ГДЗ по ОБЖ 5 класс учебник Хренников, Гололобов §30. Гидротехнические сооружения и их опас

1.  Что такое гидротехническое сооружение? Какие гидротехнические сооружения вы знаете?

Гидротехнические сооружения – сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек.

Гидротехнические сооружения — это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъёмники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы).

2.  В чём причины разрушений гидротехнических сооружений?

Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (нанесения ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

3.  Каковы последствия гидродинамических аварий?

Последствиями гидродинамических аварий являются:
повреждение и разрушение гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;
поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образующейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (для горных районов – до 100 км/ч);
катастрофическое затопление обширных территорий слоем воды от 0,5 до 10 м и более.

4.  Как вы понимаете, что такое волна прорыва? Какие её размеры могут привести к гибели людей и разрушениям объектов?

Волна прорыва - волна, образующаяся во фронте устремляющегося в пролом потока воды, имеющая, как правило, значительную высоту гребня и скорость движения и обладающая большой разрушительной силой.

Волна прорыва, образующаяся во фронте устремляющегося в проран потока воды, имеет значительные высоту гребня (в диапазоне от 2 до 12 м, а иногда и более) и скорость движения (от 3 до 25 км/ч, а для горных и предгорных районов — порядка 100 км/ч) и обладает большой разрушительной силой.

1.  Поработайте с Интернетом, найдите информацию и разработайте классификацию причин гидродинамических аварий: причины природного характера; причины, связанные с человеческой деятельностью.

Причинами гидродинамических аварий могут служить как действие сил природы, так и воздействие человека. · К природным причинам относятся: сейсмическая активность местности, ураганы, оползни, обвалы и паводки. · К причинам, связанным с деятельностью человека, — ошибки при проектировании и нарушение правил эксплуатации гидротехнических сооружений, конструктивные дефекты конструкций, недостаточный водосброс и перелив воды через плотину.

2.  Как вы думаете, можно ли избежать подобных аварий? Аргументируйте свою точку зрения.

Меры защиты от гидродинамических аварий.

1. уменьшение максимального расхода воды путем перераспределения стока во времени;

2. регулирование паводковых стоков с помощью водохранилищ;

3. укрепление и своевременный ремонт ГТС и ограждающих дамб (валов);

4. проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ, подсыпка низких мест.

3.  Коротко опишите чрезвычайные техногенные ситуации на химически опасных объектах, радиоационно опасных объектах, гидротехнических сооружениях. Проанализируйте, что между ними общего. Подготовьте компьютерную презентацию.

В Интернете найдите сведения об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (2009 г.). Каковы причины и последствия этой катастрофы?

Главная причина катастрофы — чисто техническая. Из-за особенностей конструкции гидроагрегата №2 в его креплениях (шпильках) образовались усталостные напряжения, что при повышенной вибрации привело к их разрушению. Проще говоря, шпильки, державшие крышку турбины, были разорваны, крышку сорвало напором воды, и произошло то, что произошло.

Самыми серьезными были последствия для людей, которые на момент аварии находились на станции. Всего катастрофа унесла жизни 75 человек. Жертв могло быть значительно меньше, однако на момент аварии проводились ремонтные работы на гидроагрегате № 6, и большое количество людей — 63 человека — находились под полом машинного зала, в его внутренних помещениях. Хлынувшая из шахты ГА № 2 вода в считанные минуты затопила внутренние помещения, не дав людям никакого шанса на спасение.

Выясните, есть ли гидротехнические сооружения в вашем регионе. Были или нет на них аварии? Если да, каковы последствия этих аварий? Как регион выходил из ситуации?

1. Составьте таблицу: в левой колонке назовите чрезвычайные ситуации техногенного характера, в правой — их характеристики.

2. Какие средства защиты используются во время производственных аварий (химических, ядерных, гидротехнических)?

При химических авариях для защиты от АХОВ используются индивидуальные средства защиты. Основными средствами индивидуальной защиты населения от АХОВ ингаляционного действия являются гражданские противогазы ГП-5, ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ, ГП-7ВС. Всем этим средствам присущ крупный недостаток -- они не защищают от некоторых АХОВ (паров аммиака, оксидов азота и др.).

3. Опишите порядок действий при покидании квартиры, общий для трёх видов производственных аварий.

4. Сформулируйте текст, оповещающий об аварии и о том, как надо действовать.

«Внимание! Внимание! Граждане! «Радиационная опасность», «Радиационная опасность».

Прослушайте сообщение администрации Урупского муниципального района.

(дата, время) на территории Урупского муниципального района зарегистриро­ван повышенный уровень радиации.

Прослушайте порядок поведения при радиоактивном заражении местности: ис­ключить пребывание на открытой местности;

провести йодную профилактику, порядок проведения йодной профилактики прослушайте в конце этого сообщения;

провести герметизацию жилых, производственных и хозяйственных помеще­ний;

сделать запасы питьевой воды из закрытых источников водоснабжения;

сделать запасы продуктов питания, используя исключительно консервирован­ные и хранящиеся в герметичных (закрытых) упаковках, подвалах и погребах про­дукты;

закрыть на замки, имеющиеся в вашем пользовании колодцы, бассейны и дру­гие накопители воды;

в жилых и производственных помещениях, в которых продолжают работать люди, ежечасно проводить влажную уборку;

для получения дальнейшей информации необходимо каждый четный час (в 10.00, 12.00, 14.00 и т.д.) слушать сообщения радио и телевидения.

5. Сформулируйте правила безопасного поведения, общие для всех видов техногенных чрезвычайных ситуаций.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: