ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Михаил Юрьевич Лермонтов









Михаил Юрьевич Лермонтов

Страница 117

Проверьте себя

1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?

Первыми учителями Лермонтова были беглый грек, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ, оказавший на него наиболее сильное влияние. Позднее учителями были французский эмигрант Шандро и англичанин Виндсон. Помимо обязательных французов-гувернеров - немка-бонна, и он с детства свободно владеет немецким языком. По русской словесности - московский семинарист Орлов и будущий известный педагог, тогда еще молодой А. З. Зиновьев. А. С. Солоницкий обучал юного поэта искусству рисования.

 

2. Творчеством каких писателей интересовался юный Лермонтов?

Пушкиным и Байроном

3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?

В Столичном институтском Благородном пансионе Лермонтов изучал языки, историю искусств, математические и словесные науки, этикет.

Тучи – Лермонтов

Страница 119

Размышляем о прочитанном

1. В чём М. Ю. Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек?

Поэт видит в тучках таких же одиноких странников, как и он, видит сходство между тучами и своим изгнанием: они покинули "милый север" и отправились в чужую сторону.

2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?

Так как у тучек нет родины, они не знают понятия "изгнание", они не знают привязанности и дружбы. Поэт, наоборот, живет среди общества и подчиняется его закону.

3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?

Михаил Юрьевич Лермонтов написал очень много стихотворений, и каждое из них по-своему замечательно. Например, стихотворение "Бородино" несет грустное, ностальгирующее настроение, воспоминания о тяжелой войне 1812 года. А стихотворение "Родина" прививает юному читателю патриотизм, любовь к своей Родине, и т.д.

 

4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?

В описании присутствует такой эпитет как "милый север"-отношение теплое, это родная сторона, когда как о юге пишет равнодушно "сторону южную".

Фонохрестоматия

1. Перечитайте стихотворение и проследите, как меняется отношение лирического героя к тучам: — в какой части стихотворения он мысленно сближает, объединяет себя с ними? Почему? —  в какой части стихотворения это единение оказывается под сомнением? — в каких строках стихотворения звучит уверенное «нет»? (У него и у «вечно холодных» туч разные судьбы.)

В первой части, потому что она стал таким же изгнанником, как и они. 

Во второй.

В третьей. 

2.  Как передаёт эту динамику, развитие чувств автора актриса?

Актриса передает эти чувства с помощью изменения тембра голоса, пауз, ритмики чтения. 

3.  Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.

 

Три пальмы

Страница 122-123

Размышляем о прочитанном

1. Почему произведение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» обозначено как восточное сказание и что в тексте подтверждает этот жанр? Какие слова и выражения передают восточный колорит сказания?

Стихотворение начинается "в песчаных степях аравийской земли", и вся ситуация происходит там же, на Востоке. Восточный колорит нитью проходит через весь текст, и само стихотворение структурой и поучительным выводом напоминает восточные сказания.

2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?

Три пальмы хотели, чтобы на них все смотрели и попросили у бога славы. Бог исполнил их просьбу, но три пальмы ожидали совсем другого результата. Люди сначала ними полюбовались, а потом решили их пустить на дрова и пальмы были срублены.

3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

Люди из каравана в стихотворении "Три пальмы" вели себя не лучшим образом. Они остановились в оазисе отдохнуть, но поведение их было похоже на типичных невоспитанных туристов в лесу: веселились, ели, а для костра выбрали единственные деревья, которые росли в оазисе - срубили все три пальмы и сожгли их, не подумав о том, что оазис мог быть служить тенистым пристанищем и другим путникам.

Фонохрестоматия

1. Какое впечатление произвело на вас чтение актёром баллады Михаила Юрьевича Лермонтова? Какие чувства испытывали вы, слушая это лироэпическое произведение?

Стихотворение мне очень понравилось. Оно передает внутреннее состояние Лермонтова на тот момент. Остро поднята тема одиночества.

2.  Проследите, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актёра, когда он читает описание: — оазиса в аравийской пустыне (I строфа);

— ропота пальм (II строфа);

— движущегося каравана (III строфа);

— гарцевания арабского всадника (V строфа);

— встречи гостей в оазисе (VI строфа);

— жестокой сцены гибели пальм (VII строфа);

—  картины безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (IX строфа).

В первой строфе интонация спокойная. Вторая строфа продолжает повествование. Ропот пальм актер передает протяжным голосом, чтобы выразить их мольбу. Третья строфа начинается с шепота, так как это звуки песка, а затем тембр понижается, а голос актера становится грубее. Пик тембра и интонации приходится на пятую строфу. Шестая строфа наполнена тревогой.  Гибель пальм в седьмой строфе актер выразил волнением в голосе. Девятую строфу автор читает наиболее выразительно, выделяя каждое слово интонацией. 

3.  Поработайте над выразительным чтением каждой смысловой части баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении с определённостью звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады. Затем выразительно прочитайте всё стихотворение.

Творческое задание

Подготовьте сценарий мультфильма «Три пальмы» по мотивам баллады М. Ю. Лермонтова. Продумайте со-держание каждого кадра. Подберите музыку, которая бу-дет сопровождать ваш мультфильм.

1.Три пальмы высоко росли, а меж них ручей бежит

2.Жалуются пальмы на жизнь свою

3.Приближаются к пальмам арабы на верблюдах

4.Пали питомцы столетий

5.Изрублены были тела их потом, медленно жгли их до утра огнём

6.Осталось только три пня от трёх пальм

Листок

Страница 124-125

Размышляем о прочитанном

1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ — о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?

 В стихотворении Лермонтова «Листок» рассказывается о странствиях дубового листка, который добрался до Черного моря. Там он встретил чинару (дерево), к которой обратился с просьбой приютить его. Но чинара не согласилась и отказала дубовому листку.

     Эта история повествует не только о листке. В ней можно увидеть сравнение с людьми, которые потеряли себя.

     В поэзии множество художественных средств. В особенности эпитетов и олицетворений.

     Эпитеты жестокою бурей, гонимый бурей, тоскою глубокой, бедный листочек, на ветвях зеленых, отчизне суровой, ты пылен жёлт, холодное море.

     Олицетворения прижался, молит, до срока созрел, ношуся.

     Именно эти художественные средства помогают передать атмосферу тоски и грусти, которой наполнено стихотворение.

2. Понаблюдайте, как создана история листка, его образ и образ чинары. Выберите из текста глаголы, и в вашем сознании восстановится вся история листка («оторвался», «укатился», «засох», «увял», «докатился», «прижался», «молит приюта», «до срока созрел») и чинары («цвету», «блистаю», «раскинула ветви»). Какой же образ листка и чинары создаётся в стихотворении?

В стихотворении Лермонтова "Листок" мы видим два замечательных образа, созданных воображением поэта. Это дубовый листок, который был сорван с дерева, который засох и завял, но докатился до Черного моря. И это молодая цветущая чинара, которая росла на берегу моря.

Бедный листок попытался найти защиту у чинары, попросил приютить его среди ее зеленых листьев. Но чинара отказала, потому что ей не нужен был странный, чужой листок, к тому же совсем сухой.

Это стихотворение может описывать и скитания самого поэта, который долгое время провел на чужбине, но не нашел там покоя и счастья, и чужие красоты, хотя и пленяли его взор, не стали для него милее красот родины.

Можно ли сказать, что листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, состояние души и даже переживания, трагедию целого поколения, «до срока созревшего»? Как вы понимаете выражение «до срока созревший»?

 

В стихотворении Лермонтова "Листок" главный герой, дубовый листок, так говорит о себе, когда встречается с чинарой: "До срока созрел я". В этих словах листок высказывает сожаление о том, что он так мало повисел на ветке родного дуба, что он внезапно пожелтел, гораздо раньше положенного срока, когда остальные листья еще зеленеют на ветках, и был сорван ветром. Он сожалеет о том, что его настоящая жизнь практически закончилась и ему остается только лететь тужа, куда его гонит ветер, сохнуть и вянуть.

Листок сетуют на жестокую судьбу и просит чинару укрыть его своими зелеными листьями, обещая свои чудесные рассказы.

 

3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?

Дубовый лист в стихотворении Лермонтова "Листок" преждевременно созрел и опал и влекомый ветром оказался далеко на юге, там, где росла молодая чинара. Листок просил чинару приютить его среди ее роскошной листвы, обещая рассказать немало интересного о том, что видел и что знает. Вот только чинара не захотела помогать дубовому листку, уже высохшему и желтому. Она посчитала его не парой для своих молодых и зеленых листьев и отправила его дальше.

Но никакого будущего у сорванного дубового листка нет. Он, может быть, еще поносится ветром, но в конце концов упадет и сгниет в земле. Потому что такова судьба всех, оторванных от родины - быть в одиночестве. И если он оказался не нужен в родной стране, то и в чужой он счастья не найдет.

4. Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему?

Сочувствие вызывает дубовый листок. Он очень одинок в этом  враждебном мире.  Все против него.  Жара, холод, ветер, солнце все все против него.  Зато чинара живет в мире и согласии с этими явлениями природы. Она любима солнцем, ее ветвями играет ветер, а корни питает морская вода.

 Листок прибивается к корням чинары и просит приюта у сильного красивого дерева. Но надменная чинара ревностно хранит свой покой. Ей надоели даже райские птицы. Чинара высокомерна и эгоистична. Ей чужды понимание и сострадание.

  Чинара вынуждает листок нестись дальше, а дальше лишь море. Листок обречен на гибель в морской пучине. Одинокому листку нет спасения, искренне жаль его.

 

Фонохрестоматия

1.  Как драматизм «жизни» листка передаёт актёр?

Листок в данном произведении символизирует самого автора: Лермонтов в момент создания стихотворения находился в ссылке на Кавказе. И чувствовал себя очень одиноким. У него не было здесь друзей, а окружающие люди не восхищались его талантом, не интересовались его жизнью. Это происходило потому, что его культура не была интересна местным народам (у них у самих очень развита культура и искусство). Лермонтов попытался, как и листок, подружиться с местной молодежью, но старшее поколение было против такого общения, и против романов кавказских девушек с молодым поэтом.

 

2.  Совпадает ли ваше отношение к красоте любимицы солнца чинары с отношением актёра? Почему?

Да, совпадает! Тем, что автор это передаёт словами и не как иначе! Стихотворение одно временно не веселое, а печально и грустное!

 

3.  Какое впечатление произвело на вас прослушанное стихотворение? К кому из персонажей вы прониклись сочувствием? Почему?

Это грустное стихотворение об одиночестве, неприкаянности, враждебности окружающей среды. Читая его, испытываешь сочувствие к бедному дубовому листку, сорванному с дерева бурей. Ветер гонит его по свету. Листок засох и побурел в этих скитаниях. Нигде он не находит ни приюта, ни понимания. Оказавшись на побережье Черного моря, листок видит прекрасную чинару и просит приютить его на время. Но встречает холодный и высокомерный отказ. Увядший странник не сочетается с ее свежими зелеными листьями, а его знания, накопленные за долгие странствия, не интересны надменной чинаре.

Судьба одинокого листка-скитальца похожа на судьбу самого Лермонтова, сосланного на Кавказ.

 

4.  Очень кратко в одном четверостишии описана судьба листка, но читатель и слушатель прониклись сочувствием к нему. Какие невзгоды, удары судьбы он пережил?

Читатель испытал сожаление, боль, тоску к самому листику.

 

5.  Подготовьте выразительное чтение диалога листка и чинары по ролям. Для этого попробуйте дать характеристику персонажей, а после этого решите, какие чувства вы должны выразить словами героев стихотворения; какова должна быть манера произнесения слов, интонация?

 

Утес

Страница 126-127

Размышляем о прочитанном

1.  Попробуйте нарисовать устные иллюстрации к первой и второй строфам стихотворения, активно привлекая лексику М. Ю. Лермонтова.

Устно, прозой, мы попытаемся показать картины, которые изобразил в своем стихотворении "Утес" Лермонтов, но при этом используем выражения, которые применял сам поэт.

Однажды золотая тучка зацепилась вечером за могучий утес и осталась возле него на ночь, окутав утес-великан своим покрывалом. Это продолжалось только одну ночь, а потом тучка вновь продолжила свой полет по небу, она умчалась гонимая ветром и веселая.

Утес снова остался один. От пребывания на его груди тучки остался влажный след испарений. Утес задумчиво смотрит вдаль и ему становится очень грустно.Ведь он остро почувствовал свое одиночество, свою обреченность на пребывание в пустыни.

 

 

2.  Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительно прочитайте стихотворение, передав при чтении заложенный в нём мотив одиночества и печали.

 

Литература и другие виды искусства

Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно с помощью музыки они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?

потому что это стихотворение вошло в единственный сборник, который вышел при жизни Лермонтова, а он лично строго отбирал их и критиковал

 

 

Фонохрестоматия

1. Как вы знаете, поэзия часто наделяет образы природы характерными чертами людей. Что вы можете сказать о характерах тучи и утёса?

В этом стихотворении, как и в многих других Лермонтов поднимает тему одиночества. Тучка ночевала, а утром ушла дальше “весело играя”, а утес остался один в большой пустыне.

2.  Прочитайте первое четверостишие (строфу) так, чтобы при чтении было понятно ваше отношение к туче. Совпадает ли оно с интонациями актрисы? Если нет, то в чём различие?

Мое прочтение не совпало с чтением актрисы. Так получилось потому, что она прочитала эти строки повышенной интонацией с нотками радости.

3.  Как вы думаете, почему актриса делает долгую паузу перед словами «одиноко / Он стоит, задумался глубо-ко...»?

Я думаю для того, чтобы добавить драматизм в эту ситуацию. 

Совершенствуем свою речь

1.  Готовясь к выразительному чтению стихотворений Лермонтова, важно обратить внимание на то, что, описывая судьбу листка или утёса, поэт рассказывает нам о человеческих судьбах, чувствах и переживаниях, о радостях и страданиях людей. Чувства, настроения поэта становятся близкими читателю. Найдите наиболее верную интонацию, поставьте правильно логические ударения при произнесении стихотворных строчек: «оторвался от ветки, родимой... жестокою бурей гонимый», «засох и увял он от холода, зноя и горя», «прижался у корня чинары», «приюта на время он молит с тоскою глубокой», «до срока созрел я и вырос в отчизне суровой».

2.  Какие художественные средства выразительности помогают показать страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом, подтвердив ваш ответ примерами из стихотворений Лермонтова

Олицетворения: утес плачет, задумался, стоит ( СЛОВНО человек, похож на человека), тучка ночевала и умчалась ( БУДТО живая, сочувствие), эпитеты (  постоянные прилагательные ) тучка ЗОЛОТАЯ, утес СТАРЫЙ, метафоры - утес  ВЕЛИКАН, по лазури), аллитерация (  р, л, в ), перифраз -  (слеза - влажный след - страдание) , "плавный, тягучий " ассонанс ( чередование о/  а}.

Смотрите также: