ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Николай Семёнович Лесков









Николай Семёнович Лесков

Страница 186

Проверьте себя

1. Как начинался творческий путь Н. С. Лескова?

Он ездил по разным городам (объездил всю Россию ), слушал разговор людей из разных деревень, поселений, также он обращался к фольклору и написал свой собственный сказ ( там были слова, которые употреблялись в его произведениях )!!)

2. Чем интересен герой произведений писателя? Используя материалы раздела «Литературные места России», подготовьте устное сообщение о музее Н. С. Лескова в г. Орле.

Герой произведений Лескова - необычный человек. Он наделён благородством, достоинством, справедливостью, при этом может совершать не праведные поступки. Он страдает от этого, готов искупить вину, религиозен. Однако, лесковские персонажи творят такие дела не по злобе или зависти, их толкает на это чужая злая и сильная воля, искренняя привязанность. Например, герой его повести "Очарованный странник", Иван Северьяныч видит во всём волю божию, и считает, что судьбы своей не минуешь. Другой, мастер Левша, до самой смерти своей думает о родной земле, о том как уберечь её от иноземцев.

 

Левша

Страница 226-227

Размышляем о прочитанном

1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

Им нужно было доказать, что и мастера в России тоже не лыком шиты, и даже более талантливы, чем английские. Впрочем, это они доказали. Главная причина кроется в самом русском характере героев - чувство гордости за родину и чувство патриотизма.

2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?

Ведёт себя с достоинством, не заискивает, что удивляет придворных, но при этом говорит уважительно, всё спокойно объясняет. Мастерство его придаёт ему уверенности,

3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?

Потому, что Левша выковал гвоздики для тех подков, которые и разглядеть было нельзя (сами гвоздики не видно в микроскоп, не то что имя Левши.)

4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?

Англичане встретили Левшу достаточно гостеприимно, угощали его едой, винами, старались во всем угодить ему. Они предложили ему остаться, чтобы дать ему надлежащее образование, даже предлагали денег, чтобы тот отослал их своим стареньким родителям, но Левша не соглашался. Англичане предлагали ему жениться на англичанке, но тот опять не согласился, потому что англичанки ему не понравились. Большое впечатление на него произвел тот факт, что англичане не чистили ружья кирпичом. Он хотел передать эту новость государю, но не успел и умер.

5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?

В 1814 году Донской казак Платов был сопровождающим при царе Александре I, когда тот ездил по Европе.

К сожалению, автор очень мало сообщает нам о внешности Платова, указав только, что у него горбатый нос и знаменитые усы. Какой казак без усов!  Автор подчеркивает, что у Платова грубые, короткие пальцы и кулак, который он поранил, участвуя  в многочисленных  сражениях. Конечно, как истинный донской казак Платов не мог не носить бурку.

Платова можно назвать человеком жестким, даже жестоким. Особенно это проявлялось в его отношении к ямщикам, которых для быстрой езды лошадей он велел бить плетьми,  и казаками, находящимися у него в подчинении. Думаю, именно эту черту характера автор отвергает в своем герое.

Однако Платов - мужественный человек, он участник  войн с Наполеоном, за мужество и храбрость не раз награждался орденами и другими наградами.

Автор показывает нам Платова истинным патриотом своей страны, он признает только всё русское, отдает предпочтения отечественным изобретениям. Он твердо уверен в том, что наши русские мастера лучше любых иностранных и что русские умельцы могут заткнуть за пояс любого английского мастера, если их обучать и создать им нормальные условия для жизни и работы.

Автор любуется преданностью своего героя. Платов предан своему государю, безропотно и честно выполняет все поручения царя, но простых людей не жалует ни вниманием, ни заботой. Я считаю, что в смерти тульского Левши, виноват и сам Платов, потому что именно он увез мастера без документов.

Платов ушел в отставку и жил в Петербурге.

7. Вспомните сказы П. П. Бажова. Как вы думаете, различна ли речь рассказчика у Н. С. Лескова и П. П. Бажова? Чем и почему?

Они жили в разное время, следовательно и речь у них разная, т.к язык все время развивается.

8.  Как речь рассказчика характеризует его в сравнении с автором? Кто ведёт повествование в главе двадцатой и что можно сказать о повествователе, наблюдая за его речью?

Совершенствуйте свою речь

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего?

Раз сказитель может передать, что думает левша, когда в 13 главе к царю идёт в стареньком озямчике, шиворот которого Платов разорвал, и не конфузится при этом, - наверное, ближе всего он  Левше. Да и потом, когда Левша в Англии будет, и путь домой... конечно, самый близкий - Левша, потому и слова  у сказителя такие, какие мог необразованный левша сказать, увидев бюы - бустры, Аполлона - аболон полведерский... А получив в подарок тёплую куртку  - скажет "с ветряной нахлобучкою" - откуда про капюшон ему знать?

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, — подумайте, какую роль они играют в произведении.

Сказ "Левша" близок к сказочному повествованию. Автор использует язык былин, повествуя о событиях. Сказочные приёмы и обороты речи характерны для сказа: повторы- «Ловил,  ловил», "вилял, вилял", "тосковал , тосковал", "говорил, говорил", выражения-"чудес посмотреть", "к приезду государеву",  "к самому Аболону полведерскому" и многие другие. Всё получается у героев, как в сказке, добро побеждает зло, но ценой смерти главного героя. Как в сказке есть поучение-не чистить ружья кирпичом, есть и испытания героя, как в сказках.

В сказе можно выделить характерную сказочную композицию:

-Зачин: Император Александр Павлович окончил венский совет,  то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть.

-Концовка: Теперь все это уже "дела минувших дней" и "преданья старины".

 Все приёмы сказочного повествования Лесков включил в сказ для создания волшебной атмосферы, придать сюжету сказочность, вроде быль, а вроде сказка. Автор сделал произведение более народным, как и сам герой Левша — это и есть народ. Приблизил своих героев к читателям, сделал язык более доступным, как в сказках.

4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

Поговорки : "Где дёшево , там и дорого "

Пословицы:" терпение и труд всё перетрут "

5. Расскажите о характере левши. Можно при этом воспользоваться следующим цитатным планом:

а) « — Горите себе, а нам некогда, — и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся»;

б) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»;

в) «...Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может»;

г) «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные»;

д) «...А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план.

Левша-человек открытый. Работник, любит труд и не отказывается даже от самых сложных задач. Не стесняется своего образа и бедности, ходит в том" что Бог послал" и при этом имеет поистине золотые руки. Предан своей Родине, и ставит ее выше всего остального. Неприхотлив, знает цену труду и своей работе. В меру скромен. Чувствует себя хорошо в родных краях и не желает их покидать.

6. Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

В словах Лескова и состоит объяснение отсутствия имени главного героя.

Нередко именем литературного героя автор некоторым образом обуславливает его индивидуальные черты. Левша - это сказка не о конкретном человеке. В сказке левша представлен как некий обобщающий образ как простого русского человека, так и русского народа  в целом. В нем соединяются лучшие качества русского народа - настоящий талант, бескорыстность, искренняя любовь к своей Родине.

Творческое задание

 Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

Толстой не ошибся, называя Лескова "писателем будущего". Лесков и сам верил, что его произведения будут жить после его смерти. Он глубоко сочувствовал и сопереживал русскому народу, жил его страданиями и проблемами, которые нашли отражение в его творениях. Он ценил и уважал русское слово, обыгрывая его, он создавал собственные неологизмы. Его произведения стали классикой русской литературы благодаря тому, что в них отразились национальный характер, нравственная красота, возможности русского человека. Его произведения отвечали идейно-эстетическим требованиям не только того времени - они до сих пор оказывают влияние на искусство, которое считает тему "народа" одной из важных и актуальных тем.

Литература и другие виды искусства

1. Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому?

На этой картине художника Кузьмина все-таки центральным персонажем оказывается Платов, а показана нам сцена, когда Платов привозит заморскую блоху тульским мастерам.

Но мы видим, что художник много внимания уделил как раз образам Левши и его товарищей. Мастера стоят на заднем плане, рассматривают блоху. Уже сейчас они горячо обсуждают, что можно придумать, чем удивить императора, как ответить английским мастерам.

Левша стоит в центре, он задумчив, он знает, что работа предстоит не простая, но совсем не обескуражен этим. Левша, да и другие мастера уверены в своих силах.

В этом изображении видится согласие художника с мнением самого Лескова, что для русского человека нет ничего невозможного.

2. Критик Лев Аннинский так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина... озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый... стиль... рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри“ его событие». Согласны ли вы с этим утверждением?

Пожалуй слово "Озорной" наиболее точно отражает то настроение, которое передают рисунки-иллюстрации художника Кузьмина в сказку Лескова "Левша". Герои сказа на этих рисунках узнаваемы и обладают именно теми чертами характера, которые вкладывал сам писатель в создаваемые им образы.

Левша получился почти красавцем, художник специально создал образ благородный и смелый, подчеркнув те черты характера левши, которые он проявил в рассказе.

Император чопорный и надменный, Платов простой казак, который любит грозить, но в душе добрый и честный, англичане хитрые и надменные.

Рисунки Кузьмина мне очень нравятся, и в них виден настоящий русский дух, который старался передать сам Лесков.

3. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?

Образ Левши, который мы видим на иллюстрациях Кукрыниксов очень сильно отличается от того образа, который например создала в своем воображении я. Здесь я вижу маленького, забитого несчастного человека, в рваных одеждах, какого-то босяка, а не великого мастера. В этом образе нет ни капельки самоуважения, это просто мужик, и может быть пропойца.

А между тем в сказе Лескова Левша фигура внушительная. Да он одет не очень красиво и может в рваном и грязном платье явится к императору, но просто потому что ему некогда думать о своей одежде. Он великий мастер и мог легко купить себе новую и красивую одежду, но ему этого не надо, ведь он живет работой. И говорит с Императором Левша почти на равных, ведь в его глазах император правит людьми, а он, Левша, правит металлом.

Мне кажется художники действительно были обижены судьбой Левши и потому показали ее таким незначительным, но тут они перегнули палку. Мне эти иллюстрации совсем не нравятся.

4. Интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссёры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ — 1924 год, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Московский Молодёжный театр В. Спесивцева — 1980 год и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» имели большой успех у зрителей. Если вы видели один из них, ответьте на вопрос: совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным?

Да совпали.

5. В старой части города Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Н. С. Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, стоит памятник Н. С. Лескову скульпторов Ю. Г. и Ю. Ю. Ореховых. Если вы видели этот памятник или его изображение (на открытках, в Интернете), ответьте на вопросы: в чём особенность этого памятника? Узнаёте ли вы героев Н. С. Лескова?

Главной особенностью памятника Лескову в городе Орел является то, что это на самом деле целая скульптурная композиция, где сам писатель сидит на скамье в окружении своих героев.

Это герои самых разных произведений Лескова - "Тупейный художник", "Соборяне", "Леди Макбет Мценского уезда", "Очарованного странника".

Есть среди героев и знаменитый Левша который показан подковывающим блоху. Его можно узнать сразу, потому что стоит Левша рядом с наковальней и держит в одной руке блоху. Рядом с Левшой стоит огромный самовар.

Это очень необычная скульптурная композиция, еще одной отличительной чертой которой оказывается наличие на заднем плане, за спиной Лескова церкви Михаила Архангела.

Это место наполнено глубоким символизмом. Сам Лесков предстает как настоящий народный художник, творец, и талант его - это талант от бога, ведь и сам Лесков был глубоко верующим человеком, да таковыми были и его герои.

Смотрите также: