menu
person


ГДЗ по литературе 6 класс Курдюмова


ГДЗ Литература 6 класс




По приходу домой, у восьмиклассника возникает обязанность выполнить домашнее задание. Если он невнимательно слушал преподавателя в ходе учебы, то ему придется открыть ГДЗ. Открывая ГДЗ по литературе он обращает внимание на необходимость быстро найти решение к упражнению, быстро списать его в тетрадь и пойти играть. Каждое ГДЗ представляет из себя совокупность подробных решений на интересующую тему. ГДЗ Литература 6 класс Курдюмова позволяет любому первокласснику получить новые знания понять решение примера и уяснить смысл необходимых действий. Таким образом обучение по ГДЗ станет полезным в уяснении школьной программы. Для усвоения полученных навыков, необходимо без помощи друзей решить пять тематических заданий, что благотворно отобразится на оценках школьника.

Часть 1

Вопросы который были рассмотрены в этом решебнике:

На заставе богатырской 11
1. С какими богатырями мы встречаемся на заставе богатырской? 
2. Какие из этих богаты рей вам знакомы? Кто, кроме них, участвует в защите родины? 
3. Почему именно Добрыне доверили поиск нарушителя границы? 
4. Чем завершилась поездка Добрыни? 
5. Опишите встречу нахвальщика с Ильёй Муромцем. 
1. О пишите сборы Добрыни перед поездкой за нахвалыщиком. Как вы объясните такую детальность описания этих сборов? 
2. Найдите в тексте троекратны е повторы. Какова их роль? 
3. О пишите оружие противников: палицы, сабли и копья. Когда и почему к ним обратились соперники?  
1. Чем различаются описания трёх поединков Ильи и нахвалыщика? 
2. Почему соперник Ильи Муромца не имеет имени, а именуется нахвалыщиком? Как вы объясните это прозвище? 
3. Что принесло победу Илье? Как вы поняли, что Илью поддержала сама земля Русская? 4. Как вы объясните то, что Илья с миром отпустил противника?
Три поездки Ильи Муромца 16
1. Прочитайте внимательно текст былины. Кратко
перескажите её содержание.
2.    Определите зачин и концовку в былине.
3.    Расскажите о поездке Ильи Муромца по дороге, «где богатым быть», используя как можно точнее текст былины.
4.    Каким вы представляете себе богатыря Илью Муромца? Попробуйте создать его устный портрет.
 1. Найдите примеры гиперболы и другие тропы в описании внешности персонажей былины и их поведения.
2.    Как вы понимаете термин постоянный эпитет? Приведите примеры из текста былины.
3.    Какую роль играют повторы в оказывании былин?
 1. Как вы объясните, что герои былин упоминаются в русских летописях, то есть в записях о подлинных событиях нашей истории?
2.    В каких произведениях других искусств есть отклики былинных событий? Где вы встречали образы былинных богатырей?
3.    Создайте словесный портрет богатырей, рассматривая репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри» (см. цветную вклейку). Такими вы представляли себе этих богатырей?
Герои сказок и былин 22
A. Н. Островский. Снегурочка. Весенняя сказка. В сокращении 24
1. Прочитайте список действующих лиц пролога.
Каких героев пролога вы встречали в народных сказках?
2. Прочитайте в ремарках описание царства берендеев. Что в этом описании взято из сказок?
 1. Почему уже в первой ремарке говорится о местах, где будут происходить события — пролог и все четыре действия?
2.    Можно ли считать события пролога завязкой действия пьесы?
3.    Найдите в данных ниже репликах Весны и Мороза приём, который называется переносом (несовпадение стихотворной строки с обычным строением предложения). Сколько переносов вы насчитали в этих репликах? Какую роль они играют при чтении пьесы?

Охарактеризуйте поведение Снегурочки в этом действии.
 1. Как получилось, что Снегурочка не смогла угодить даже Лелю, песни которого так любила слушать?
2.    Почему Снегурочкой недовольны все парни и девушки слободки? Как её поведение влияет на сюжет пьесы?
3.    Чем Снегурочка обидела Купаву?
 1. После измены Мизгиря Купава готова утопиться, но её удерживает Лель. Почему все стремятся помочь Купаве и верят, что царь Берендей даст ей верный совет?
2. Понимает ли Снегурочка, почему она никому не приносит радости и вызывает общее недовольство? А как это объясняете вы?

1. В чём Берендей видит причину, по которой Ярило
сердится на его народ?
2.    За что судят Мизгиря? Согласны ли вы с его осуждением?
3.    Какое наказание считается самым страшным в царстве берендеев? Почему?
4.    Почему царь Берендей считает оправданным Ярилин гнев?
 Почему равнодушие Снегурочки к чужим чувствам и бедам Берендей называет «невольным грехом » ?
 1. Из каких преданий приходит в эту весеннюю сказку Елена Прекрасная?
2. Почему именно Елена Прекрасная советует поручить Лелю пробудить чувства Снегурочки?

Почему Лель, которому нравилась Снегурочка, всё же выбирает Купаву?
 1. Как Купава оценивает поступок Леля?
2.    Почему Лель советует Снегурочке учиться у Купавы?
 1. Как вы прокомментируете слова Купавы?
...а ты сплела венок,
Надела бус на шейку, причесалась,
Пригладилась — и запои, и коты Новёхоньки, — тебе одна забота,
Как глупому ребёнку, любоваться На свой наряд, да забегать вперёд,
Поодаль стать, — в глазах людей вертеться И хвастаться обновками.
2.    Не замечали ли вы такого поведения у своих знакомых? Права ли Купава в своей насмешке над таким поведением?
3.    Перечитайте слова Леля, обращённые к Снегурочке:
Узнать тебе, как сердце говорит,
Когда оно любовью загорится.
Учись у ней любить и знай, что Лелю Не

    1. Зачем Весна стремилась поселить свою дочку среди берендеев? На что она рассчитывала?
2.    Почему Мороз предвидел, что с его любимой дочкой случится беда? Как он стремился обезопасить её жизнь среди людей?
 1. Опишите характер Снегурочки, не забывая ни её достоинств, ни недостатков.
2.    Что в судьбе Снегурочки изменила встреча с Мизгирём?
 1. Как встречают появление Ярилы Снегурочка и Мизгирь? Что отличает их чувства?
2.    Почему гибель Снегурочки и Мизгиря не нарушила праздника берендеев? Найдите слова царя Берендея из финала пьесы, свидетельствующие об этом.
3.    Почему «Снегурочка» названа «весенней сказкой»? Как она отражает пробуждение природы?
4.    Как «весенняя сказка» Островского связана с известными вам преданиями, сказками и обрядами?
5.    Прослушайте оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и оцените знаменитую песню Леля из этой оперы («Туча со громом сговаривалась...»). Как она помогает вам понять героев «весенней сказки»?
6.    Что отличает общий вид заставы богатырской от поселения берендеев?


Мир вещей далёкого прошлого 52
    1. Как вы представляете себе мир вещей, которые
окружают нас в сказках? Назовите те предметы, которые вы первыми вспомнили.
2.    Какие предметы в первую очередь характеризуют быт воинской заставы?
3.    Почему именно предметы досуга характеризуют быт берендеев?
Создайте словарик самых необходимых вещей быта заставы и быта берендеев. Что будет их отличать и почему? Объясните.
4.    Опишите те приметы времени, которые вы видели на иллюстрациях В. М. Васнецова, И. Я. Билибина к сказкам.
 1. Как вы представляете жизнь берендеев?
2. Какие вещи, которые употреблялись в далёком прошлом, дожили до наших дней?
 Составьте словарик вещей и предметов, которые вы найдёте на страницах любого из произведений о далёком прошлом. Отметьте в нём те вещи и предметы, которые уцелели в нашем быту до настоящего времени. 

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Всё начинается с детства 56
И. А. Крылов. Два мальчика. Волк и Ягнёнок 57
    1. Как вы представляете себе мир вещей, которые
окружают нас в сказках? Назовите те предметы, которые вы первыми вспомнили.
2. Какие предметы в первую очередь характеризуют быт воинской заставы?
3. Почему именно предметы досуга характеризуют быт берендеев?
Создайте словарик самых необходимых вещей быта заставы и быта берендеев. Что будет их отличать и почему? Объясните.
4. Опишите те приметы времени, которые вы видели на иллюстрациях В. М. Васнецова, И. Я. Билибина к сказкам.
 1. Как вы представляете жизнь берендеев?
2. Какие вещи, которые употреблялись в далёком прошлом, дожили до наших дней?
 Составьте словарик вещей и предметов, которые вы найдёте на страницах любого из произведений о далёком прошлом. Отметьте в нём те вещи и предметы, которые уцелели в нашем быту до настоящего времени. 

1. Как произошла встреча Ягнёнка с Волком?
2.    Чем был вызван диалог Волка и Ягнёнка? В ответ включите слова басни.
3.    Можно ли назвать этот диалог спором?
4.    Чем завершились доводы Волка?
 1. Каким изображён в басне Волк? Попробуйте его охарактеризовать.
2. Что отличает реплики Ягнёнка? Верит ли он в возможность доказать свою правоту?
 1. Дайте комментарий к морали басни.
2.    Кажется ли вам, что эта мораль вполне подходит для многих событий и поступков в наше время? Встречали ли вы в жизни Ягнят и Волков?
3.    Устройте выставку лучших иллюстраций к басням И. А. Крылова и расскажите о самой, по вашему мнению, удачной иллюстрации.


B. А. Жуковский 61
Баллада 64
B. А. Жуковский. Лесной царь 65
    1. Назовите героев этой баллады. Как проходила
ночная скачка отца и сына «под хладною мглой»?
2. Сколько участников в беседе мальчика и лесного царя?
 1. Каким представляется лесной царь больному мальчику?
2.    Убеждают ли вас попытки отца объяснить то, что видит мальчик, явлениями природы?
3.    Мальчик в стихотворении сначала назван «сын молодой», затем «малютка», «дитя» (дважды) и «младенец» (шесть раз!). Так его называют и автор, и отец, и лесной царь. Как объяснить такое обилие определений?
 1. Почему баллада названа «Лесной царь»?
2. Что проще — пересказать балладу или её заучить? Почему? Сделайте свой выбор и перескажите балладу или прочитайте её наизусть.
C. Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука. Фрагмент 67
1. Чем сказки «Тысячи и одной ночи» нравились
Серёже?
2. Какие «загадочные чудеса» его особенно привлекали? Назовите некоторые из них.
 1. Как Серёжа пересказывал эти сказки своим родным? Что он особенно подчёркивал в своих пересказах?
2. Почему, когда он стал читать эти сказки вслух, тётушка и сестрица заметили их отличие от его пересказов?
 1. В чём «тайна очарования» этих волшебных сказок?
2. Как вы объясните, почему Серёжа, «сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретения»?
3. Серёжа «говорил обо всём... точно как будто сам тут был и сам всё видел». Бывает ли и с вами такое состояние при пересказе интересной книги?

Герой литературного произведения как читатель 71
    1. Припомните «Правила для читателя». Как они
помогают вам организовать собственное чтение?
2. Назовите таких литературных героев, которым вы хотели бы подражать в своем чтении.
 1. Дайте характеристику Серёжи Багрова как читателя.
2. Оцените Аню в Стране чудес как читательницу.
 1. Расскажите о том, каким вы представляете себе идеального читателя.
2. Как вы считаете, способность добавлять свои выдумки к тому, что вы прочли в книге, —- это достоинство или недостаток читателя?
С. Т. Аксаков. Буран 73
    1. Как выглядит зимний день в Оренбургской сте
пи? Оцените его описание.
2. Что помогает представить силу зимнего мороза в описаниях степной дороги и берёзовой рощи?
 1. Почему в очерке «Буран» зимняя степь предстаёт как рассказ о схватке человека с суровой природой?
2.    Как удаётся автору показать, что приближается буран?
3.    Проследите за изменением описания снеговой тучи.
 1. Опишите буран, сохраняя детали, которые использовал Аксаков.
2.    Подготовьте выразительное чтение и выучите наизусть описание самых грозных моментов бурана.
3.    Оцените роль картин природы в рассказах о своей жизни.

Пейзаж. Мир природы в поэтических строках XIX века 81
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» 83
    1. Какие картины родной природы радуют поэта?
Перечислите их.
2. Как объяснить, почему все четыре части стихотворения поэт объединил в одно большое предложение? Что подчёркивает это объединение?
 1. Какими красками нарисован мир природы?
2. Три первые строфы стихотворения начинаются со слова «когда», и только в четвёртой строфе поэт говорит нам «тогда». И что же мы видим «тогда»? Что помогает поэту убедить нас в том, что мир прекрасен?
 Как показал поэт свою любовь к родной природе и тесную связь с ней?


И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...» 84
   Попробуйте рассказать о грустном зимнем вечере, который мама поэта так умело превратила в воспоминание о тёплом лете. Сохраните при рассказе те приёмы, которые использовал поэт.
 1. Какие художественные приёмы помогают почувствовать контраст между зимой и летом, грустным настроением и подсказанной мамой мечтой?
2.    Какую роль играет повторение слова «позабудь» в ласковых уговорах матери?
3.    Найдите рифмы в строках стихотворения. Все ли строки имеют рифмы?
 1. Какие картины можно было бы нарисовать, читая строки этого стихотворения?
2.    Что вы могли бы рассказать об отношениях матери и сына, прочитав это стихотворение?
3.    Вспомните знакомые вам стихотворения Бунина. Какой из приёмов, которыми он рисует мир окружающей природы, проявляется ярче всех других?
Вопросы и задания к теме
«Пейзаж. Мир природы в поэтических строках
XIX века»
   1. Вспомните строки описания любого времени го
да, которые быстрее всего всплывут в вашей памяти. Проверьте себя: какое время года вспомнилось первым?
2. Какие поэты создали много стихотворений о природе?
 Вспомните приметы осени, которые описал Пушкин. Какая из них ярче всего воспроизводит это время года?
И 1. Рисуют ли поэты в своих пейзажных описаниях связь человека и природы? Попробуйте порассуждать на эту тему.
2.    Создайте словарик из десяти слов, включающих приметы одного из времён года. Какие произведения помогли вам в составлении этого словарика?
3.    Проведите конкурс на лучшего знатока стихотворений о родной природе.
4.    Подготовьте концерт «Любимые времена года русских поэтов».
В. Ф. Одоевский. Отрывки из журнала Маши. В сокращении 86
    1. Познакомьтесь с названиями «Сказок дедушки
Иринея».
Мороз Иванович О четырёх глухих Червячок Житель Афонской горы Сиротинка Отрывки из журнала Маши Два дерева
Какие из этих сказок вам знакомы? О каких можно уже по заглавию сказать, что это сказки? Все ли из этих произведений сказки? Чтобы абсолютно правильно ответить на этот вопрос, нужно их прочитать.
2. Прочитайте фрагмент из «Анекдотов о муравьях» .
«Как известно, главное занятие муравьёв — это запасти себе в продолжение лета пищу на зиму. Я думаю, всем моим читателям известно, что муравьи прячут в земле собранные ими зёрна ночью, а днём выносят их сушить на солнце. Если когда-нибудь вы обращали внимание на муравейник, то, верно, замечали вокруг него небольшие кучки зёрен. Я знал их обычай и потому чрезвычайно был удивлён, заметив, что мои постояльцы делали совершенно противное: они держали свои зёрна под землёю в продолжение целого дня, несмотря на солнечное сияние, и, напротив, выносили их наружу ночью; можно было подумать, что они выносили свои зёрна на лунный свет, но я ошибся, — мои муравьи имели преважную причину поступать так, а не иначе.
В небольшом расстоянии от окна находилась голубятня; голуби беспрестанно садились на окошко и съедали зёрна, попадавшиеся им на глаза; следовательно, мои муравьи поступали очень благоразумно, скрывая своё сокровище и не доверяя его похитителям».
Можете ли вы доказать, что перед вами художественная речь, а не научная информация?
3. Автор этого рассказа о муравьях — ваш ровесник. Можете ли вы вспомнить собственную попытку понаблюдать за природой и жизнью живых существ рядом с вами? Попробуйте записать свои наблюдения.

    1. Произведение Одоевского называется «Отрывки
из журнала Маши». Как теперь чаще называют такие записи?
2.    Сосчитайте, сколько дней описала Маша в своём журнале. Как вы объясняете, почему одни записи длиннее, другие короче?
3.    Сколько героев населяет страницы дневника Маши? О ком она больше всего рассказывает в своём дневнике?
 1. Что отличает записи Маши?
2.    Что любит описывать Маша?
 1. Расскажите о Маше как авторе дневника.
2.    Подготовьте сочинение (можно устное) «Один день девочки Маши».
3.    Сделайте записи одного-двух дней вашей жизни, подражая записям журнала Маши.
4.    Почему, как вам кажется, «Отрывки из журнала Маши» помещены автором в книге «Сказки дедушки Иринея » ?

Портрет героя художественного произведения 101


    1. Что называется портретом в литературном произ
ведении?
2. Какие портреты литературных героев остались в вашей памяти из детских книжек?
 1. Какие портреты героев поэмы «Руслан и Людмила» вам запомнились? Опишите один из них.
2. Найдите портрет одного из героев «Отрывков из журнала Маши».
 1. Каким может быть изображение портрета не в литературном произведении, а в изобразительных искусствах? Назовём несколько часто используемых вариантов: рисунок, картина, эскиз, силуэт.
2.    Какой приём изображения использовала героиня журнала Маши?
3.    Попробуйте создать портрет одноклассницы (одноклассника).
4.    Найдите портреты ваших любимых писателей. Посмотрите, какие художники их нарисовали.
5.    Найдите иллюстрации, на которых изображены ваши любимые герои. Кто автор этих иллюстраций?
6.    Какие изображения ваших любимых героев вам больше нравятся на иллюстрациях — те, которые даны в цвете, или чёрно-белые рисунки, созданные графиками?
7.    Создайте словесное описание внешности одного из своих одноклассников.


А. С. Пушкин. К сестре. В сокращении. К Пущину (4 мая). В сокращении. Послание к П. Юдину. В сокращении. Товарищам 103
Вопросы и задания
    1. Как вы думаете, почему поэт выделил в строках
стихотворения слова пук стихов?
2. Почему поэт называет Лицей монастырём?
 Каким стихотворным размером написано это послание?
 Создайте словарик рифм этого стихотворения.
Попробуйте использовать рифмы этого стихотворения для игры в буриме.

Вопросы и задания
 1. В стихотворении автор говорит о себе. Найдите эти синонимы.
2.    Как вы поняли выражение «гость без этикета»? Найдите в словарике слово этикет и объясните значение этого выражения.
3.    Определите, каким размером написано это стихотворение:
двустопным ямбом (Да. Нет.) трёхстопным ямбом (Да. Нет.) четырёхстопным ямбом (Да. Нет.)

Вопросы и задания
    1. Какой вы представили себе мечту юного Пушки
на о будущем? Верит ли поэт в её осуществление?
 1. В стихотворении есть несколько синонимов, которые определяют призванье автора («резвый поэт», «невольник мечты младой»). Как вы объясните эти оценки-характеристики?
2.    Сколько стоп в стихотворной строке этого стихотворения?
3.    Каким размером оно написано?

Вопросы и задания
    1. Чему посвящено это стихотворение?
2.    Что можно сказать о карьере военного, как она представлена в стихотворении?
3.    Что привлекает автора в судьбе поэта?
 Как вам кажется, почему послание обращено к товарищам, а не к друзьям? Как вы это объяс-няете?
 1. Напишите сочинения на темы: «Пушкин-лице- ист», «Любимое послание поэта».
2. Можно ли считать послания поэта очень важными поступками, которые характеризуют его взгляды, характер?

М. Ю. Лермонтов. Утёс. «На севере диком стоит одиноко...». Три пальмы (Восточное сказание). Панорама Москвы 115
    1. Как вы представляете себе «утёс-великан» и «золотую тучку»? Используйте устное рисование.
2. Почему «утёс-великан» испытывает горе?
 1. Какие приёмы помогли автору показать одиночество своего героя?
2. Почему стихотворение названо «Утёс»?
 1. В каких стихотворениях поэта звучит тема одиночества? Вспомните эти стихотворения.
2.    Стихотворение «Утёс» положили на музыку примерно шестьдесят композиторов. Как вы объясняете такой интерес к этому произведению?
3.    Найдите иллюстрации к этому стихотворению. Их создавали многие художники: В. Д. Поленов, Н. Н. Дубовской и др. Как избранная вами иллюстрация помогает дать комментарий к стихотворению?
1. Сколько героев в этом стихотворении? Какова их
роль?
2. О чём мечтает сосна?
 1. Какие художественные приёмы помогают ощутить одиночество героини стихотворения?
2. Найдите эпитеты, которые подчёркивают одиночество сосны.
 1. Это стихотворение — вольный перевод стихотворения Г. Гейне, которое называется «Сосна стоит одиноко». Подходит ли это название к переводу Лермонтова?
2.    В этом стихотворении главная героиня — сосна. Сам Лермонтов создал иллюстрацию к этому стихотворению. Многие художники рисовали её мощные и покрытые снегом ветви. Создайте свою устную иллюстрацию с изображением не просто дерева — сосны, а героини стихотворения.
3.    Более ста композиторов создали произведения на текст этого стихотворения, в том числе А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Как вы объясните такую популярность этого стихотворения?
Вопросы и задания
    1. Опишите долгую и однообразную жизнь трёх
пальм в пустыне.
2.    О чём просили пальмы Бога?
3.    К чему привело исполнение их просьбы?
 1. Какими вы представляете себе эти пальмы? Какими художественными приёмами нарисованы в этом стихотворении красавицы пустыни?
2. Опишите появление каравана около крохотного оазиса.
 1. Докажите, что это «восточное сказание» — баллада.
2.    Объясните причину гибели пальм и источника. Каким вы видите отношение человека и природы в этом стихотворении?
3.    Оцените, как иллюстрации помогают представить себе реальную картину событий.

Вопросы и задания
Н 1. Составьте краткий план «Панорамы Москвы» М. Ю. Лермонтова.
2.    Подготовьте краткий пересказ, используя составленный план.
3.    Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, книги.
4.    Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение реки со змеёй, покрытой серебристой чешуёю, и сравнение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своём последнем прозаическом произведении «Герой нашего времени» в повестях «Бэла» и «Тамань». Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта.

И. С. Тургенев. Бежин луг 127
Вопросы и задания
    1. Как вы представляете себе «ночное»? Зачем
мальчики должны всю ночь быть с лошадьми на лугу?
2.    Почему рассказ назван по тому месту, где происходят события?
3.    Кого вы считаете главными героями рассказа?
4.    Какую роль в рассказе играет охотник, который присоединился к мальчикам у костра?
5.    Какое место в рассказе занимает беседа мальчиков у костра?
6.    Насколько активно принимал участие в беседе каждый из мальчиков? Чем вы это объясняете?
7.    Чего в этой беседе у костра было больше — монологов; диалогов?
 1. Опишите одного из мальчиков и при этом объясните свой выбор.
2.    Подготовьте пересказ одной из историй, которые прозвучали у костра. Объясните свой выбор.
3.    Подготовьте сравнительную характеристику Павла и Ильюши.
4.    Создайте групповую характеристику всех пятерых мальчиков.
5.    Тургенев долго искал слово, которым лучше назвать истории, рассказываемые мальчиками. Сначала он назвал их россказнями, затем — преданиями, наконец, поверьями. Современные учёные называют такие рассказы былинками. Попробуйте объяснить отличие в значении этих слов.

Речевая характеристика литературных героев 160
Вопросы и задания
    1. Разговор мальчиков у костра занимает более десяти страниц. Сколько монологов входит в описание этой беседы?
2. Что отличает монологи Павла от монологов Ильюши?
 1. Речь какого литературного героя, как вам кажется, отличается многословием?
2.    Речь какого героя отличается излишним лаконизмом?
3.    Кто из них красноречивее? Докажите свою правоту.
 1. Что вам легче подготовить для исполнения — диалог или монолог? Почему?
2.    Сочините монолог о том, как вы провели вчерашний день.
3.    Что отличает речь каждого из мальчиков? Создайте словарик одного из пяти мальчиков, которые сидели у костра.
Н. А. Некрасов. Крестьянские дети. Школьник 162
    1. Кого вы считаете героями этого стихотворения?
2.    Сколько ребятишек — участников диалога — насчитал автор?
3.    Что отличает третий голос, которому принадлежат четыре реплики, от голосов остальных участников беседы?
 1. Какие краски использовал автор в этом стихотворении? Найдите их и объясните, почему он так скуп в красках, описывая летнюю сцену в сарае.
2.    Составьте портрет охотника по замечаниям-репликам крестьянских детей.
3.    Какова роль сравнений в этом стихотворении?
4.    Найдите рифмы в диалоге деревенских ребятишек.
Н 1. Опишите представление, которое дал Фингал. Почему автор назвал эту сценку театром? Что в ней особенно понравилось деревенским ребятишкам?
2. Как описано начало грозы? Почему гроза не вызвала страха у ребятишек из деревни?

Вопросы и задания
    1. Кто герой этого стихотворения?
2.    Почему будущий учёный назван «школьником»?
3.    Из каких сословий, как говорит поэт, приходят новые «школьники»?
 1. Как вы объясняете название стихотворения? Это описание трудного пути к учению или характеристика будущего учёного?
2. Какие приметы трудного пути в науку рисует поэт? Найдите эти эпитеты,
 1. Когда вы догадались, что Некрасов рассказывает нам о трудном пути Ломоносова и других учёных, которые вышли из народа?
2.    Найдите в стихотворении строфу, которая несёт главную мысль стихотворения и говорит о том, что богата «славными» людьми наша Родина.
3.    Ораниенбаум в 1948 году был переименован в город Ломоносов. Именем Ломоносова также названы течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Шпицберген. Как вы объясняете такой выбор мест?

Л. Н. Толстой. Отрочество. Главы из повести 169

Вопросы и задания
    1. Проследите за тем, как описано приближение
грозы.
2.    Какое чувство испытывали все путники при приближении грозы?
3.    Найдите описание начала грозы.
4.    Какой момент показан как самая напряжённая минута, кульминация грозы? Найдите это описание.
5.    Что пережил Николенька в эти мгновения?
6.    Чем разрешилось это грозное явление природы?
 1. Какие приёмы помогли писателю передать напряжение грозы? Используйте выразительное чтение текста.
2. Какую роль сыграло появление нищего в начале грозы?
 1. Вспомните, какие описания грозных явлений природы встречали вы на страницах художест-венных произведений?
2. Прочитайте наизусть одно из произведений, которое говорит о грозных явлениях природы, например «Весеннюю грозу» Ф. И. Тютчева.

Вопросы и задания
    1. Почему Николенька не выполнил поручение отца?
2. Когда Николенька произнёс: «Чему быть, тому не миновать»? Как вы понимаете смысл этого изречения?
 Как вы понимаете слова фатализм, фаталистический*? Как они характеризуют фразу «чему быть, тому не миновать»? Объясните.
 Какую роль это событие сыграло в истории отношений Николеньки с отцом?

Вопросы и задания
    1. Как вы объясните причины глупого поступка Николеньки?
2. Почему Володя «с ужасом и удивлением» отнесся к этой выходке младшего брата?

Вопросы и задания
    1. Почему, как вам кажется, мечты, которыми утешал себя наказанный Николенька, сидя в тёмном чулане, описаны так подробно?
2. Перечислите, о чём мечтал Николенька. Как вы оцениваете его мечты?

Вопросы и задания
    1. Почему пословица «Перемелется, мука будет»
стала названием главы? Кто утешил Николеньку этой пословицей? Как вы её понимаете?
2. Почему так тяжело пережил Николенька свои ошибки и своё наказание?
 Почему в названиях двух глав, которые посвящены наказанию Николеньки, ничего не говорится о самом наказании?
 Опишите сцену объяснения Николеньки с бабушкой.

Вопросы и задания
    1. О чём вспоминает Николенька в этой главе?
2.    Какие вопросы волновали его в это время?
 1. Почему именно эта глава называется так же, как и вся повесть?
2. Какие проблемы обдумывал и осмыслял Николенька в эти годы?
3.    Согласны ли вы с тем, что Николенька, как ему казалось, совершал философские открытия, или этот вывод он сделал по своей наивности?
4.    Прав ли был автор, оценив этот период жизни как «пустыню отрочества»?
 Размышляли ли вы о симметрии? Попробуйте рассказать, как вы обсудили бы эту проблему с Николенькой.


Ф. М. Достоевский. Мальчики (из романа «Братья Карамазовы»). Фрагменты 199
Вопросы и задания
    1. Как вы оцениваете схватку между мальчишками-
одноклассниками? Чем она вызвана?
2.    Какую роль в этом столкновении сыграл Алёша Карамазов?
3.    Оцените умение Алёши не терять способности на справедливую оценку поступков даже тогда, когда обиды наносят ему самому.
 1. Опишите самых заметных участников мальчишеской драки.
2. Как вы оцениваете поведение героев этой сцены? Кто из них справедлив? Кто ожесточён и потерял самообладание? Можете ли вы по этой сцене определить отношение автора к своим героям?

Вопросы и задания
    1. Как вы объясните использование почтительной
добавки «-с» в речи Снегирёва?
2.    Оцените напряжение, которое передаёт эта сцена и искренность участников диалога.
3.    Как вы поняли название главы?

Вопросы и задания
 Охарактеризуйте Колю Красоткина. Как вы оценили особенности его характера и поведения?
Вопросы и задания
    1. Расскажите об истории с Жучкой и её мнимой ги
бели.
2.    Почему Жучка превратилась в Перезвона?
3.    Чем завершилась эта история?
4.    Почему Коля Красоткин не принёс найденную Жучку к Илюше сразу же после того, как её нашёл?
 1. Что помогает читателю узнать Жучку в Перезвоне?
2.    Какие приметы любимой собачки опознал Илюша?
 1. Как вы объясните замысел Коли? Как характеризует его забота о том, чтобы всех удивить дрессировкой собаки? 
2.    Опишите сцену встречи Илюши с найденной Жучкой.
3.    Как одноклассников сплотила чужая беда?
4.    Почему похороны Илюши и речь у камня помогают понять важность человечности и дружбы?

А. П. Чехов. Хамелеон. Толстый и тонкий 228
Вопросы и задания
    1. Найдите и прочитайте экспозицию рассказа. Кто
главный герой этой экспозиции?
2.    Опишите полицейского надзирателя Очумелова, используя при этом его приметы, чётко обозначенные автором.
3.    Сколько раз Очумелов меняет своё решение?
4.    Когда в рассказе впервые появляется слово «толпа»? Как вы думаете, почему?
 1. Назовите героев, которые влияют на ход событий, но не появляются перед читателем.
2.    Сколько кульминаций вы находите в этом рассказе?
 1. Почему слово хамелеон появляется только в заголовке рассказа?
2. Сколько «хамелеонов» видите вы в этом рассказе? В одном классе ученики выдвинули три решения: хамелеон — Очумелов; хамелеоны — Очумелов и Хрюкин; хамелеоны — Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяетесь? Может быть, найдете ещё одно решение?

Вопросы и задания


1. Как произошла встреча бывших одноклассников?
2.    Что помогает определить, кто из них Порфирий, а кто — Миша?
3.    Почему так активен в своих речах Порфирий? О каких его качествах это говорит?
4.    С какого момента изменился характер их беседы?
 1. Какие приметы характеризуют не только внешность, но и характер тонкого?
2.    Найдите обращения, которыми пользовались бывшие одноклассники.
3.    Почему только при первой встрече мы слышим их имена, а дальше оба бывших соученика используют обращение «милый мой»?
 1. Почему мы можем достаточно подробно описать жизнь тонкого и почти ничего не узнали о толстом?
2.    Есть ли приметы «хамелеонства» в поведении героев?
3.    Как заголовок помогает понять отношение автора к своим героям?

Сюжет и герой 238
    1. Найдите и прочитайте экспозицию рассказа. Кто
главный герой этой экспозиции?
5.    Опишите полицейского надзирателя Очумелова, используя при этом его приметы, чётко обозначенные автором.
6.    Сколько раз Очумелов меняет своё решение?
7.    Когда в рассказе впервые появляется слово «толпа»? Как вы думаете, почему?
 1. Назовите героев, которые влияют на ход событий, но не появляются перед читателем.
3.    Сколько кульминаций вы находите в этом рассказе?
 1. Почему слово хамелеон появляется только в заголовке рассказа?
2. Сколько «хамелеонов» видите вы в этом рассказе? В одном классе ученики выдвинули три решения: хамелеон — Очумелов; хамелеоны — Очумелов и Хрюкин; хамелеоны — Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяетесь? Может быть, найдете ещё одно решение?

Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы. Главы из повести 240
Вопросы и задания
    1. Как возникла дружба Тёмы с Ивановым?
2. Когда и почему Тёма стал увлечённым читателем?
 1. В какие минуты Тёма считал себя самым счастливым человеком?
2. Догнал или перегнал вас Тёма как читатель? Напомним — в старой гимназии второй класс был примерно равен нашему шестому,

Вопросы и задания
    1. Что отличало дружбу Тёмы с Ивановым?
2.    Какое событие прервало дружбу мальчиков?
3.    Каким вы представляете себе Иванова?
 1. Почему автор подробно описал события, которые ему было трудно и тяжело вспоминать?
2. Какие слова-синонимы слову «ябеда» вы знаете? Почему все они звучат как оскорбление?
 1. Почему предательство всегда вызывает отрицательную оценку?
2. Какие произведения, в которых жестоко обличается предательство, вы читали?

    1. Как Тёма готовился к экзаменам и почему он их
так плохо сдал?
2. Как герою удалось переломить себя и начать готовиться к переэкзаменовке?
 Как вы оцениваете главу «Экзамены» в автобиографическом произведении — как рассказ об экзамене и переэкзаменовке или как рассказ о человеке, которому удалось справиться со своей слабостью, рассказ о становлении характера мальчика?

Поступок героя и характер 266
1. Какое качество характера помогло Васютке во
время его многодневного странствия по тайге?
2. Кто из мальчиков у костра на Бежином лугу проявил смелость и решительность? Какие поступки были вызваны этими качествами?
 1. Почему XIX век часто называют «железным»? Как это отразилось на отображении людей и событий этого века в художественных произведениях?
2. Назовите поступки одного из своих любимых героев, которые были бы, по вашему мнению, тесно связаны с его характером.

Мир вещей XIX века 268
1. Какие вещи в нашем быту пришли из X IX века? 
2. Определите, в какую эпоху, в какой век могли появиться такие слова: обоз, вагон, паровоз, плот, буран, ураган, керосиновая лампа ...  Составьте словарик новых слов, которые, по вашему мнению, должны быть на страницах современны х художественных произведений.
Итоги 269
1. Каких новых писателей и поэтов вы встретили в этом учебном году на страницах учебника? 
Пушкин, Лермонтов, Крылов, Жуковский, Аксаков, Лермонтов.
2. Каких друзей нашли среди героев прочитанных произведений? 
3. Какие стихотворения сделали богаче вашу память?  
1. Какие художественны е приёмы помогали представить внешний облик героев прочитанных произведений? 
2. Как удавалось авторам привлечь ваше внимание к героям и их характерам? В чём был секрет их мастерства? 
3. Как, по вашему мнению, связан герой и сюжет произведения?  
1. Стал ли кто-то из героев прочитанных книг ваш им другом или образцом для подражания? 
2. Есть ли среди героев прочитанных книг ваш и враги или просто неприятные вам люди? Чем это вызвано? 
3. Можно ли считать, что книга — учебник жизни? Докажите.