря устаревших слов.

 В басне В. К. Тредиаковското:

  • негде - где-то
  • унесть - унести
  • кое - которое
  • домочься - достичь
  • вешбу - мудрость, способность к предсказаниям,
  • впредки - впредь,
  • буде - если,
  • глас - голос,
  • доброт - добрых качеств
  • достойну - достойную,
  • мня - считая
  • кракать -каркать,
  • оною - той.

В басне А. П. Сумарокова:

  • кус - кусок,
  • вспряну - воспряну, вскочу
  • лицемерья - лицемерия,
  • паче -больше
  • стократ - много
  • сию- эту
  • уста -рот.

Басня В. К. Тредпаксвского наиболее сложна для чтения и понимания, потому что в ней очень много устаревших слов и конструкций. Басню А. П. Сумарокова воспринимать гораздо легче, по языку, ритму и стилю она близка к тем басням, которые мы привыкли читать.

 

7*. Сравните басни В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.А. Крылова по плану.

План

1. Как баснописцы объясняют, почему у Вороны (Во́рона) оказался «кусочек сыру»?

2. Как раскрываются характеры Вороны и Лисы в каждой басне?

3. Кем из баснописцев выразительнее передана речь Лисы? В какой басне похвалы живописней, разнообразнее?

4. Есть ли в баснях мораль?

5. В чём особенность языка каждой басни?

1. Как баснописцы объясняют, почему у Вороны (Ворона) оказался "кусочек сыра":

Сумароков Ворона сыру кус когда-то унесла

Тредиаковский Ворону унесть сыра часть случилось

Крылов Вороне где-то бог послал кусочек сыру

2. В басне Крылова главная роль конечно принадлежит лисе.Хитрая и очень сообразительная,она обольстила глупую и слишком доверчивую ворону и отобрала у нее сыр.

Характеры Вороны и Лисы Сумароков раскрывает через их речь, мысли и действия. Лисица льстит Вороне, применяет все свое красноречие. Лисица сравнивает Ворону с попугаем и павлином, и та принимает такое сравнение за похвалу. Однако Лисица явно иронизирует. Ворона же смысл этого сравнения не понимает. Это свидетельствует о ее глупости и наивности. Итак, порицания со стороны читателя достойны как Ворона, так и Лисица.

В басне В.К.Тредиаковского Лиса сравнивает Ворона с Зевсовым орлом. Лиса льстит Ворону, играет на его тщеславии, для того чтобы добиться своих корыстных целей.

3. Речь Лисы была выразительнее передана у Крылова. Хоть у Сумарокова речь Лисицы произносится дважды: она думает о своем плане и затем осуществляет его в своей речи льстеца. Но у Крылова даны очень выразительный авторский текст о поведении Лисицы и яркий ее монолог. Похвалы созданы очень выразительно во всех этих баснях, однако в басне Крылова вдохновенная хвалебная речь Лисицы передана ярче и живее.

4. У Сумарокова нет чётко выписанной морали, у Крылова - есть.

5. Язык басни В.К.Тредиаковского «Ворон и Лиса» отличается обилием слов старославянского происхождения, инверсиями. В творчестве В.К.Тредиаковского происходит освоение жанра. А.П.Сумароков же пытается пополнить освоенную жанровую форму басни элементами родной для него речевой культуры.

Басни Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли отражение опыт, сознание и нравственные идеалы народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но прежде всего в языке, звучащем как живая народная речь.

 

 

Смотрите также: