ГДЗ по литературе 6 класс учебник Коровина, Полухина Гомер

Гомер

Страница 183

 Проверьте себя

1. Что явилось источником поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»?

Источником поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея" явились древнегреческие мифы о троянской войне (причиной которой стало похищение троянским царевичем Парисом Елены - жены спартанского правителя), а также - о возвращении Одиссея (правителя Итаки, сражавшегося на стороне спартанцев) домой после этой войны.

2. Кто из русских поэтов переводил поэмы «Илиада» и «Одиссея»? Познакомьтесь самостоятельно с поэмами Гомера.

Самые лучшие переводы на русский поэм "Илиада" и "Одиссея" принадлежат Н. И. Гнедичу (талантливому поэту начала XIX в.) и В. В. Вересаеву (писателю конца XIX - первой половины ХХ в.).

3. Какие события легли в основу этих поэм?

В основу этих поэм легли события Троянской войны.

«Илиада» героическая поэма, в которой повествуется  о событиях 10-го года войны между Ахиллом и Агамемноном.

«Одиссея» –  поэма. В ней рассказывается о событиях, происшедших после окончания войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников Одиссея, царя Итаки, и о его многочисленных приключениях.

4. Расскажите о главных героях поэм — Ахилле и Одиссее.

Ахилл (Ахиллес) - отважный воин, который не думает о смерти, будучи фактически бессмертным. Гордый и уважаемый своими товарищами за смелость он всегда в центре битвы.

Одиссей - человек, который понимает, что война - это не все, что есть в жизни. Понимая, что его ждут дома, он всеми путями пытается вернуться к семье.

5. Чем отличаются античные боги-олимпийцы от людей в изображении Гомера?

В описании Гомера перед нами предстают образы самых разных богов - Зевса и Афины, Гефеста и Посейдона. Все они оказываются наделены сверхъестественными силами, но при этом почему-то совершенно человеческими чертами характера. Среди них точно также как среди людей, происходят ссоры, они злятся и стремятся отомстить. Боги отличаются от людей только тем, что будучи богами обладают бессмертием и повелевают страшными силами. Но внешне, когда боги спускаются на землю, их можно и не отличить от простого человека.

6. Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы (на выбор), сохранив особенности ритма гомеровского эпоса.

Творческое задание

Подготовьте устные иллюстрации к поэмам Гомера (описание внешности героев, описание местности, на которой происходят события, и т. д.)

Илиада

Страница 191

Размышляем о прочитанном

1. В тексте поэмы Гефест, создающий щит для Ахиллеса, называется художником. Согласны ли вы с таким определением мастера? Аргументируйте свой ответ.

Любой человек или бог, создающий что-то своим мастерством - художник. Гефест по праву называется в тексте поэмы художником.

2. Как представления древних греков о Вселенной отражены на щите Ахиллеса?

Представления древних греков о Вселенной были достаточно правильными, их мы можем найти в "Иллиаде" Гомера. В этом произведении подробно описаны представления о Вселенной. По середине щита были расположены земля, море, небо, также солнце, месяц и созвездия. Также изображена медведица, которую обычно называли повозкой. Говорится о медведице так: "Ходит по небу она и украдкой следит Ориона, И лишь одна непричастна к купанью в волнах Океана". Щит окаймляет полоса белого цвета, которая символизирует мировой океан.

3. Сравните описания мирного города и осаждённого неприятелем. Каково отношение автора к картинам мирной жизни и сценам войны? При ответе используйте цитаты из текста поэмы.

Гомер любуется порядком в первом городе:

"В первом и пиршества были, и свадьбы.

Из теремов там невест провожали чрез город при свете

Факелов ярких и звучный кругом гименей распевали.

Юноши в плясках кружились, и громко средь них раздавались

Звуки весёлые флейт и форминг.

И дивились на пляски

Женщины, каждая стоя в жилище своём на пороге.

Множество граждан толпилось на площади города. Тяжба

Там меж двоих из-за пени была за убитого мужа.

Клялся один пред народом, что всё уже отдал другому,

Тот отрицал, чтоб хоть что получил от убийцы в уплату.

Оба они обратились к судье за решением дела.

Криками каждый кругом своему приходил на поддержку.

Вестники их успокоить старались. На тёсаных камнях

В круге священном сидели старейшины рядом друг с другом.

В руку жезлы принимали от вестников звонкоголосых,

Быстро вставали и суд свой один за другим изрекали.

Два золотые пред ними таланта лежали в средине,

Чтобы тому передать их, кого они правым признают."

Описание второго города ужасает:

"Город второй с обеих сторон осаждали два войска,

Ярко блистая оружьем.

В решенье они колебались:

Или весь город разрушить, иль, сколько богатства хранится

В городе этом прелестном, на две разделить половины.

Те не сдавались ещё и готовились к тайной засаде.

Стену, стоя на ней, охраняли их милые жёны.

Дети, также мужчины, которыми старость владела,

Сами ж пошли. Во главе их — Apec и Паллада-Афина,

Оба из золота и в золотые одеты одежды,

Оба в оружье,— большие, прекрасные; истинно — боги!

Ясно зачетные, люди вокруг были ниже намного.

К месту пришли, где всего им удобней казалась засада:

На берегу у реки, где обычно скотину поили.

Там они сели на землю, блестящей одетые медью.

Двое лазутчиков спереди сели, отдельно от войска,

И выжидали прихода овец и коров тяжконогих.

Вскоре они показались; свирелью себя услаждая,

Гнали спокойно их два пастуха, не предвидя коварства.

Те же, едва увидав, устремились на них из засады

И захватили коровьи стада и густые отары

Сереброрунных овец, а их пастухов перебили.

В стане, едва услыхала смятенье и шум возле стада

Стража, стерёгшая площадь, тотчас на коней быстроногих

Все повскакали, помчались и, берега быстро достигнув,

К битве построились возле реки и в сраженье вступили.

Яро метали друг в друга блестящие медные копья.

Там и Смятенье, и Распри теснились, и грозная Кера;

Раненых жадно хватала она, и не раненых также,

За ноги трупы убитых из битвы свирепой тащила;

Кровью людскою вкруг плеч одежда её обагрялась.

Воины в свалке, как будто живые, теснились и бились,

И напрягались отнять другу друга кровавые трупы."

Страница 191. Творческое задание

Как вы думаете, почему на щите героя Гефест изобразил сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Гефест выбрал для щита именно эти сцены, потому что главная задача героя - защищать народ. Пока кто-то будет стоять на страже, люди смогут спокойно трудиться, сажать пшеницу, собирать урожай. Если есть надежный защитник, никто не беспокоится о будущем, молодые могут жить спокойно, веселиться, танцевать, создавать новые семьи, а круговорот жизни при этом никогда не остановится.

Одиссея

Страница 204. Размышляем о прочитанном

1. Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал?

Одиссея насторожило, что пещера была огромная, и в ней жил страшный циклоп. Одиссей опасался за себя и свою команду.

2. Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа? Ведь в этом не было особой нужды?

Греки верили, будто все в мире совершается по воле богов, что все живущие должны чтить эту волю. Считалось, что боги требуют соблюдать закон гостеприимства и тот, кто нарушает его, может прогневить богов. Возможно, Одиссей остался на острове и ждал циклопа, надеясь на богатый подарок, который по обычаю преподносили путешественникам, чтобы не разгневать богов.

3. Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками? Найдите эпитеты и сравнения, характеризующие его.

4. Как встретил циклоп гостей? Какое впечатление произвёл? Прочитайте соответствующие строки.

Циклоп не ждал гостей и встретил их грубо. Голос его напугал путников:

«...у каждого замерло милое сердце:

Голос гремящий и образ чудовища в трепет привёл нас».

5. Гомер называет Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «постоянным в бедах», «богоравным». Как Одиссей оправдывает это в эпизоде с циклопом Полифемом?

Одиссей в первой беседе с Полифемом говорит, что корабль разбит и только им удалось спастись. На самом деле это не так.  Одиссей придумывает себе имя Никто, и эта выдумка спасает героев от других циклопов. Одиссей придумывает напоить циклопа вином, вытесать кол из дубины Полифема и воткнуть спящему Циклопу в глаз. Потом он привязывает людей под баранами и выводит их из пещеры, так же выбирается и сам.

6. Каким предстаёт Одиссей в этом повествовании? Какие его качества особенно подчёркиваются?

Хитрым, смелым, отчаянным

Все его качества выше перечисленные потому что он смог одолеть всех на пути врагов, также несмотря на то, что его считали мёртвым, он всё таки смог вернуться домой к Пенелопе и убить всех сделав хитрый план

7. Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга?

Между Гераклом и Одисеем можно найти много общего. Эти великие воины, которые при жизни стали легендами, которых любили и почитали. Оба героя выходили сухими из всех опасностей. При этом Одисей побеждал благодаря своей хитрости, а Геракл побеждал упавая на свою божественную силу. И тому, и другому некоторые боги вредили, другие помогали, но если у Геракла была постоянная заступница Афина, то у Одисея такого бога не было

8. Каково отношение автора к своему герою?

Автор относится к своему герою с любовью и пониманием.

9. Обратите внимание на некоторые повторы, которые встречаются в тексте поэмы, например: «С трепетом сердца мы ждали явленья божественной Эос: Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Найдите другие примеры повторов и постарайтесь объяснить их роль.

Повторения:

«Люди мои собралися и, севши на лавках у вёсел,

Разом могучими вёслами вспенили тёмные воды...»

«Сел он и маток доить принялся надлежащим порядком,

Коз и овец; подоив же, под каждую матку её он

Клал сосуна».

Роль повторений в том, чтобы показать периодически повторяющиеся действия, например наступление утра, дойку животных, отбытие корабля.

10. Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея?

И легендой, и мифом.

Страница 204. Учимся читать выразительно

Выберите отрывок и подготовьте его для выразительного чтения. Постарайтесь при чтении передать особый ритм гекзаметра.

Страница 205. Литература и другие виды искусства

1. Подготовьте устный рассказ по одной из иллюстраций к эпизоду «Одиссей у циклопа Полифема». Обратите особое внимание на внутреннее напряжение героев, их чувства и переживания.

На этой иллюстрации мы видим тот самый момент, когда вернувшийся в свою пещеру циклоп замечает Одиссея и его спутников и спрашивает, кто они такие.

Когда Одиссей и его спутники увидели какого размера циклоп им стало очень страшно. Наверное только Одиссей не потерял присутствия духа и мог храбро отвечать на вопросы циклопа.

Герои забились в дальний угол пещеры, но циклоп все равно заметил их и принял за воров. Поэтому он говорил с героями угрожающим тоном. Одиссей пытался вразумить циклопа, грозя ему карами богов и упоминая имя Зевса, но циклоп отвечал, что здесь ему нет дела до богов.

Герои стоят в напряженной позе, они держат наготове копья, хотя понимают, что против такого огромного чудовища их оружие не более чем швейные иголки. Циклоп же сразу стал прикидывать, кого бы съесть первым.

2. Какие кинофильмы, телефильмы, мультфильмы на тему поэмы Гомера «Одиссея» вам известны? Какие из них произвели на вас впечатление?

Фильм А. Михалкова-Кончаловского «Одиссея».

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: