ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 страница 113-144









ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов

Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф

 

Страница 113

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.В. ЛОМОНОСОВА

1. Объясните значение слова привилегия, подберите к нему синонимы.

Право, преимущество, вольность, льгота, прерогатива, экскуссия.

Значение слова - преимущественное право, предоставляемое кому-либо в отличие от других

2. Какими словами М.В. Ломоносов характеризует кузнечика? Подумайте, почему поэт представляет кузнечика воплощением беззаботного существования.

"презренна тварь", "царь", "ты ангел во плоти", "беззаботен", "не просишь ни о чём, не должен никому".

Мне кажется, что поэт представляет кузнечика воплощением беззаботного существования, потому что это насекомое порхает, всегда у него есть еда, кров, ему не надо задумываться о каких-либо проблемах. Его жизнь легка.

3*. В стихотворении содержится противопоставление презренна тварь — царь. В чём его смысл?

Смысл противопоставления презренна тварь - царь в том, что кузнечик на первый взгляд просто маленькое травоядное насекомое - букашка, но живет он легко, порхая, беззаботно, везде всё его, ничего никому он не должен.

Смысл противопоставления «презренна тварь» - «царь» состоит в том, что тварь презренна для тех, кто в суете жизни не видит ничего, кроме своих эгоистических интересов, кто отказался от свободы в погоне за земными благами. Царь для тех, кто более всего ценит свободу (кузнечик ничего не просит, никому ничего не должен).

4. Найдите в стихотворении риторическое обращение. Какую роль оно играет в передаче смысла произведения, в его композиции?

Риторическое обращение в стихотворении М.В. Ломоносова:

"Кузнечик дорогой"

Риторическое обращение в данном стихотворении служит для выражения отношения к кузнечику, для усилинеия выразительности речи. Подчёркивает тоску лирического героя по свободе, которой наделён маленький кузнечик.

Риторическое обращение «кузнечик дорогой» подчёркивает тоску лирического героя по свободе, которой наделён маленький кузнечик. Беззаботности кузнечика противопоставлено состояние усталости от забот лирического героя.

5. Выпишите из стихотворения риторическую фигуру, которая передаёт восторг и восхищение автора свободной и беззаботной жизнью кузнечика.

"Ты ангел во плоти, иль лучше - ты бесплотен!"

 

6. Выпишите из стихотворения рифмующиеся слова. Какая рифма не соответствует современным нормам произношения?

Кузнечик дорого́й, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одаре́н!

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,

Но в са́мой истине ты перед нами царь;

Ты ангел во плоти́, иль, лучше, ты безплотен!

Ты скачешь и поёшь, свободен, беззаботен,

Что видишь, всё твоё; везде в своём дому,

Не просишь ни о чём, не должен никому.

 НЕ соответствует современным нормам рифма БЛАЖЕН - ОДАРЕН.

В современном языке произносим ОДАРЁН.

 

7*. Обозначьте приставки в словах бесплотен — беззаботен и определите значение этих слов. Подумайте, случайно ли М.В. Ломоносов ввёл эти слова в рифму.

Бесплотен - бес - приставку можно опустить, вносит неосознанно отрицательный смысл в душу и т.п.

Беззаботен - без -  Подразумевающую отсутствие чего-либо

8. Что воспевает поэт в этом стихотворении? В чём он видит счастье, блаженство?

Он воспевает о королеве, мол её люди могут не любить за какие-либо поступки, но она все таки царь правит народом. Она свободна и беззаботна в этом мире живет хорошо много нарядов, вкусная еда, наслаждении, наслаждается медвяною росою, кушает вкусно, жизни наслаждается, палаты дворцы -препровождаешь жизнь меж мягкою травою

9. Чем заканчивается стихотворение? Как вы понимаете последние строки? Весёлое или грустное это стихотворение? Послушайте запись выразительного чтения этого стихотворения . Как вы думаете, удалось ли чтецу верно передать настроение произведения?

Стихотворение заканчивается строчками: "Не просишь ни о чём, не должен никому". Стихотворение грустное. Чуствуется тоска и стремление человека к внутренней свободе и невозможности её обретения в земном существовании. Не только и не столько о беззаботном кузнечике думает он, сколько о предстоящих тяжёлых борениях за главное дело жизни - российскую науку, судьба которой зависит от воли императрицы. Таким образом, стихотворение заключает в себе тайный, скрытый смысл.

Страница 116

Вопросы и задания 

1. Расскажите о М.В. Ломоносове, опираясь на статью учебника и репродукцию портрета, созданного художником Л.С. Миропольским.

Ломоносов был человеком образованным . Он одевайся по последней моде.

2. Каким в изображении М.В. Ломоносова предстаёт Пётр I? Что особенно привлекает в императоре поэта, какие его заслуги перед Россией подчёркнуты в стихотворных строках («Се образ изваян премудрого героя...»)?

В художественном изображении Петр 1 предстает существом высшего порядка, образ его грандиозен и принимает вид полубога: «Кругом его из облаков гремящие перуны блещут,и, чувствуя приход Петров, дубравы и поля трепещут».

 

3. Обратите внимание на средства художественной выразительности в стихах М.В. Ломоносова, назовите их.

Инверсия: Охотник где не метил луком,древа отягощают),

Эпитет : глубокие (леса),жирна мгла , тучных гор ,(воздух к нам)густой

Олицетворения: Прекрасны летни дни, сияя наисходе, Богатство с красотой обильно сыплют в мир; Надежда радостью кончается в народе; Натура смертным всем открыла общий пир. Созрелые плоды древа отя­гощают И кажут солнечным румянец свой лучам! И руку жадную пригожством при­влекают; Что снят своей рукой, тот слаще плод устам

Метафо­ра : (общий пир)

Синекдоха : и руку жадную пригожство привлекают

Сравнение: Так Нил смиренно протекает, брегов своих он не терзает, но пользой выше прочих рек: своею сладкою водою, в лугах зе­лёных пролитою, златой даёт Египту век

Перифраз: Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина... рука господня

 

4. Подготовьте для выразительного чтения фрагмент из оды «На взятие Хотина».

5. Вы познакомились с несколькими произведениями М.В. Ломоносова, узнали некоторые сведения о нём. Сформулируйте вывод о том, почему Ломоносова называют энциклопедистом.

Энциклопедистом мы называем человека действительно обширных познаний в самых разных отраслях науки. Причем знания эти не должны быть поверхностными, а действительными и глубокими.

Михаил Ломоносов как раз был таким самородком. Он отметился в самых разных отраслях знаний и везде сумел создать что-то новое, свое.

Так он занимался молекулярно-кинетической теорией и объяснял возникновение теплоты движением атомов и молекул.

Ломоносов наблюдал Венеру и выявил наличие атмосферы у этой планеты.

Он сумел получить твердую ртуть, тем самым доказав, что это металл.

Ломоносов формулировал закон сохранения массы, он занимался физической химией, он объяснял возникновение атмосферного электричества.

Кроме того, Ломоносов занимался написанием стихов, истории России, географических атласов, изготавливал цветное стекло и создавал мозаики.

Это был самый настоящий ученый-энциклопедист.

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский

Светлана

Страница 138

Вопросы и задания 

1. Что вы знаете о личности и творчестве В.А. Жуковского? Каким поэт предстаёт на портрете, написанном К.П. Брюлловым?

 Я знаю, что В.А. Жуковский - русский поэт. Его считают одним из основоположников романтизма именно в России. Перу Василия Андреевича принадлежит не одна баллада, элегия, песня и романс. Мне также известно, что поэт занимался переводами и выпускал критики на литературные произведения. Таким образом, деятельность Василия Андреевича очень широка и разнообразна. Мое любимое произведение автора "Светлана", которое поражает своей самобытностью. В балладе меня привлекают эпизоды гадания, которые отличаются таинственностью и волшебством.

Глядя на портрет Брюллова, я представляю Жуковского как человека умиротворенного и гармоничного. Он сложил руки на коленях, его голова склонена набок. Кажется, что поэт кого-то внимательно слушает или же размышляет о будущих произведениях. Все линии мягкие, плавные. Нет и намека на злость, жестокость. На портрете мы видим лишь глубину мысли и мягкость поэта.

2. О чём говорится в самом начале баллады «Светлана»? Что вы знаете о гаданиях?

В самом начале баллады "Светлана" говорится о девушках,гадающих в крещенский вечер.
В балладе В.А.Жуковского «Светлана» перечислены самые распространённые гадания и приметы.
«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый. Направление должен был указать носок обуви.
«Снег полоть» - подбрасывать снег вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно, быть девушке скоро замужем. Если при этом лает собака, то тонкий лай говорит о красивом муже, глухой и сердитый – о неказистом.
Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался весёлый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. А если хозяева приметят, что их подслушивают, и при этом скажут: «Гроб да могила да ободранная кобыла» - быть несчастью.
Кормили счётным курицу зерном» и считали, сколько зёрен склюёт. Чётное число – желание сбудется, нечётное – увы.
«Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, если напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти. Изображение, похожее на дом, предрекает хорошее хозяйство; склонившиеся растения или деревья – грусть, прямые – радость; развалины города – к измене.
Подблюдное гадание было одним из самых распространённых. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После каждой такой песни блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.
Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, а в нём должен был появиться суженый…
Все названные детали создают неповторимую картину русского национального быта.

3. Как совмещается реальное и фантастическое в тексте? Какими приёмами это достигается?

Реальное и фантастическое в балладе "Светлана" Жуковского совмещается вполне гармонично. Из реальности Светлана попадает в другой фантастический мир под названием "сон". Реальность в этой балладе есть в начале и в конце произведения. Композиция произведения полностью фантастическая. Во сне Светлана видит то, что она не хотела бы в реальной жизни. После сна она пробуждается и понимает, что это был сон. Но ей очень тревожно, потому что она боится, что сон вещий. В развязке баллады все встаёт на свои места, и к Светлане приезжает ее жених целый и невредимый.

 

4. Чем заканчивается баллада и в чём смысл такого финала?

В финале, несмотря на плохие предчувствия, Светлана все-таки встречается со своим суженым. Финал произведения торжественный и светлый. На протяжении долгого времени девушка оставалась верной своему чувству, поэтому в награду за это получила земную любовь.

5. Найдите в тексте «Светланы» завязку, кульминацию и развязку.

Экспозиция-гадания девушек.

Завязка-Тоска Светланы и одна, перед зеркалом.

Развитие действия-Явление жениха, поездка в санях, церковь и отпевание, хижина, гроб на столе, жених мертвец, белый голубок.

Кульминация-Крик петуха, весь ужас был сном.

Развязка-Звон колокольчика, приезд жениха.

Эпилог-Жених ведёт Светлану под венец.

 

6*. Как вы понимаете слова автора «Лучший друг нам в жизни сей / Вера в Провиденье»?

Это цитата из баллады Жуковского "Светлана":  

"Лучшей друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье - лживый сон; Счастье - пробужденье".  

В балладе рассказывается о том, что Светлана гадала вечером на Крещенье, а потом уснула. Ей приснился страшный сон, в котором она видела своего любимого мертвым. Когда девушка проснулась, то узнала, что ее любимый приехал и все хорошо. Поэтому Жуковский этими строками дает понять, что нужно верить в лучшее, верить в свою судьбу (божью волю, провидение). "Благ зиждителя закон", то есть закон Бога добр, и несчастья проходят как сон, а после наступает пробуждение, то есть счастье.  

 

Живое слово 

1. Перескажите подробно содержание сна Светланы.

2.Подготовьте выразительное чтение всего произведения, подчеркнув интонацией реальные и фантастические моменты событий. Послушайте запись выразительного чтения заключительного фрагмента баллады.

 3*. Подготовьте сообщение о святочных гаданиях, прокомментируйте строки в начале баллады, где речь идёт о действиях гадающих. Вы можете оформить своё сообщение в виде компьютерной презентации.

Смотрите также: