ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Александр Иванович Куприн









Произведения русских писателей XX века

Александр Иванович Куприн

Чудесный доктор

Страница 15-16

 Размышляем о прочитанном

1. Как вы понимаете слова Н. С. Лескова, сказанные о рождественском (святочном) рассказе?

Святой - личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, в теистических религиях — за ходатайство перед Богом за людей. В христианстве (за исключением некоторых протестантских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, прославленный Церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле.

 

2. Какое впечатление произвела на вас история, рассказанная А. И. Куприным?

Рассказ Куприна "Чудесный доктор" тронет душу любого, кто прочитает. Удивляет отношение людей к детишкам из бедной семьи, что их просто так выгоняют только из за их внешнего вида. Как отец семьи не отчаивается и ищет любые способы для заработка, ему уже было не стыдно даже просить милостыню, ведь он думал только о своей семье. Очень восхищает то, что доктор не только осмотрел девочку, но и решил помочь семье выбраться из нищеты, он их обогрел, накормил и поставил на ноги. Такие люди заслуживают большого уважения. История вызывает сначала очень не хорошие впечатления, обиду за детей, но потом все больше восторга и гордости, что есть на свете добрые люди.

 

3. Как менялось ваше настроение, какие чувства вы испытывали по ходу чтения рассказа?

Сначала мне было невероятно жаль семью Мерцаловых, особенно главу семейства Мерцалова, потому что на его плечи легли все проблемы и заботы семьи, а у него не было никаких средств, чтобы содержать семью. Мерцалов был уволен с прежнего места работы, поэтому его семья стала жить очень бедно, а потом они переехали жить в подземелье и голодали. Очень жаль мне стало Мерцалова в тот момент, когда он уже хотел наложить на себя руки от безысходности, и в этот момент он встретил того самого доктора, который спас всю его семью. Я обрадовалась, когда у семьи Мерцаловых все наладилось.

 

4. Как вы думаете, почему А. И. Куприн опубликовал рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие»?

На мой взгляд произведение произведению рознь. А произведение с пометкой - истинное происшествие сразу читаешь с интересом, с восприятием, с переносом истории в произведении на реальную жизнь. История, которая произошла в произведении "Чудесный доктор" сказочна. Казалось бы, когда уже руки опущены и вариантов на выживание для всей семьи практически не осталось, на помощь приходит доктор, который помогает и не требует ничего взамен, и, после так же и пропадает. Лишь позже, они узнаю его фамилию по ярлыку на лекарстве.

 

5. Какие признаки святочного или рождественского рассказа присущи произведению А. И. Куприна?

Под Рождество всегда происходят чудеса, и в рассказе описано такое чудо - чудесная встреча с доктором, который помог больной девочке.

 

6. Почему писатель так подробно описывает витрины гастронома? Какие другие примеры иной, недоступной героям рассказа жизни окружают их в предпраздничный вечер в центре города?

Писатель хотел создать контраст праздника и нищеты, бедности и беззащитности семьи Мерцаловых. Красочные витрины магазинов, в которых Мерцаловым ничего не купить, потому что у них нет денег, рестораны, богатый дом, в который детей не запустил швейцар - все это примеры иной, недоступной героям рассказа жизни.

 

7. Перечитайте внимательно описание жилища Мерцаловых. Какой художественный приём воздействия на читателя использует писатель, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых?

Мерцаловы - семья из "Чудесного доктора" А.И. Куприна. Все они заболели горячкой, отец потерял работу из-за болезни. Рассказ начинается с описания украшенной к Рождеству витрины продуктовой лавки, на нее смотрят дети Мерцаловых. Затем они возвращаются домой и видят бедное жилище, где все еще болеет самый младший ребенок. Такой прием называется антитеза или контраст.

8. Какой факт биографии одного из сыновей Мерцалова свидетельствует о том, что известный врач и педагог Николай Иванович Пирогов стал для него примером для подражания на всю жизнь?

Гришка, старший сын Мерцаловых, стал  Григорием Емельяновичем, после встречи с чудесным доктором, они с братом поступили в гимназию, за казённый счёт. Затем Григорий стал банкиром, занимая ответственный пост в банке, он всегда помнил о бедных людях и занимался благотворительностью, жертвовал деньги беднякам. Помня чудесного доктора, Григорий был честен со всеми и никогда не отказывал в помощи нуждающимся.

Развиваем свою речь

Подготовьте пересказ содержания рассказа от лица одного из героев (Мерцалова, одного из его сыновей, Елизаветы Ивановны).

                  Пересказ от лица Мерцалова

С раннего утра я бегал по городу в поисках денег на лечение дочки Маруси, даже пытался попрошайничать. Но никто денег не давал. В отчаянии я бродил по городу и оказался на скамейке. Ко мне подсел мужчина. Он сначала молчал, потом стал рассказывать, что купил подарочки на Рождество знакомым детям. И я не выдержал, я сорвал свою злость от безысходности на этом человеке. Но он не обиделся и не ушел. Он добродушно отреагировал на мои крики и предложил свою помощь. Человек этот оказался доктором.

  Я привел его домой. Он осмотрел Марусю и выписал лечение, дал денег на еду и лекарства. Он нас просто спас. Доктор не назвал свое имя, но на рецепте удалось прочитать фамилию "Пирогов". Мы будем всегда впоминать с благодарностью этого человека.

Обогащаем свою речь

Рассказ учит нас сострадать, сочувствовать. Как вы думаете каково значение приставки со в этих словах? Приведите примеры других слов, в которых приставка со имеет то же значение.

Со - означает с кем-то вместе. Соболезновать, сопереживать.

Творческое задание

Найдите в фондах детской библиотеки или в ресурсах Интернета сборник святочных (рождественских) рассказов, подготовьте письменный отзыв на один из рассказов этого сборника.

                         Зощенко "Ёлка"

Когда Миньке было пять лет, он с нетерпением ждал новогодней елки. В канун праздника Минька со своей старшей сестрой Лелей проникли в гостиную, где стояла красавица елка, украшенная бусами, фонариками, яблоками и пастилками.

Леля сразу предупредила Миньку, что подарки, лежавшие под елкой, трогать нельзя, а можно полакомиться сладостями с елки. Девочка тут же сорвала с ветки пастилку и съела ее. Минька не заставил себя долго ждать, и откусил яблоко. Леля, увидев это, решила съесть пастилку и вдобавок еще конфету – она была высокой девочкой, и могла многое достать. Маленькому Миньке пришлось откусить еще кусок яблока.

Леля не собиралась отставать от брата, и съела третью пастилку, а также сорвала себе орех и хлопушку. Миньке было горько от такой несправедливости, и он чуть не заревел от обиды. Он стал тянуть к елке стул, чтобы достать сладости повыше, но стул упал прямо на подарки, разбив ручку фарфоровой куколке. Тут послышались шаги мамы, и дети убежали.

Затем пришли гости, и мама сказала, чтобы все дети подошли к ней. Она принялась каждому давать подарок и что-то вкусное с елки. Увидев надкусанное яблоко, мама подозвала Миньку и Лелю, но те принялись всю вину сваливать друг на друга. Тогда мама сказала, что Лелю поставит в угол, а паровозик, предназначенный Миньке, подарит другому мальчику. Увидев, как мальчик играет с паровозиком, Минька не выдержал и ударил его по руке. Мальчик заплакал, и его мама сказала, что Минька – настоящий разбойник и они уйдут домой. Минькина мама в ответ назвала мальчика золотушным, и посоветовала больше к ним не приходить.

Тут возмутилась еще одна мама, чья дочь получила куклу со сломанной ручкой. Минька и Леля радостно крикнули, что гости могут уходить, чтобы все игрушки достались им. Вскоре в доме не осталось ни одного гостя.

В пустую комнату зашел папа и сказал, что не хочет, чтобы его дети ссорились и выгоняли гостей, иначе они умрут в одиночестве. Он отправил детей спать и сказал, что завтра вернет подарки гостям. С тех пор прошло сорок лет, но Минька больше никогда никого не бил и не брал чужого.

Смотрите также: