ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Валентин Григорьевич Распутин

Валентин Григорьевич Распутин

Уроки доброты

Страница 93

Проверьте себя

1. Что такое духовная память, духовный опыт человека? Как вы это понимаете?

Всё что мы видим и делаем, все наши впечатления и эмоции, всё это остаётся в наших воспоминаниях. Со временем мы учимся отделать хорошее от плохого, доброе от злого, у нас появляется опыт. Жизненный опыт помогает нам делать добро, дарить радость другим, определять высшие цели и решать проблемы бытия. Доброта, сердечность, сострадание помогают нам делать правильные поступки, это наш духовный опыт, а воспоминания об этих поступках-это наша духовная память.

2. Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского » ?

Распутина заставило написать этот рассказ желание заставить порассуждать читателя о том, что такое милосердие, сочувствие, сострадание и доброта. Автор вспоминал своё детство, и герой рассказа, мальчик чем-то похож на него самого. Героиня рассказа, учительница проявила настоящее мужество, чтобы помочь мальчику таким способом выжить в те тяжёлые голодные годы. А ведь её могли осуждать за то, что она играла с учеником на деньги.

Уроки французского

Страница 126-127

Размышляем о прочитанном

1. Чем интересен для вас этот рассказ?

Мальчик не терял чувства собственного достоинства даже в самой трудной ситуации, он может послужить примером многим из нас.

2. Осуждает или оправдывает автор своего героя?

Автор оправдывает своего героя.

3. Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

Самостоятельная жизнь у мальчика началась тогда, когда он уехал из деревни в город.

Ему пришлось пройти такие испытания, как добыча денег на молоко и драки с мальчишками. Он часто был голоден и одинок.

"Но самое страшное начиналось когда я приходил из школы", - это признание означало то, что мальчику приходилось жить в ужасных условиях, дети соседки воровали у него еду, а сам он чувствовал себя одиноким и тосковал по прежней жизни в деревне.

4. Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

Мальчику нужны были деньги на пропитание, но у ребенка не было возможности их легально заработать. Поэтому он начал играть в «чику». Мальчик относился к игре не как к веселью, а как к единственному способу заработка на еду.

Для Вадика эта игра была развлечением, возможностью проявить свою власть, покомандовать ребятами.

5. Прочитайте приведённые ниже пейзажные зарисовки:

а) «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано...»;

б) «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг чёрной крапивой, упал на жёсткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал». Вспомните, какие события в жизни героя произошли в это время. Чем и почему отличаются эти картины природы друг от друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?

а) Описан день, когда рассказчик впервые выиграл в «чику».

б) Рассказ о том, как Вадик и Птаха побили главного героя и выгнали из игры за то, что он позволил себе выигрывать.

В первой пейзажной зарисовке  ясная и сухая погода, синее небо, приветливое солнце.

Во второй мрачное настроение рассказчика подчёркивает чёрная крапива, жёсткая сухая трава.

Эти детали помогают автору передать настроение рассказчика, который сначала счастлив, что у него появились деньги на молоко, а потом испытывает обиду и боль из-за человеческой несправедливости.

6. Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот приём?

В рассказе "Уроки французского" Валентин Распутин использует примем, который называется противопоставлением, когда он описывает сперва молодую и красивую учительницу французского, а сразу следом описывает внешний вид мальчика, причем его же словами.

Этот прием использован автором для того, чтобы показать не столько разницу в социальном положении учительницы и ученика, сколько для того, чтобы показать как оценивает себя сам мальчик. Он описывает учительницу аккуратной и молодой, красивой, а себя одиноким и диковатым. Видно, что мальчик восхищается учительницей, в какой-то мере боится ее, и что он стыдится своего внешнего вида. А этот стыд толкает его быть как можно более независимым.

Описание учителя и мальчика носит не столько внешний характер, сколько играет роль психологического портрета.

7. «И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.

Она видела что он старается хорошо говорить на французском языке, но всё ровно у него не выходило. Вот она и решила ему помочь.

Это было не случайно она хотела ему помочь. Ведь она видела что он был постоянно голодный. Она пыталась накормить его, чтобы он не

-Хватит, ой, хватит!-испугалась Лидия Михайловна и замахала на меня, руками как на нечистую силу, руками.- Да что же это такое?!Нет, придётся с тобой занимать отдельно.

Другого выхода нет.

8. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало её во время игры? Почему так пристально следил за игрой рассказчик? Чего он боялся? Как это его характеризовало?

Лидия Михайловна очень хотела помочь ученику, дать ему деньги, но отказывался. Поэтому она и решилась играть на деньги с учеником. Во время игры учителя выдало то, что она не старается пальцами дотянуться до монет. Тогда, рассказчик понял, что она ему поддаётся и стал пристально следить за игрой, потому что он не хотел просто так брать деньги. Он боялся того, что директор школы, который жил за стенкой, узнает о том, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги и Ее за это накажут (уволят).

Страница 127-128

 Будьте внимательны к слову

1. Обратите внимание на портреты героев рассказа:

а) «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»;

б) «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светлозелёных штанах со следами вчерашней драки.

Какую роль играют эпитеты в создании каждого конкретного портрета?

Под буквой А мы читаем описание внешности Вадика, одного из отрицательных героев рассказа "Уроки французского". Это взрослый мальчик, семиклассник и эпитетами автор показывает его физическое превосходство над ребятами, показывает почему те слушались Вадика и почему он считался у них лидером. Не по уму, но по силе - рослый, крепкий.

Второе описание относится к главному герою рассказа, мальчику без имени, и описание это показывает каким несчастным и бедным казался мальчик сам себе. Он рос почти беспризорником, ему самому приходилось всеми путями искать деньги на молоко и автор создает образ достойный жалости, объясняет этими эпитетами те чувства, которые учительница испытывала к мальчику: диковатый, тощий, неопрятный, застиранный.

2. Объясните значение приведённых ниже слов и выражений: «притайка», «не зариться», «ненароком», «так просто не попущусь», «плашмя», «французский скорк зубам приберу», «несчитово». Подберите к ним синонимы.

Притайка - оттепель ( по Далю...приталина), заначка (что-то спрятали, притаились).

Не зариться - не желать или не смотреть с завистью. (не зарься на чужое добро).

Ненароком - случайно, нечаянно (разбил ненароком).

Так просто не попущусь - так просто не позволю\не разрешу (например пословица: "Хлеб-соль не попустит врага сотворить зла").

Плашмя - пластом (упасть плашмя), плоской стороной.

Французский скоро к зубам приберу- выучу, освою..

Несчитово - не считается ("спрятался за дом - это несчитово" (игра в прятки, например)).

Страница 128

Учимся читать выразительно

Подготовьте одну из сцен в рассказе для выразительного чтения (или исполнения в лицах). Подумайте, какие интонации требуются для чтения реплик каждого из героев.

Страница 128

Сделаем выводы

1. Когда герой рассказа понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?

Прямо в рассказе Распутина не говорится, когда он понял, что учительница специально проигрывала мальчику, чтобы он мог выиграть рубль и купить молока.

Возможно, это произошло, когда он получил посылку с Кубани, где лежали красные яблоки.

Или же он мог понять это уже во взрослом возрасте.

2. Расскажите о герое по следующему примерному плану:

а) Почему мальчик оказался в райцентре?

б) Как он чувствовал себя на новом месте?

в) Почему он не убежал в деревню?

г) Какие отношения сложились у него с товарищами?

д) Почему он ввязался в игру на деньги?

е) Как характеризуют его отношения с учительницей?

а) Мальчик оказался в райцентре потому, что у него в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему нужно было уехать в райцентр  

б) На новом месте мальчик чувствовал себя не очень хорошо потому, что с ним никто не дружил, все его называли грамотеем. И ему не хватало еды, поэтому, он был голоден, но когда мама приезжала, она привозила ему еды, он наедался до сыта и потом, если что-то оставалось, он это прятал на другой день  

в) мальчик не убежал в деревню потому, что он хотел доучиться в райцентре не смотря на то, что он очень стал худым, что у него были конфликты с товарищами и учительницей французского. Он плохо произносил слова по-французски  

г) с товарищами у него сложились отношения не очень то и хорошие. Они с ним не дружили, избивали. Его Вадик и Птаха недолюбливали. Однажды, когда они играли в "Чику",произошёл случай. Вадик заметил, что, когда мальчик выигрывает рубль, он сразу же уходит. Он его остановили заставил играть дальше. Играют они, играют. Вдруг Вадик наступил на перевернувшеюся монетку. Мальчик начал возражать. Потом Птаха стал над ним издеваться. В итоге они его избили. Вот такие сложились отношения у мальчика с товарищами.  

д) Мальчик взялся за эту игру на деньги потому, что ему не хватало денег на еду. Эта игра помогала ему избавится от голода. Как только он выигрывал рубль, сразу же уходил на рынок за молоком

е) Учиельница относилась к мальчику с жалостью и хотела ему помочь, а он выслушивал её до конца и делал выводы из их разговора с Лидией Михайловной. Учительница была добрая, она понимала, что мальчику тут не по себе. он стеснялся и боялся её. Они бьли не как учитель с учеником как, а как друзья. Она ему во всём помогала, и мальчику становилось легче

3. Попробуйте самостоятельно составить цитатный план к рассказу о герое. Напишите сочинение «Портрет героя».

Цитатный план

1. «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска».

2. «Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».

3. «Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль — уже не на молоко, а на хлеб».

4. «Я шел туда как на пытку».

5. «Что ж, давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите».

6. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

4. Почему рассказ называется «Уроки французского»?

Рассказ назван так потому, что в нем повествуется о том, как учительница французского языка Лидия Михайловна помогает мальчику в учебе. Смысл рассказа в том, что учительница всячески поддерживает мальчика и заботится о нем. Она жалеет замкнутого голодного подростка и понимает его одиночество. Она подкармливает мальчика, приглашая к себе домой на дополнительные занятия. Она убеждает мальчика учиться, потому что он способный. Постепенно мальчик начинает доверять учительнице. Автор говорит о дружбе и взаимопонимании между учеником и учительницей.

Страница 128-129. Литература и другие виды искусства

1. Обратите внимание на иллюстрации к рассказу «Уроки французского». Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавьте их.

На этих иллюстрациях рассказа Распутина "Уроки французского" мы видим два ключевых эпизода рассказа, которые в чем-то похожи между собой.

На первой иллюстрации герой играет в чику с мальчишками на деньги. Он это делает не ради удовольствия или азарта, просто у него совсем нет денег и эта игра для него становится единственной надеждой на полноценное питание. Эту иллюстрацию я бы назвала "Уроки жестокости".

На второй иллюстрации мы видим как учительница учит его играть на деньги в пристенок, но в этот раз игра ведется не ради денег, а ради того, чтобы помочь бедному мальчику. Эту иллюстрацию я бы назвала "Уроки благородства".

Что касается иллюстраций других художников, то как мне кажется наиболее удачные принадлежат кисти В Гальдяева, который показал на них простого мальчишку, неприкаянного, но упрямого и честного, со своим характером.

2. Рассказ «Уроки французского» иллюстрировали разные художники. Если вы найдёте различные издания книги В. Распутина, то сможете рассмотреть, каким каждый из художников изобразил главного героя. Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрывает его характер?

В издании рассказа В. Распутина «Уроки французского» М.: Советская Россия, 1981 год  иллюстрации В. Гальдяева.  Художник-иллюстратор В. Гальдяев изображает героя рассказа худым, с острым подбородком, большими ушами и неровно отросшими волосами мальчишкой. Сюжеты иллюстраций происходят  в деревенской избе, в классе, за партой, перед Лидией Михайловной и у неё дома. По сравнению с рисунками учебника иллюстрации В. Гальдяева более живые и правдивые. Художник передаёт настроение мальчика: одиночество в райцентре, радость от того, что он пьёт молоко, смущение перед учительницей и возмущение, когда возвращает ей ящик с макаронами. В. Гальдяев особенно подчёркивает разницу между учительницей и мальчиком: у неё коротко подстриженные волосы, аккуратное платье, спокойное лицо. У него отросшие волосы, старая одежда и лицо одинокого измученного человека.

3. По рассказу «Уроки французского» режиссёром Евгением Ташковым в 1978 году был поставлен одноимённый телевизионный фильм. Посмотрите этот фильм. Понравился ли вам главный герой? Таким ли вы его себе представляли? Напишите отзыв на этот фильм.

Какое впечатление произвёл главный герой?

Володя сильный мальчик, мужественный и с твёрдым характером. Он производит впечатления человека, умеющего держать слово, не опускаться до предательства. Из Володи вырастет добрый, отзывчивый человек, с неравнодушным сердцем и готовый постоять за правду.

Таким ли вы себе представляете?

Я представляла немного другим, более худым и измождённый. В фильме тонко переданы делали образа Володи-неухоженный, лохматый, в грязной одежде. Короткие рукава пиджака говорят, что семья очень бедная, перешитые штаны отца, зашитый свитер. Герой фильма выглядит как голодные дети, в тяжёлое послевоенное время, режиссёру удалось передать тяготы и проблемы людей тех времён.

Страница 129. Фонохрестоматия

«Уроки французского»

1. Помогло ли вам чтение актёра более зримо представить героев рассказа?

 Я прочитала произведение "Уроки французского" и решила послушать его в исполнении актера и сравнить свои впечатления. На самом деле я не очень люблю, когда человек читает книгу вслух, так как в таком случае отсутствует свобода воображения. Мне гораздо удобнее самой читать произведение и по-своему представлять разные моменты. Мне так легче создать в голове образ героя во время чтения, поэтому нет - не помогло.

2. Какие черты характера Лидии Михайловны и директора стали для вас понятнее после прослушивания фонозаписи? Почему?

Лидия Михайловна – учитель французского языка и классный руководитель главного героя. Ей около 25 лет. Она – умная и красивая девушка. Лидия Михайловна – заботливый и внимательный учитель. Она следит за жизнью своих учеников и вникает в их проблемы. Она помогает главному герою зарабатывать на еду, когда он голодает.

3. Подготовьте пересказ событий, описанных в рассказе, от лица Лидии Михайловны, передав её переживания, сомнения, объяснения поступков, которыми она пыталась помочь ученику.

Я пришла работать в школу учителем французского языка. В моем классе был мальчик. Он был плохо одет, худ и мрачен. И с французским у него была беда... Я решила помочь бедному ученику и начала с ним заниматься. Сначала в школе, а потом дома. Выяснилось, что он живёт 1. Все его родственники в деревне. А еще он играл с ребятами на деньги. Я не хотела его ругать. И поэтому тоже стала с ним играть, тем самым помогая ему с деньгами. Ведь у него бедная семья.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: