ГДЗ по литературе 5 класс учебник Меркин часть 1 страница 145-153









Страница 145

Зимняя дорога

1. Какой представлена зимняя дорога в стихотворении? Какие слова, словосочетания создают этот художественный образ?

Зимняя дорога – удивительное по красоте лирико-эпическое произведение, в котором присутствует описание ночной зимней дороги, неба с редкими облаками, сквозь которые Луна льет печальный свет.
Очарование ночной дороги выражено метафорами: волнистые, печальные, зимней, скучной.

2. Как вы думаете, почему основное настроение стихотворения — это грусть, печаль? Она трагична или светла?

Жизнь представляется лирическому герою унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые он испытывает.

3. Чем вызвано настроение тоски и грусти у лирического героя? О чём он мечтает в этот зимний вечер на зимней дороге?

Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песне ямщика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это вызывает настроение тоски и грусти у лирического героя.
«Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» — с надеждой мечтает поэт.

4. В песне ямщика слышится «то разгулье удалое», «то сердечная тоска». Созвучно ли его песне описание зимней долгой дороги? Дайте развёрнутый ответ.

Да, созвучно. Здесь идет описанье зимней дороги в словах: сердечная тоска - тоска по дому. А разгулье удалое это не относится к зимней дороги.

 

5. Как можно определить зимний пейзаж в стихотворении «Зимняя дорога»: спокойный, умиротворённый или бушующий, яростно-дикий? Выберите нужную характеристику и постарайтесь обосновать свой выбор.

Мне кажется, что здесь зимний пейзаж спокойный, навевающий грусть. В зимнем ночном пейзаже все настраивает на грусть: и долгая песнь ямщика, и пустынные печальные поляны, и скучная, безлюдная, зимняя дорога. В стихотворении автор несколько раз говорит о том, что путь его скучен: "по дороге, зимней, скучной", "грустно, Нина: путь мой скучен".

6. Очень важную роль для создания настроения грусти, печали играет интонация. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Зимняя дорога». Отметьте места текста, которые помогут прежде всего передать состояние героя и особенность зимнего пейзажа. Обратите внимание на то, что поэт с помощью многоточия увеличивает паузу.

 

Страница 147

Поэзия XIX века о родной природе

Вопросы и задания 

1. Что в природе способно успокоить лирического героя, заставить его забыть «души тревогу», «разогнать морщины на челе»?

Лирический герой признается: когда происходит общение с природой, «тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе»

Лирический герой черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия. Его способна успокоить красота природы и ее неповторимость: "желтеющая нива", "малиновая слива", "ландыш серебристый", "студеный ключ".

2. Обратите внимание: всё стихотворение — это одно предложение. Как вы думаете, почему поэт не разбил текст на несколько предложений?

Все четыре строфы стихотворения составляют одно сложное предложение. Лирический герой перечисляет то, что дорого его сердцу, желая сказать об этом как бы на одном дыхании, сразу, поэтому возможно оформление мыслей в одно большое сложное предложение.

3. Поэт изображает конкретное время года или создаёт обобщённый образ природы? Обоснуйте свой вывод.

Поэт создает обобщённый образ природы. Природа в стихотворении совершенно не имеет конкретики. Сочетаются «желтеющая нива» и «малиновая слива» – начало осени с «ландышем» – поздняя весна. Но такие примеры лишь подчеркивают, что автор создавал не реальную картину, а объемный образ природы, связанный с божественным замыслом.

4. Какой предстаёт природа в стихотворении? Дайте развёрнутый ответ, включая в него образы стихотворения М.Ю. Лермонтова.

Стихотворение создает радостную картину умиротворения, благополучия и спокойствия: «Ландыш серебристый приветливо кивает», «Студеный ключ играет», «Вечер румяный», «таинственную сагу про мирный край».

Все три строфы описывают природу по-разному. В первой строфе описаны три «среды обитания» человека в природе: нива (поле), лес и сад. Они восхищают лирического героя. Во второй строфе лирический герой вглядывается в одно-единственное, но совершенное явление природы - крошечный ландыш. Третья строфа динамична. В ней раскрывается внутренний мир лирического героя, наблюдающего за течением родника.

5. Найдите в стихотворении примеры олицетворения.

Оживить картину автор пытается посредством художественного олицетворения («Ландыш…. кивает головой», «Прячется в саду малиновая слива», «волнуется желтеющая нива»).

В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

6*. Как связаны в стихотворении природа и Бог?

Наблюдение за природой даёт человеку счастье и приближает его к Богу. Лирический герой познает Бога. Но прежде он любуется лесом, ключом, нивой. Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала. В первых трех строфах герою раскрывается мир. В последнем четверостишие становится ясно, что он пришел к осознанию себя и бога. Таким образом, вырисовывается основная тема стихотворения – роль природы в духовном становлении человека.

Страница 149

Вопросы и задания 

1. Какие слова стихотворения уже редко употребляются в современной речи и свойственны в основном поэтическому языку?

Слова, которые редко употребляются в современной речи и свойственны в основном поэтическому языку:

"ясен небосклон", "слепит очи", "лазурию живой", "на торжествующем хребте", "древа обнажены", "ветхий лист", "незримый", "ликует", "пир".

2. Какое настроение создаёт поэт в стихотворении? С помощью каких образно-выразительных средств? Какова роль восклицательных предложений?

Поэт создаёт весенне настроение, так что каждая строка в нем как будто напоминает о свежести и возрождении природы.

Автор использует, такие образно выразительные средства, как:

Эпитеты – “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”.

Метафоры – “небосклон слепит очи”, “летают облака”, “шумят ручьи”.

Атмосфера передается не только классическими выразительными средства – Баратынский использует также средства синтаксические – многочисленные восклицательные знаки, без которых не обходится буквально ни одна строфа.Таким образом поэт задает всему стихотворению восторженный тон и передает настроение лирического героя.

3. В каких строках заключена главная мысль стихотворения?

Основной смысл, который Баратынский вложил в произведение, изложен в последних двух четверостишиях, где поэт рассказывает о слиянии души лирического героя с природой и делает акцент на то, что это делает человека счастливым.

Ф.И. Тютчев. Весенняя гроза

Страница 151

Весенние воды

1. Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения «Весенняя гроза»?

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.

2. В стихотворении «Весенние воды» найдите повторы. Какова их роль (функция)?

Весна идет, весна идет! Бегут и будят…, бегут и блещут…

Тютчев с помощью повторов показал движение природы. Поэту удается создать впечатление бегущих ручьев, которые все шире и шире разливаются: впечатление НАРАСТАНИЯ победы весны.

3. Проведите сравнительную характеристику стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенние воды» и «Весенняя гроза» по данному плану.

План

1. Перечитайте стихотворения. Определите их общую тему.

2. Запишите ключевые образы, передающие пробуждение природы в каждом из стихотворений. Какая часть речи встречается чаще всего в двух стихотворениях? Как вы думаете, почему?

3. Каким настроением проникнуты оба стихотворения, как оно передано поэтом?

4. Какие художественные средства использует поэт?

5. Какова главная мысль стихотворений Ф.И. Тютчева о весне? Сформулируйте её.

1. Общая тема стихотворений - весенние явления.
2. "Весенняя гроза" - автор сконцентрировал внимание в стихотворении на образе грозы.
"Весенние воды" - внимание сконцентрировано на образе первых весенних ручьев.
Чаще всего в двух стихотворениях встречается часть речи глагол. Таким образом осуществляется динамичность произведения.
3. Стихотворения наполнены множеством позитивных эмоций: радостью, весельем, душевной теплотой.
4. В стихотворении "Весенняя гроза" автор использует художественные средства:
Передача движения осуществляется только с помощью глаголов (грохочет, гремят, брызнул, летит).
Аллитерация «г», «р» помогает передать звуки грозы.
Используются олицетворения грома, потоков воды (гром, резвяся, и играя; бежит поток). Эпитеты: «раскаты молодые», «громокипящий кубок», «поток проворный». Метафоры: «солнце нити золотит», «пыль летит».

В стихотворении "Весенние воды" автор использует художественные средства:
Динамичность произведения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идёт, гласят) и множества глаголов (бегут, шумят, гласят).
Аллитерация «с», «ш» помогает услышать звучание ручьев. Используется одно большое сравнение весенних ручьев с гонцами. Эпитеты «румяный, светлый хоровод», «молодой весны», «тихие, теплые дни».
Метафоры: «сонный брег», «хоровод дней».
В стихотворении используются три восклицательных предложения.

5. Автор показывает красоту весенней природы.

Страница 152

«Есть в осени первоначальной...»

Вопросы и задания 

1. Какое время осени изображено в стихотворении Ф.И. Тютчева?

В стихотворении Ф.И. Тютчева изображено начало осени. Поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

2. Почему эту пору поэт называет «дивной»? В ответе используйте художественные образы стихотворения.

Поэт называет эту пору "дивной", показывая этим не только красоту осени, но и необыкновенность дней. Ведь эта пора по особенному волшебна, автор показал некую грань между уходом лета и появлением нового времени года. Главную роль в описании принимают эпитеты.
Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Она готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода — мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием

Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
Олицетворения: «…день стоит…», «…серп гулял…».
Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный»

3. Убранное поле в стихотворении — «отдыхающее», и «…паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде». Почему поэт даёт такое описание? Что означает эпитет «праздная»?

Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.
Эта удивительно красивая “дивная” пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волнующую яркость красок. Первые холодные дожди и ветра смоют прозрачность и лучезарность “хрустального дня”. И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается “паутины тонкий волос”. Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как только пройдет период, отпущенный природой на любование первоначальной осенью.
Праздная борозда - это пустая или ни чем не занятая борозда.

После того, как летом кипела работа и был собран урожай, теперь всё отдыхает и земля тоже. Осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться созерцанию красот природы.

4. Какое настроение создаётся в стихотворении с помощью системы художественных образов?Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

Смотрите также: