ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 страница 145-255









Александр Сергеевич Пушкин

Страница 145

Вопросы и задания 

1. Подготовьте цитатный план к рассказу о детстве и лицейских годах А.С. Пушкина.

1. Императорский царской сельский лицей, предназначен для обучения, воспитания дворян.
2. Август 1811 поступление в лицей.
3. 19 октября 1811 года открытие лицей.
4. Правила поведения и распорядок дня
5. Благоприятная атмосфера для развития творчества.
6. В лицеи царил культ товарищества.
7. Друзья Пушкина : Антон Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, Малиновский и д. р.
8. Отечественная война 1812- национально патриотический подъём.
9. Выпуск лицея.

2. Определите значение следующих слов: культ, прогрессивный.

1. Культ - это поклонение, религиозное почитание Богу.

2. Прогрессивный - это постепенно увеличивающийся, стремящийся к изменениям, прогрессу.

3. Мемуарист - это автор мемуар.

3. Какие важные события произошли в жизни Пушкина-лицеиста?

Когда Пушкин переходил уже на четвертый курс, то к ним в лицей приехал знаменитый Державин. Тогда Александр Сергеевич перед ним прочитал свое патриотическое стихотворение "Воспоминание о Царском селе". Державин был в восхищении от этого стихотворения, а Пушкин как только его дочитал, то сразу убежал, так он сильно волновался. Именно после этого случая Александр Сергеевич был признан первым поэтом лицея. Слухи о его даровании уже просочились за стены лицея.

 

4. Что вам показалось особенно интересным из воспоминаний А.С. Пушкина о Г.Р. Державине? Охарактеризуйте чувства юного Пушкина, читающего в присутствии Державина свои стихи.

Особенно интересным из воспоминаний А.С. Пушкина о Г.Д. Державине мне показался эпизод, где Державин принимал экзамен. Его очень утомили экзамены, он дремал, пока не начался экзамен по русской словесности. И тут он преобразился. Он слушал с живостью необыкновенной, глаза заблистали: он преобразился весь. Державин был в восхищении от прочтения Пушкиным стихотворения собственного сочинения "Воспоминания в Царском Селе".

Пушкин читал стихотворение с волнением "голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал."

5. Сравните гравюрные портреты А.С. Пушкина, созданные Е.И. Гейтманом и В.А. Фаворским. В чём, по вашему мнению, своеобразие каждого портрета?

я считаю что Пушкин гений! У него был загадочный взгляд... у него были кудрявые богатые волосы ... овальное лицо ...       И постоянно задумчивые глаза ... Когда я смотрю на этот портрет я думаю что А.С.Пушкин уже придумывает прекрасную сказку или очередную поэму... роман...

6*. Что представляет собой Лицей в наши дни? Подготовьте небольшое сообщение.

я учусь в лицее.

лицей, сейчас - это не как раньше, приличное место для детей богатых, а как школа, только с большими налогами, ужасным образованием и некультурными детьми!

Зимнее утро

Зимний вечер

Страница 147

Возвраящаясь к теме 

В каком стихотворении А.С. Пушкина, изученном вами в 5 классе, воссоздан зимний пейзаж? Каким настроением наполнено это стихотворение?

"Зимнее утро"

в этом стихотворение А.С. Пушкин описывает изящество зимнего пейзажа, произведение состоит из контрастов.

стихотворение наполнено свежестью зимней природы, таким образом, произведение приносит только положительные эмоции

Вопросы и задания 

Постарайтесь самостоятельно охарактеризовать стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер» по данному примерному плану.

План

1. Тема и основные мотивы стихотворений. (Необходимо вспомнить определение понятий «тема» и «мотив».)

2. Образный мир и его краткая характеристика.

3. Средства художественной выразительности и их роль.

4. Мир переживаний, представлений и чувств — пафос стихотворений. Послушайте записи выразительного чтения этих стихотворений и определите, насколько точно переданы чувства лирического героя.

"Зимнее утро"
1. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин передает свое восхищение зимним пейзажем за окном. Мотив единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
2. Главным образом стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» является образ прекрасной зимней природы. Поэт восхищается красотой ясного зимнего дня, чистым зимним небом, блеском снега, прозрачным льдом реки.
Вторым значимым образом в этом произведении является образ его возлюбленной, «красавицы», которую он именует «звездой севера», то есть самым прекрасным, что есть в этих краях.
Третий образ — это образ суровой зимы, когда «вьюга злилась», «мгла носилась» и на небе была «мрачная луна. Но сегодня это все позади.
Четвертым образом этого стихотворения является образ уютного дома, когда огонь потрескивает в печи, в комнате тепло, и она залита утренним светом.
Пятым образом является образ «нетерпеливого коня», который является символом свободы, радости и раздолья.
3. Средства художественной выразительности, относящиеся к описанию утра: эпитеты день «чудесный», под небесами «голубыми», лес «прозрачный», блеск «янтарный», метафора снег лежит «великолепными коврами».
Средства художественной выразительности, относящиеся к описанию вечера: олицетворение «вьюга злилась», «мгла носилась», эпитеты тучи «мрачные», на небе «мутном».
4. Поэт изображает картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

Зимний вечер
1. Темой стихотворения «Зимний вечер» служит зимний пейзаж разыгравшейся метели. А мотив стихотворения скрывается в его отношении к няне. Это любовь, привязанность к ближнему.
2. В стихотворении «Зимний вечер» поэт передаёт образ зимы и настроение, которое навеял ему этот ненастны зимний вечер.
В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью. И внезапно, в третьей строфе появляются светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.
3. Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей».
Эпитеты – «кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».
Сравнения – «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».
4. Автор передает настроение, которое навеял ему ненастный зимний вечер. Стихотворение помогает увидеть душевное состояние лирического героя. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томительной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни. В стихотворении «Зимний вечер» звучит призыв поэта не покоряться судьбе, а продолжать борьбу с жизненной «бурей».

 

Страница 153

Вопросы и задания 

1. Составьте схему ямбической стопы. Как выглядит схема хорея?

Схема ямбической стопы -/

Схема хорея /-

В ямбе ударение падает на второй слог, а в хорее на первый.

2. Определите размер следующих стихотворных строк:

а) «Мороз и солнце; день чудесный...»;

б) «Мой первый друг, мой друг бесценный...»;

в) «Подруга дней моих суровых...».

а) -/ - /- / -/- двусложный размер, ударение на втором слоге, значит это ямб

б) - /- / - / -/- двусложный размер, ударение на втором слоге, значит это ямб

в) -/- / -/ -/- двусложный размер, ударение на втором слоге, значит это ямб

 

Дубровский

Страница 158

Вопросы и задания 

1. Расскажите о творческой истории романа «Дубровский».

История создания При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других». В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года. Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

2. Прочитайте определение жанра романа. Можно ли утверждать, что роман отличается от других эпических жанров только своим объёмом?

Ни в коем случае нельзя утверждать, что роман отличается от других эпических жанров только своим объемом. Это лишь один из отличительных признаков. Помимо этого в романе более широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров персонажей, большое внимание уделяется изображению внутреннего мира героев: их переживаний, эмоций, душевного состояния. Также от других этот жанр отличает многоплановость сюжета, большие временные рамки и наличие не только основной сюжетной линии, но и побочных.

 

Страница 251-254

Вопросы и задания 

1. Вы прочитали о том, что послужило основой романа «Дубровский». Как вы думаете, почему автор решил дать другие фамилии своим героям и назвать своё произведение «Дубровский», а не «Островский»?

Основой романа послужил случай, произошедший с одним бедным помещиком по фамилии Островский. Также, как и в сюжете романа Пушкина, некий богатый помещик судился с Островским и присвоил себе его имение, а Островский стал разбойником вместе со своими крестьянами.

Пушкин решил не заострять внимание на реальных людях, с которыми случилась эта история, и не назвал их реальные имена из уважения к ним, поэтому в своём романе он поменял имена на вымышленные.

 

2. Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея?

Роман мне безусловно понравился, и он теперь является одним из моих любимых произведений.

3. Что выделяло Троекурова и Дубровского из среды других помещиков? Каково отношение автора к каждому из них и как это проявилось?

Троекуров был жадным, избалованный, строгим, своенравным, распущенный, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи все обеспечивает ему вольготную жизнь. Т. проводит время в обжорстве, пьянстве, сластолюбии. Унижение слабых, вроде травли зазевавшегося гостя медведем, вот его удовольствия.

 

Хотя Троекуров и Дубровский ровесники, воспитанные одинаково, оба сходствовали отчасти в и характерах и в наклонностях. Но все таки Дубровский был, нетрепливым, решительным. Не добился карьеры, принадлежал к обедневшему дворянскому роду. В его владении только одна небольшая Кистеневка с разрушенными домами да березовая роща.

Ему тоже присуще быть гордым, но его гордость иная. Она появилась от чувства бедности и ущемленного самолюбия. Этим можно объяснить завышенные требования к окружающим и показное самолюбие. Отец Дубровского не терпит унижения, никогда никого не унижает, и соответственно, требует от близких того же. Крепостные не лебезят передним, они его уважают и почитают. Ведь не просто же они предпочитаютразбой, а не житье под крылом Троекурова. Отношения автора к Троекурову конечно же отрицательное, а к Дубровскому положительное. У них очень яркие характеры, полные противоположности. А вообще Троекуров был жадным, злым, а Дубровский более спокойным, мудрым и любил охоту!

4. Расскажите о ссоре Дубровского и Троекурова. На чьей стороне автор? Кто виноват в ссоре?

Дубровский был на псарне у Троекурова. Псарь сказал, что собакам хозяина живется лучше, нежели некоторым дворянам Дубровский посчитал, что это намек на него молча уехал. Затем прислал Троекурову письмо с просьбой прислать к нему псаря для наказания. Троекуров вскипел и решил отомстить старому приятелю. С помощью продажного суда ему сие удалось.

В ссоре виноваты оба.

Автор на стороне справедливости, ибо суд был неправедный, да и Троекуров чувствовал свою вину и даже ездил к соседу мириться.

5. Какова причина принятого судом решения? Как относятся Дубровский и автор к постановлению суда?

Причина обычна - состав суда, судейские работники соблазнились на взятки и, по своему трактуя закон и пользуясь тем, что документы по имению у Дубровского сгорели, а сам он надеялся только на торжество закона, вынесли решение не в его пользу.

6. Кто вызвал Владимира Дубровского домой и почему? Что вы могли бы рассказать о характере младшего Дубровского? Меняется ли он на протяжении романа?

Владимира Дубровского вызвала няня отца Владимира, которая ухаживала когда то и за самим Дубровским младшим, для того что бы сын навестил больного, умирающего отца.Дубровский младший целеустремлённый, воспитывался в кадетском корпусе, был так же расточителен и честолюбив. На протяжении романа он стал романтичным и немного "мягким".

7. Зачем автор вводит в речь Антона пословицы: «Плетью обуха не перешибёшь», «Было бы корыто, а свиньи–то будут», «На чужой рот пуговицы не нашьёшь»? Дайте письменно истолкование любой понравившейся вам пословицы. Как, судя по пословицам, простые люди отнеслись к ссоре господ? Какие черты народного характера раскрываются автором в образе Архипа?

Пословицы помогают понять характер героя, его отношение к ситуации. Используя народный фольклор в речи Антона сцена приобретает необыкновенную выразительность. Антон из простого русского народа и речь его наделена народным колоритом. Каждая пословица и поговорка несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно почувствовать не только время, о котором идет повествование, но и разобраться в характерах героев и лучше понять замысел Пушкина.

"Плетью обуха не перешибёшь" - Невозможно сделать больше того, на что способен, затраченные силы уйдут впустую, бесполезно что-либо делать.

"Было бы корыто, а свиньи-то будут" - Если есть, чем воспользоваться, всегда найдутся и желающие.

"На чужой рот пуговицы не нашьёшь" - Людям не запретишь говорить.

Судя по пословицам, простые люди на стороне Дубровского, но понимают всю несправедливость и безвыходность ситуации, что деньги и власть Троекурова победят бедного порядочного Дубровского.

Архип – кузнец, обладатель простого мужицкого характера, который имеет собственную противоречивую нравственность. Он решает сжечь подьячих, но при этом спасает кошку. Русский характер многогранен, загадочен, противоречив и порой непредсказуем.

В образе кузнеца Архипа раскрываются такие черты народного характера, как: простота, великодушие, доброта, терпеливость, самоотдача, отзывчивость, самоотверженность, душевность, искренность и непредсказуемость.

Архип был преданным своему господину, он не желал переходить к другому хозяину и проявил бунтарство и солидарность со своим хозяином, Владимиром Дубровским. Он также спас кошку из пожара, что говорит о его мягкой и доброй натуре, который заботится о братьях наших меньших.

 

8*. Составьте словарик эпохи, воспользовавшись для работы «Толковым словарём» В.И. Даля. Дайте толкование слов: губерния, отъезжее поле, приказчик, заседатель, псари, стремянные, холоп, писарь, протравить, картуз, фризовая шинель.

Губерния - ж. род области или большого округа России, разделенного на уезды, под управлением губернатора. В просторечии, губерния также губернский город, главный город в губернии.

Отъезжее поле - дальнее поле, преимущественно использовавшееся для охоты.

Приказчик - должность, торговый служащий в купеческой лавке, в имении, в экономии: помощник хозяина, управляющего; поверенный в делах, уполномоченный от хозяина.

Заседатель - в Российской империи в 1775-1864 гг. лица, избранные для участия в работе некоторых местных государственных и судебных учреждений.

Псарь - тот, кто обслуживает ловчих собак и участвует в охоте.

Стремянные - конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью, а также придворный, находящийся у царского стремени при торжественных выездах.

Холоп - крепостной слуга.

Писарь - должностное лицо, занимающееся перепиской и составлением канцелярских бумаг, документов.

Протравить - протравить лису, зайца, травить и упустить, не поймать, прогладить.

Картуз - фуражка с козырьком.

Фризовая шинель - плащ с рукавами и круглым, вислым воротом из толстой, весьма ворсистой байки.

9. Зачем, по–вашему, в романе переставлены события таким образом, что мы лишь в ХI главе узнаём, что Дефорж и Дубровский одно и то же лицо? Восстановите хронологическую последовательность событий, перескажите фабулу произведения.

В романе представлены события таким образом для того, чтобы объяснить, как Владимир Дубровский стал Дефоржем. Пушкин отказался от последовательного изложения чтобы заинтриговать читателя.

В романе: гл.8 – Дефорж и медведь, гл.9. – обед у Троекурова; гл.10. – Спицын и Дефорж; гл.11. – встреча Дубровского с Дефоржем.

Хронологическая последовательность: гл.11. – встреча Дубровского с Дефоржем; гл.8 – Дефорж и медведь, гл.9. – обед у Троекурова; гл.10. – Спицын и Дефорж.

Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные. Такая композиция – возвращение в прошлое – называется ретроспективой. Она служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в конфликте.

«Фабула – (от латинского) – сказание, рассказ, предание – это цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом. Иногда под сюжетом понимают последовательность событий, а под фабулой – тот порядок, в котором они повествуются.

Получается, что история Островского, рассказанная Пушкину Нащёкиным, явилась фабулой, на основе которого строился сюжет романа «Дубровский».

 

10. Заполните таблицу «Князь Верейский и Владимир Дубровский в судьбе Марьи Кириловны», опираясь на текст романа А.С. Пушкина.

Роман А. С. Пушкина «Дубровскитй» остался неоконченным. Он даже не имел своего названия, название ему дали издатели, по фамилии главного героя. Так что, чем и как закончились судьбы героев романа, мы уже не узнаем

 Сюжетная линия

Два соседа - помещика, старинные приятели Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский много лет дружили.

  1. Но однажды, из-за несносной гордыни Троекурова они поссорились. Гордый Дубровский посчитал себя оскорбленным и на мировую не пошел.
  2. А самодур Троекуров вообще считал себя настолько выше всех, что даже, не задумавшись, смертельно обидел старого друга.
  3. Вдобавок ко всему, он отнял единственное достояние соседа – деревню Кистеневку.
  4. И хотя Троекурова все-таки замучила совесть, помириться с соседом он не успел, Дубровский умер, увидев въезжающего к нему во двор врага.

Владимир Дубровский в судьбе Маши

Сын умершего помещика Владимир, оставшись без средств к существованию, сделался «благородным разбойником». У него появилась цель – отомстить врагу. Под видом учителя-француза он проникает в дом Троекурова. Но здесь его планы рухнули: он влюбился в дочь Троекурова Машу. Влюбился по-настоящему и даже отказался от планов мести ее отцу, несмотря на то, что именно Троекуров был единственным виновником всех его несчастий. Дубровский подарил Маше настоящую взаимную любовь и пытался спасти возлюбленную от насильственного брака, но не успел. До венчания он не смог ее увезти, а после – Маша сама отказалась уезжать с ним.

Князь Верейский в судьбе Маши

Князя не интересует ни желания Маши, ни ее чувства. Она для него просто красивая игрушка. Зная, что Маша любит другого, он все равно хладнокровно женится на ней. Романтичную влюбленность жены в разбойника он тоже, скорее всего, не забудет и не простит. И при случае припомнит, т.к. великодушием не отличается.

Вряд ли со старым и деспотичным мужем Маша когда-нибудь будет счастлива, несмотря на все его богатство и знатность. Скорее всего, он будет ее запирать, а вывозя изредка в свет – следить за каждым шагом.

 

11. Как вы объясняете жестокое отношение Троекурова к любимой дочери и выбор Верейским спутницы жизни?

Таковы были правила замужества того времени, родитель выбирал жениха для свой дочери, поэтому никакого тут жесткого отношения нет, также это взаимовыгодные отношения для Троекурова, Верейский был очень состоятельным.

Князь Верейский старый развратник, по сути ему все равно, он любит молодых и красивых девушек. Он не полагается на любовь сердца.

12. В какой роли главный герой Владимир Дубровский показался вам наиболее привлекательным?

В роли Дефоржа.

Поскольку он показывал себя смелым, умным, и воспитанным.

 

13. Почему Маша не приняла свободу из рук Дубровского, и ожидали ли вы такой развязки?

Маша отказалась оставить Верейского и уйти с Дубровским, потому что после обряда венчания она считала себя связанной навсегда с ненавистным мужем, она была религиозной.

Какие качества героев русского фольклора присущи Владимиру Дубровскому? Обоснуйте свой ответ.

Владимиру Дубровскому присущи качества героев русского фольклора. Он наделен высокими моральными качествами, он честен, благороден. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится. Читая о его отношении к крестьянам, ему подходит образ народного заступника. Наделен способностью перевоплощения, так он под видом учителя французского попадает в семью Троекуровых.

Смотрите также: