ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Иван Сергеевич Тургенев









Иван Сергеевич Тургенев

Страница 129-130

Проверьте себя

1. Что нового вы узнали об И. С. Тургеневе из статьи, подготовленной по материалам книги Н. В. Богословского «Тургенев»?

Из статьи о Тургеневе по материалам книги Богословского мы узнали очень много интересных фактов. Меня например заинтересовало то, как детские годы писателя повлияли на все его дальнейшее творчество.

Оказывается, мать Тургенева, Варвара Петровна, была очень властной женщиной, которая единолично управляла всем имением и все в имении подчинялось ее прихотям. Маленький Тургенев отлично это понимал и это омрачило его счастливое детство. Критики справедливо считают, что образ Варвары Петровны писатель использовал в своих произведениях, например в рассказе "Муму".

Писатель вырос в деревне и поэтому с детских лет полюбил русскую природу. поэтому в его творчестве так много рассказов именно о красотах природы.

 

2. Используя биографические словари «Русские писатели» и ресурсы Интернета подготовьте устное сообщение о жизненном пути писателя.

Родился Тургенев в дворянской семье. Получил хорошее образование. Учился у частных учителей, затем в пансионе и Московском университете. Затем продолжил обучение в Германии. После возвращения на родину стал посещать литературные кружки, где познакомился с Гоголем, Герценым, Аксаковым.

Сотрудничал с журналом «Современник».

До 1856 г. Тургенев жил в России, написал много произведений, в том числе «Охотничьи рассказы». Конец жизни он провел во Франции, где и умер.

 

Бежин луг

Страница 154-155

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали ещё одно произведение И. С Тургенева — «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Как вы думаете, почему писатель включил этот рассказ в книгу «Записки охотника»?

Рассказ начинается с описания июльского дня. Перед нами предстает картина удивительной природы. Не зря же автор назвал рассказ "по-природному" - "Бежин луг".

Но для молодого читателя интереснее, скорее всего, читать истории деревенских мальчишек, которые собрались возле костра в ночное. Эти мистические рассказы составляют значительную часть произведения.

Автор примыкает к ребятам и словно проживает вместе с ними их истории. Каждый мальчик - отдельный герой. Больше всего мне, как и автору, симпатизирует Павлуша. Им можно восхищаться, он умный, храбрый мальчик. Мне понравилась сцена, где Павел, не боясь пугающей темноты, скачет на лошади за собаками. Затем, когда он пошел за водой и услышал голос утопленника, он не струсил, но набрал все-таки воды.

2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?

Сам автор называет их "поверья". Можно согласиться с автором, слово очень красивое. Это не предания, а эдакие былички, в которые верят те, кто живет в этих местах. Еще можно назвать байками, легендами.

3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.

Нет, я совершенно не согласна с этим рецензентом. Если, к примеру, взять произведение "Бежин луг", то я считаю, что он построен очень гармонично и правильно. В начале и конце рассказа автор описывает природу и, действительно, он делает акцент на мелких, но на довольно ярких и значимых деталях. Благодаря этому мы еще более углубляемся в сюжет, нам становится более ясно и понятно, что происходило с героем в тот момент, что он переживал в душе, что его тревожило, а что радовало, и это, я считаю, очень важные моменты в рассказе.

Творческое задание

Французская писательница Жорж Санд отмечала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Можно было узнать, как живут одинокие и небогатые люди в нашей стране, показать то, как люди, обделённые счастьем, живут в уединении с природой. Можно увидеть разницу между барином и простым лесничим. Жизни людей из разных слоёв разные. Ну и конечно красота нашей Родины, все её прелести и могущество можно увидеть.

 

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?

Я отношусь к иллюстрации этих художников с уважением, потому что они старались подобрать нужный пейзаж по описанию рассказа.

 

Совершенствуем свою речь

1. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым.

Мой самый любимый рассказ из «Записок охотника» И. С. Тургенева – «Бежин луг» .

В этом произведении автор часто использует метафоры, сравнения, эпитеты.

Например, описывая природу, автор говорит о «раннем ясном небе», «утренней заре, не пылающей пожаром», а «разлившейся кротким румянцем», об «узкой и длинной тучке» и «лиловом тумане».

Мы видим «облачка, сверкающие змейками» блеск которых подобен «блеску кованого серебра», бесконечно разлившуюся реку с «разбросанные островами» и рукава у которой «ровной синевы».

Это и «вихри-круговороты, гуляющие высокими белыми столбами по дорогам».

Заплутавший вечером охотник наконец-то попадает в знакомое место. Он узнает Бежин луг.

При описании луга автор говорит о «едва прозрачном сумраке ночи», о увиденной «огромной равнине» Широкая река, огибающая равнину, «уходила полукругом» и имела « стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая». Это и холм, который «спускался вдруг почти отвесным обрывом», и у которого «громадные

2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?

В этом произведении рассказчик потерял дорогу домой после долгой охоты. Уже стало темно, появились звёзды на небе, никого и ничего рядом не было слышно, он был один в каком-то неизвестном поле, шел по узкой тропинке, и слышны были только его шаги. Ему становилось жутковато. Он нашел мальчишек у костра и прилёг рядом с ними, слушая их истории. Их истории были мрачными и страшными, они как-будто бы специально ждали ночи, чтобы рассказывать друг другу страшные истории. Здесь ночь символизирует страх, тревогу, то, что связано с нечистью. Началось утро, все стало вокруг светло, и на душе рассказчика стало спокойно и радостно. Он встал и отправился домой. Утро здесь символизирует счастье, душевное спокойствие, умиротворённость.

 

3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?

Характеры героев рассказа Тургенева "Бежин луг" легко понять, если прислушаться к их рассказам.

 

Федя, например ничего не рассказывает, но слушает. Он умный мальчик и ему хочется верить в то, чего как его учат не существует.

 

Павлуша скептик, он сопит и часто отделывается, одним словом. Костя и Ильюша верят во все сказки и с удовольствие их рассказывают, пугаясь при этом больше всех.

 

Ваня еще малыш и он просто спит.

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.

1) Илюша, неприметный мальчишка двенадцати лет, хорошо знает поверья русских народов. Рассказывал больше всего историй, например, историю про домового.

2) Федя - красивый мальчишка из крестьянской богатой семьи. Ему нравиться сторожить табун, и его сильно тянет к природе. Не рассказывал истории.

3) Костя - грустный мальчик лет десяти, труслив. Рассказывал грустную историю про русалку.

4) Павел - большой, крепкий мальчишка двенадцати лет, самый смелый и серьезный среди всех мальчиков. Имеет завышенную самооценку, рассказывал историю про небесное предвиденье.

5) Ваня - самый маленьких из мальчиков, ему всего 7 лет. Мечтатель, ничего не боится.

Мальчики рассказывали истории, которые наиболее приближены к их характеру. 

Фонохрестоматия

1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей?

Конечно отличается! Ночной пейзаж, он более романтичный и спокойнее, а вот утренний, он немного шебутной, так как все куда - то спешат. Кто-то в детский садик, кто - то в школу, университет, кто - то на работу, а кто то вообще по своим делам!

 

2.  Попробуйте сами прочитать эти два описания так, чтобы передать «полуночную сухую теплынь» и «потоки молодого горячего света».

3.  Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа. Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра. Подготовьте выразительное чтение отрывка по ролям, сохраняя характерную для каждого из мальчиков манеру речи

Костю я представила трусливым, Ильюшу слабым, несколько трусливым, но заинтересованным. Павлушу я представила решительным, бесстрашным. Ваня был маленьким, тихим и почти не вступал в разговор, Федя был надменным.

Смотрите также: