ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 102-128









Страница 102

Александр Сергеевич Пушкин

Вопросы и задания 

1. Какие чувства вызвало у вас стихотворение «Няне»?

Стихотворение вызвало у меня сопереживание. Я прочувствовал, что испытывает лерический герой - чувство тоски, любви и нежности к близкому человеку, с которым автор в разлуке. В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Стихотворение пробуждает душевный отклик и не смогло меня оставить равнодушным.

2. Какой портрет няни создаёт Пушкин в стихотворении?

Поэтом создан поразительный портрет любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества.

3. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какие слова наиболее ярко, точно, образно характеризуют отношение поэта к «подруге дней суровых»? Постарайтесь подобрать соответствующую интонацию.

4. Внимательно рассмотрите иллюстрацию Н.В. Ильина к стихотворению «Няне». Во всём ли художник следует тексту? Почему?

Художник не во всем следует тексту, так как на иллюстрации няня не грустит в одиночестве, а слушает Пушкина, который читает ей книгу. Возможно тут изображено воспоминание поэта о встрече с няней.

 

 

Страница 123-124

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Вопросы и задания 

1. Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли.

 

2. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

Герой в этой сказке мне больше всего понравился сама царевна она красивая нежная добрая хозяйственная и красивая. Злая ведьма у меня вызывала плохие чувства потому, что она злая тёмная и мстительная. Ведьма отличается ото всех героев этой сказке.

3. Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?

В этих строках видно, что царица всё время с утра до ночи проводит в ожидании своего царя.

 

4. Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.

Новая жена царя была совсем не похожа на первую царицу - ту, что умерла. Первая царица очень любила мужа, терпеливо ждала его из военного похода. Вторая царица хотя и была красавицей, но характер у нее был плохой. Она была эгоисткой, любила только себя и никого больше. А еще она была злой и жестокой - велела убить падчерицу только потому, что девушка стала красивее нее.

А. С. Пушкин пишет о ней так:    

"Правду молвить, молодица  

Уж и впрямь была царица:  

Высока, стройна, бела,  

И умом, и всем взяла;  

Но зато горда, ломлива,  

Своенравна и ревнива."

 

5. Почему стихотворные строчки о царевне начинаются со слова «но»?

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая...

Кому противопоставляет её автор?

противопоставляет он царевну и мачеху-царицу.

 

6. Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

1.Кто румяны и белее(красивый) на земле

2. Тогда, когда она по-настоящему это заслуживает

3. Не доброе отношение к царевне вызывало, то, что она красивее неё и она хотела ее вообще отравить и у неё даже все получилось(помешал в нее влюбленный)

правильно?

7. Прочитайте:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия?

В данном тексте говорится о том, что царица была внешне очень притягательна и красива, но дальше идет описание ее характера, и он не такой прекрасный, как ее внешность.

Царь, женившись на новой женщине, больше смотрел на ее красоту, а не на внутренние ее качества, поэтому после женитьбы оказалось, что новая царица — просто ужасная женщина. Она была "горда, ломлива, своенравна и ревнива". Она думала, что она является самой красивой женщиной на свете, и не могла стерпеть того, что царевна (ее падчерица) была красивее ее.

 

8. Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.

* белолица, черноброва,

   нраву кроткого такого

* трудолюбивая, скромная, приветливая, добрая, верная

* её любят

* ей помогают

* "моя душа" - называет её А.Пушкин

9. Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?

богатырям характерны следующие черты: вежливость, доброта, жалость, отзывчивость, товарищество.

им жалко царевну, и они оставили её у себя. Они её охраняют и оберегают её, тем самым соболезнуют и хотят помочь.

10. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?

И трубит уже молва:           И молва трезвонить стала:

Дочка царская жива!          Дочка царская пропала!

Музыкальность тона строк создают глаголы трезвонить и трубить, которые озвучивают происходящие события. Пушкин отожествляет молву с колоколом и трубой. В колокола звонили ,если случалась беда или для собирая народ, для важного события. Трезвонить -это звонить во все колокола, знак тревоги или распускать слухи, что и делала молва.

Трубить -это подавать сигнал, оповещать о победе или разносить слухи.

Олицетворяя молву с многоголосой толпой, Пушкин использует звуковую экспрессию, когда в первом случае звучит сигнал опасности ,а во втором -сигнал победы.

Автор музыкально передал настроение тревоги и радости, одушевив молву через звуковые глаголы.

11*. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Музыкальная мелодия подходящая к сказке о Мертвой царевне не может быть какой- то одной, так как ее текст очень разнообразен и в нем происходит много действий.

Если разбираться подробно, то вот что выходит:

В первых строках, там где идет рассказ о первой царице музыка должно быть тихой и довольно грустной.

Те строки где рассказ переходит на красавицу царевну музыка становится нежной, мелодичной и плавной, девушка представляется нам лебедем.

Строки о мачехе должны подчеркиваться резкой и агрессивной мелодией, переходящей в более медленную, ну а места где появятся богатыри и Елисей будут подчеркиваться веселой и четкой, даже можно сказать бравурной мелодией.

12. Подготовьтесь к выразительному чтению сказки, а один из эпизодов (на выбор) выучите наизусть.

13*. Найдите строчки, рассказывающие о событиях, которые изображены в цикле иллюстраций В.М. Конашевича. Все ли важные эпизоды сказки нашли отражение в них? Дополните иллюстративный ряд собственными рисунками и подберите соответствующие им цитаты из текста. Объясните свой выбор.

Живое слово 

1. Подготовьте сообщение на тему «Иллюстраторы пушкинской сказки».

Было немало иллюстраторов, которых сказки Пушкина вдохновили на творчество. И это не удивительно, потому что его сказки завораживали своими сюжетами не только обыкновенных читателей, детей, но и некоторых художников. Вот те самые известные иллюстраторы пушкинских сказок: Иван Яковлевич Билибин, Александр Михайлович Куркин, Борис Владимирович Зворыкин.

 

2. Назовите известные вам фильмы и мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина. Расскажите об одном из них.

Ключевые слова и словосочетания для сообщения:

название сказки, вид киноискусства (художественный или мультипликационный фильм), цветной (чёрно-белый), режиссёр, художник, артисты, яркие эпизоды, впечатления от увиденного.

Анна Каренина. (А.С.Пушкин), есть экранизация как старая, так и новая. Это произведение о судьбе девушки, которая трагически заканчивается. Сплетение судеб. Любовь. Еще есть фильм "Барышня крестьянка" тоже по произведению Пушкина. из сказок (Мультфильм Сказка о Царе Салтане, Золотая рыбка) тоже Пушкин.

 

Страница 125-128

1. Найдите в тексте сказки и прочитайте строки со словами: придaное, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка. Объясните значения этих слов.

приданное - после свадьбы это те средства которые достаются жениху и невесте со стороны родителей

терем - дом

кручинится - опечалиться

трезвонить - беспокойно звонить , доставать,

подворье - закоулок во дворе для хозяйственных целей

лежанка - "постель" маленький матрасик , его можно закрутить в рулон, носят на тренировки, типа коврик небольшой на нём лежать,

клюка - клюшка

 

2. «И умом и всем взялa». В каком значении употребляется выделенное слово?

В переносном смысле, это значит что все при ней - и ум, и красота, ничем она не обделена.

 

3. Найдите в сказке А.С. Пушкина обращения Елисея к силам природы. Определите, какие чувства он вкладывает в эти обращения. Прочитайте их с нужной интонацией. Можно ли назвать их риторическими?

Да, это риторические обращения,  так как обращены к неодушевленным предметам и придают речи особую выразительность, эмоциональность.

4. Определите, как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем. Почему? Найдите в сказке обращения, которые выражают изменение настроения царицы. Прочитайте их с нужными интонациями.

Настроение царицы от сказочного до отвратительно меняется в мгновение ока, так как мнение зеркало разъярило её.

 

5. Прочитайте отрывок из сказки. Определите повторяющиеся гласные звуки. Подумайте, какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении.

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе...»

Вы уже знаете, что приставки и суффиксы — значимые части слова. Они придают общему значению слова различные смысловые оттенки. В художественной речи приставки и суффиксы могут служить для придания ей выразительности.

Гласные звуки (у) Природа гудит, ветер воет. Беспокойство природы.

 

6. В глаголах из приведённых отрывков определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает, что действие происходило однократно (один раз)? Какой суффикс обозначает многократность действия?

На него она взглянула,

Тяжелёшенько вздохнула...

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами...

Однократность действия передает суффикс НУ, взгляНУла, вздохНУла. Многократность суффикс ИВА, подмгИВАть, прищелкИВАть.

 

7. Прочитайте выразительно приведённый отрывок. Какие приставки помогают А.С. Пушкину передать гнев и возмущение царицы?

Как царица отпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!

Приставки ОТ, ЗА, ПРИ, отпрыгнет, замахнет, притопнет.

 

8. В приведённых ниже отрывках найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

а) Свет наш солнышко!

б) Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

в) Подождать она хотела

До обеда, не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила...

А)солнышко

Б)дружок, рожок

В)яблочко, губкам, потихоньку, кусочек

Эти суффиксы помогают передать ласковое отношение автора к герою.

 

9. Определите роль различных видов повторов в каждом конкретном фрагменте сказки.

а) Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился...

б) Ждёт-пождёт с утра до ночи...

в) Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой.

г) ...Оно

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто...

д) «Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

е) И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась...

В путь-дорогу, повтор подчеркивает длительность предстоящего пути. За – повтор усиливает стремление королевич во что бы то ни стало отыскать невесту. Так – повтор показывает внешнюю красоту отравленного яблока, его заманчивость, кажущуюся спелость.

 

10*. Определите, чем «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка произведениям устного народного творчества и в чём её отличие от народной сказки.

Сказки Пушкина - авторские, а не народные. В этом их главное отличие. Если народная сказка существовала, переходя из уст в уста и менялась в течение этого времени, то сказка Пушкина постоянна.

Он использовал стихотворный размер, а не прозу.

Однако сказка появилась раньше, и именно по сказе он и написал свое произведение.

Пушкин говорит в сказках крестьянским, народным языком, чтобы передать сюжет.

И для пушкинской сказки, и для народной характерно сочетание фантастики и реальности.

Смотрите также: