ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 129-144









Страница 129

Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

1*. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите, в чём отличие прозаической речи от стихотворной.

Стихотворная речь отличается от прозаической четким ритмом и рифмой.

Возьмем отрывок из сказки "Царевна-лягушка":

"Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один - в баярском тереме, другой на купеческрм дворе. А Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы".

Мы видим, что в этом отрывке ударения располагаются без всякого порядка: после первого ударного два безударных, после второго ударного три безударных, после третьего ударного один безударный и. т. д.

Рассмотрим отрывок из "Сказки о мертвой царевне. . . ":

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

В этом отрывке основные ударные слоги располагаются ритмично: каждая группа состоит из двух безударных, одного ударного и одного безударного. Строки рифмуются попарно: первая со второй, третья с четвертой. В народной сказке рифмы нет.

 

2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».

Ритм в литературе предполагает повторение схожих слов, таким образом создавая определенное настроение и атмосферу. "Сказка о мертвой царевне" в общих чертах держит ритм на рифмовке сразу двух строк ("И взмолилась: «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица. . . "). Ритм может отличаться по количеству ударных и безударных слогов, по длине этих слогов и т. д. Ритм создает напевность и мелодичность произведения. Из этой сказки пример ритма, который создает впечатление очередности событий и быстрой смены событий: "А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит. Им она не прекословит". Тут же ритм меняется за счет более длинных строк, что говорит о смене настроения и действий: "Старший молвил ей: «Девица, знаешь: всем ты нам сестрица, всех нас семеро, тебя все мы любим, за себя".

 

Страница 130

Рифма

Вопросы и задания 

Найдите рифмы в первых четырёх строках стихотворения «Няне» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Какие строки в отрывках рифмуются?

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.     Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Простился- снарядился, окна - одна, суровых-сосновых

 моя- меня

дряхлая моя-давно ты ждешь меня

 

Страница 131

Эпитет

Вопросы и задания 

1. Подберите к прилагательным «высокий», «глубокий», «хрустальный», «пустой» такие существительные, чтобы эти прилагательные стали художественными определениями, то есть эпитетами.

Высокий стиль, глубокий звук, хрустальный звон, пустой звук

 

2. В сказке Пушкина найдите три-четыре примера употребления эпитетов. Определите их художественную роль в тексте.

В "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина мне показались наиболее интересными следующие авторские эпитеты:

1. поэт употребляет эпитет "ломлива" при описании характера царицы, что означает "капризная", "упрямая", "жеманная";

2. так же при описании внешности царицы поэт использует эпитет "бела", который указывает на белизну кожи, что считалось признаком красоты и аристократизма. Но в сочетании "всех белее" он приобретает дополнительный оттенок: не совершившая преступления, не замаравшая свою честь неблаговидным поступком;

3. "мерзкое стекло" — так царица называет зеркало, которое обмануло её ожидания.

 

3. Какие эпитеты использует Пушкин для характеристики царицы и царевны? Объясните их.

Царица (мачеха):

"Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. "

 

Эпитеты:

-правда молодица-значит молодая, статная, видная дама;

-высока, стройна, бела-высокая, стройная и с красивым лицом;

-умом и всем взяла-умная, всем хороша;

-горда, ломлива-гордая, капризная, упрямая;

-своенравна и ревнива-любит делать всё по-своему, ревнивая, внимание должно уделяться только ей.

-добродушна, весела-только с зеркальцем,

-гордо глядясь-гордилась своей красотой.

 

Царевна:

"Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. "

 

Эпитеты:

-царевна молодая-юная девушка;

-тихомолком расцвела-потихоньку выросла красавица;

-белолица, черноброва-красивое лицо, в яркими чертами;

-нраву кроткого-с тихим , спокойным характером, послушная;

-ласковой сестрою-богатырям она, как сестра, заботливая и ласковая.

 

Страница 133

Литературные сказки

Вопросы и задания 

1. Сказки каких авторов вы читали?

Сказки-поэмы: "Спящая царевна" Жуковского, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина.

Сказка-повесть: "Черная курица, или подземные жители" Погорельского.

Сказка-рассказ: "Медной горы Хозяйка" Бажова.

2. Назовите особенности литературной сказки, отличающие её от фольклорной.

В отличие от народной, у литературной сказки есть конкретный автор, текст литературной сказки постоянный и не имеет вариантов, в литературной сказке отражаются взгляды автора, даются оценки персонажей, проявляются авторские отношения к изображаемому, ей свойственен психологизм, то есть в ней раскрываются чувства героев, их индивидуальные черты и характер.

 

Для вас, любознательные 

Страница 137

Вопросы и задания 

1. Прочитайте сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

2. Поразмышляйте над тем, чем похожи сказки немецкого и русского писателей. Как их главные герои спасают своих любимцев? Как совершают своё путешествие в сказочный мир? Какой образ в сцене охоты подземных жителей в «волшебной повести» Погорельского отсылает к сказке Гофмана?

3. Что имеет в виду крёстный Дроссельмейер, когда говорит: «Ах, милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам»?

4. Каким предстаёт Алёша в начале сказки? Какие качества характера он проявляет в путешествии к подземным жителям? Как меняется герой с получением волшебного подарка  — конопляного семечка? Найдите соответствующие строки в тексте.

5. Как и за что Алёша был наказан? Объясните фразу Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку». Какой фольклорный жанр напоминает этот афоризм? Как это выражение связано с общей идеей «волшебной повести» А. Погорельского?

 

Страница 140

Руслан и Людмила (Отрывок)

Вопросы и задания 

1. Найдите в тексте отрывка слова, свидетельствующие о том, что именно русские сказки вдохновили автора на создание поэмы «Руслан и Людмила».

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;

В этом отрывке автор упоминает героев всем известных русских сказок (царевну и серого волка, Бабу Ягу, Кащея) , а в заключении говорит про Русь, при этом последняя фраза "и там я был, и мед я пил" часто используется в концовках русских сказок.

 

2. Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке? Назовите сказки, в которых встречаются эти герои.

Русалка - "Русалочка", Кощей - «Кощей Бессмертный», Тридцать витязей - "Сказка о царе Салтане", Баба Яга -"Марья Моревна", Царевна - "Царевна - лягушка",  Леший - "Чародейная сила",  Волк - "Красная шапочка".

 

3. Найдите во введении в поэму сочетания слов, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества.

Песнь заводит, леший бродит, избушка на курьих ножках, царевна тужит, верно служит, ступа с Бабою-ягой, Кощей над златом чахнет, русский дух, мёд я пил.

 

4. Определите значение слов: дол, дядька, тужит.

У слова "дол" два значения. Первое значение - то же, что долина, то есть поле между лесами, впадина промеж гор или вдоль русла реки. Второе - желобок на кинжале для стока крови.

Слово "тужит" теперь малупотребительно, только в поэзии. Означает оно- горюет, тоскует.

Со словом "дядька" сложнее. Оно всегда означало "брат матери или отца, а также муж сестры матери или отца" Но в 18-19 веках у него было также значение "крепостной или вольнонаёмный воспитатель барских детей". Позже оно стало означать "пожилой, но ещё не старый человек".

 

5. А.С. Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая, брег, чреда, злато, которые соответствуют русским словам: золотая, берег, череда, золото. Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень. Укажите чередование гласных и согласных звуков:

а) злато, позолота, позлащённый, золотить, золотой;

б) брег, побережье, берег, прибрежный.

злато - золото

берег - край земли около воды

череда - пора, время

позолота - тонкий слои золота чего-нибудь

позлащенный - тоже самое позолоченный

золотить - покрывать позолотой

золотой - цвет золота

брег - берег

побережье - полоса земли вдоль морского берега

прибрежный - расположение возле берега

 

6. Как вы думаете, с какой целью поэт использует старославянские слова?

Старославянские слова придают тексту особую торжественность, высокое, приподнятое звучание, создают национальный колорит Древней Руси.

7. Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. Обратите внимание на тот факт, что поэт выбирает, как правило, один, самый яркий, эпитет, что подчёркивает близость его поэмы к произведениям устного народного творчества.

Зеленый, златая, неведомых, невиданных, ясных, морской, грозного, бурый. Автор использовал эти эпитеты для того, чтобы предать этому отрывку как в этих сказках все сказочно.

 

8. Выучите наизусть начало поэмы «Руслан и Людмила».

Смотрите также: