ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 страница 256-267









Страница 256

Живое слово 

1. Подготовьте сравнительную характеристику «Троекуров — старший Дубровский» (занятия, интересы, отношение к окружающим и окружающих к ним, основные черты характеров и их проявления в различных ситуациях).

1. Занятия Дубровского Андрея Гавриловича.

  Он был поручиком гвардии в отставке. имел 70 человек крепостных крестьян в собственности и одну деревню Кистенёвку. Он считался бедным.

Дубровский дружил с соседом Троекуровым Кирилой Петровчем. Они когда-то были товарищами по службе. Они виделись ежедневно, ездили к друг другу в гости. Они были одного сословия-дворяне, были ровесниками, воспитаны одинаково, даже было сходство некоторое в характере, привычках.

 Они оба очень любили охоту. Дубровский был "горячий охотник". Это было его основное занятие. Еще он управлял имением, чтобы оно приносило доход, а деньги отсылал своему сыну Владимиру на его содержание. Разбогатеть он не мог.

2. Отношения Дубровского и Троекурова были очень хорошие, дружеские. Троекуров мог только от Дубровского слышать любые замечания в свой адрес. А другим нельзя было это делать, так как Троекуров был богат и влиятелен.

 Но Дубровский очен6ь завидовал Троекурову, так как сам был беден, имел для охоты "только двух гончих и одну свору борзых".

А Троекуров имел много собак, для которых были созданы прекрасные условия содержания.

3. Дубровский относился к своим крепостным хорошо, они его любили за то, что он зря их не наказывал, а действовал справедливо.

 А Троекуров был жесток по отношению к свои крепостным, его очень боялись. Это видно даже из слов кучера Антона, которые сказал, что у Троекурова "своим плохо приходится". Все знали об этом.

 

2. Подготовьте пересказ на тему «Три жизни Владимира Дубровского»: «Жизнь в Петербурге», «Возвращение в родной дом», «Дубровский в роли Дефоржа». Письменно кратко подытожьте ваши наблюдения. Как меняется герой на протяжении романа?

3. Перечитайте статью учебника «О романе “Дубровский”». Воспользовавшись пушкинской подсказкой, допишите его вариант финала или придумайте свой.

4*. Мастер акварельной живописи, очевидец пушкинской эпохи — Пётр Фёдорович Соколов — создал три прижизненных портрета А.С. Пушкина. Познакомьтесь с одним из них. Расскажите о своём впечатлении. Как это впечатление связано с цветовой палитрой, использованной художником? Можно ли в характеристике этого портрета использовать такие понятия, как психологизм, реалистичность, человечность, утончённость? Продолжите этот ряд. Составьте небольшой рассказ об этом портрете.

После уроков 

1. Подготовьте буклет «Русская усадьба XIX века». Вы можете использовать иллюстрации, фотографии, например Архангельского, Тригорского, Болдина. Познакомьте одноклассников с вашей работой в форме заочной экскурсии.

2. Выберите любой из предложенных фрагментов и подготовьте его инсценировку: «История с кольцом», «Обед в доме Троекурова», «Странное пробуждение Спицына», «Последнее свидание Маши и Дубровского».

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

Страница 257

Вопросы и задания 

1. Каким предстаёт перед вами Лермонтов в изображении А.И. Герцена? Как автопортрет Лермонтова дополняет ваше представление о личности поэта?

Лермонтов в изображении А.И. Герцена предстаёт перед нами талантливым современником Пушкина, потомком одного из виднейших родов русской аристократии.
Обладал живой и впечатлительной натурой, громадной наблюдательностью, удивительной способностью впитывать в себя впечатления других.
Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти, он не разиспытал горечь разочарований. Хотя он обладал полной материальной независимостью, но жизь его была сплошной цепью страданий. Он жил в обществе, где невозможно было открыто высказать всё, что переполняло его, он был вынужден молчать при виде несправедливости и угнетения.
Первая же попытка выразить бурлившее в его душе возмущение - одна на смерть Пушкина - навлекла на него изгнание, ссылку на Кавказ.
Его произведения - всегда правдивое выражение глубоко пережитого.
Произведения Лермонтова отражают прежде всего его собственный мир - радость и печали, надежды и переживания. Герои Лермонтова - часть его самого; его стихотворения - самая полная его биография...

 2. Какие особенности поэтического наследия Лермонтова отмечаются в статье?

Произведения Лермонтова отражают прежде всего его собственный мир - радость и печали, надежды и переживания. Герои Лермонтова - часть его самого; его стихотворения - самая полная его биография.

Лермонтов, куда бы ни обращал мысль, всегда остаётся на твёрдой почве реальности, свежести и правдивости его эпических поэм, равно как и беспощадной искренности его лирики, которая всегда есть правдивое зеркало его души.

Тучи

Страница 261-262

Вопросы и задания 

1. Какой вы представляете картину, нарисованную поэтом в первой строфе? Какие краски вы бы выбрали, рисуя иллюстрации к стихотворению?

Читая первую строфу стихотворения М. Ю. Лермонтова "Тучи", я представляю себе небо, покрытое небольшими тучами, которые ветер гонит на юг ("С милого севера в сторону южную"). А снизу на эти тучи смотрит Лермонтов, которого как раз тогда сослали в южную ссылку, и он тоже едет на юг, хотя не хочет.

2. О чём рассказывает Лермонтов с помощью риторических вопросов?

 Лермонтов сравнивает жизнь туч с судьбами людей, в частности свою судьбу поэта - изгнанника. Его в жизни сопровождала зависть, злоба, клевета, но это неизвестно тучкам, которые просто спокойно плывут " с милого севера в сторону южную", не имеют Родины, не знают страданий и страстей, не могут быть изгнаны кем-либо и куда -либо ( намек на ссылку не по доброй воле).

3. В чём видит лирический герой сходство и различие между своей судьбой и судьбой туч?

Видимо, речь идет о стихотворении Лермонтова "Тучи". Лермонтов написал его накануне ссылки на Кавказ, поэтому сходство своей судьбы и судьбы туч он видит в том, что они как изгнанники направляются "с милого севера в сторону южную". Но у туч нет родины и нет страданий, а у поэта есть.

4. Сформулируйте основную мысль стихотворения.

В стихотворении «Тучи» Лермонтов сравнивает природный мир и человека. Если в стихотворении природа свободна, то человек неволен. Лирический герой стихотворения странствует, как и тучки, но он изгнанник. Герой стихотворения вынужден покинуть свою родину, а у тучек родины нет и им не о чем грустить. Основная мысль лермонтовского стихотворения в том, что каждый человек связан со своей родиной и насколько сильна эта связь, настолько и трудно ее покинуть.

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

1. Внимательно и медленно ещё раз перечитайте стихотворение. Выпишите сравнения, эпитеты, лексические повторы.

Эпитеты: степью лазурною, цепью жемчужною, с милого севера, клевета ядовитая, нивы бесплодные.

Лексические повторы:

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Сравнения: мчитесь вы, будто как я же, изгнанники.

 

2. Найдите ключевые слова, создающие настроение в первой строфе стихотворения. Что общего и в чём различие в значениях слов «странники» и «изгнанники»?

В первой строфе М.Ю. Лермонтов рисует картину "мчащихся" туч по бескрайней "степи" - небу.

 

Мы видим и "жемчужную" цепь туч, и "лазурное" небо.

Для создания настроения поэт широко использует эпитеты, сравнения,  олицетворения.

 

Так, например, тучи он сравнивает со странником-изгнанником, который, подобно тучам, вынужден покинуть "милый север", хотя, казалось бы его и ожидает теплая южная сторона.

 

Чем отличаются эти слова: странник и изгнанник?

 

Странник (или как раньше говорили "калика") - это странствующий человек, путешествующий по своей воле и часто даже без определенной цели.

 

Изгнанник - это человек, лишенный возможности жить на родине, и "странствие" его уже вынужденное.

3. В чём необычность построения предложений во второй строфе? Какую роль играет перечисление существительных и какие оттенки им придают прилагательные?

Вторая строфа – это перечень риторических вопросов. Каждый последующий отвечает на вопрос: «Кто же вас гонит?»

Существительными «зависть», «злоба», «преступление», «клевета» обозначен мир гонителей. Это «безжалостные», «ничтожные», «коварные» люди.

 

4. Каково значение слова «тяготит» в стихотворении? В каких выражениях встречается это слово в современной речи? Проиллюстрируйте примерами.

В данном случае слово "тяготит" означает что-то похожее на муки совести, "тяготит преступление" - то есть испытывается раскаяние, мучение по поводу совершенного, заставляющее бежать от себя же в поисках покоя.

5. Какую роль играют в стихотворении эпитеты?

Эпитеты могут усиливать, подчёркивать какие-либо признаки предмета. Вот и в стихотворении «Тучи»: вечные странники, вечно холодные, вечно свободные (тучи). И мы понимаем, что Лермонтов обращает наше внимание на их постоянный признак: холодные – бесстрастные, спокойные, равнодушные и одновременно свободные, ни от кого не зависимые. Нам бы порадоваться за них, но лирическому герою грустно: эпитеты подчеркнули его одиночество и тоску по Родине.

6. Какова роль пунктуации во второй строфе?

Роль пунктуации во второй строфе - усиление выразительности при помощи риторических вопросов. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь. Поэт испытывает чувство, не доступное тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от чужой зависти, злобы и клеветы. «Или друзей клевета ядовитая?» – горько звучит риторический вопрос в третьей строфе, ещё более усиленный анафорой (повторением союза «или» в начале строки). Не врагов, а друзей – что может быть страшнее?

7. Какие повторы использует Лермонтов в третьей строфе стихотворения? Какое настроение он подчёркивает, применяя этот приём?

В третьей строфе лермонтов использует лексические повторы.

Им чужды и страсти, и страдания. Не случаен повтор слова «чужды». Тем самым автор подчеркивает, что у них разная судьба: тучки и лирический герой «чужды» друг другу. Тучи не способны страдать, так, как страдает и чувствует лирический герой, у туч нет родины – значит, они вовсе не изгнанники. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно холодные, вечно свободные». Тучи не могут страдать, они свободны от чувства долга, любви к родине. Только тот, кто глубоко любит родину, может переживать горечь изгнания так, как её переживает поэт.

 

Парус

Страница 264

Вопросы и задания 

1. Какие картины представляются вам при чтении стихотворения?

Овеянная туманом морская даль с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. На фоне бушующего моря вдалеке белый парус. Золотое солнце, синее море, небо, парус.

 

2. Обратите внимание: поэт, рисуя морской пейзаж, совмещает несовместимое — картины бури и штиля на море. Зачем он делает это?

Поэт, рисуя морской пейзаж, совмещает несовместимое — картины бури и штиля на море, разноплановые психологические состояния человека (ищет — кинул). Зачем он делает это? Автор совмещает бурю и штиль для того чтобы ярче передать мысль стихотворения. «Ищет», «кинул» - контрастные образы, но они объединяются образами моря и одинокого паруса. Символы «буря» и «покой» не просто противопоставлены: буря включает в себя покой, а покой – бурю. Человек вечно стремится к чему-либо и не знает счастья ни в покое, ни в буре. Он постоянно не удовлетворен жизнью и не может находиться в одном каком-либо состоянии. Закон его жизни — мятеж.

Вечный поиск человека, его вечная неуспокоенность и есть гармония человеческого существования. Без неуспокоенности невозможен поиск истины, гармонии.

3. Какова основная мысль стихотворения?

Основная мысль стихотворения заключена в размышлениях поэта о причине, которая заставляет парус в одиночестве уплывать из родного края, искать бури. Лермонтов проводит параллель с человеческой душой, находящейся в смятении и растерянности, не желающей успокаиваться и в то же время не знающей, к чему стремиться. (Слова, выражающие авторскую идею из текста: «увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит», «а он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой»).

4. Послушайте запись двух вариантов выразительного чтения стихотворения «Парус». Какое исполнение вам кажется наиболее удачным? Почему?

Я считаю первый вариант чтения стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" наиболее удачным в связи с тем, что в данном варианте стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.

 

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

1. Найдите в тексте: а) эпитеты, с помощью которых поэт создаёт противоречивый образ паруса, и объясните их значения; б) строчки (словосочетания и предложения), подчёркивающие двойственность изображения паруса.

а) эпитеты, с помощью которых поэт создаёт протеворечивый образ паруса: одинокий и мятежный.

Одинокой - находящийся без других, всеми покинутый.

Мятежный - тревожный, неспокойный, бурный.

б) "Белеет парус одинокой", "А он, мятежный, просит бури"

 

2. Какая часть речи преобладает в первой строфе, а какая — во второй? Чем вы объясните такой выбор поэта?

В первой строфе стихотворения преобладают местоимения и прилагательные, во второй – глаголы. Поэт сделал такой выбор для того, чтобы в первой строфе показать морской пейзаж с одиноким парусом, который белеет , не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?.. Глаголов здесь нет, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой.

А во второй строфе начинается действие. Лермонтов при помощи преобладания глаголов показывает бушующее море, шторм. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».

3. Выпишите из стихотворения инверсии. В скобках обозначьте синтаксическую функцию слов. Например: «парус одинокой» (подлежащее и определение). Какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении «Парус»?

Инверсия - непрямой порядок слов в предложении. В стихотворении "Парус" есть такие инверсии: "парус одинокий", "в тумане моря голубом", "в стране далекой", "краю родном". В данных примерах прилагательное (эпитет) стоит после существительного (определяемого слова), что и является инверсией.

моря голубом (дополнение и определение), в стране далекой (обстоятельство и определение), в краю родном (обстоятельство и определение)

Благодаря инверсии автор достигает особой выразительности речи.

 4. Обратите внимание на пунктуацию каждой строфы. Каждое предложение заканчивается либо многоточием, либо вопросительной или восклицательной интонацией. Как вы думаете, чего достигает этим поэт?

При чтении стихотворения сразу же бросается в глаза наличие многоточия. Эти многоточия призваны разделить паузой каждое из трех четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несет в себе глубокий смысл. Пейзаж, вполне реальный, не может слиться со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его к пейзажной лирике.

5. Подчеркните в последней строфе слово, самое важное для понимания идеи стихотворения. Запишите к нему синонимы и антонимы.

В последней строфе самое важное слово для понимания идеи стихотворения - мятежный.

Синонимы к слову мятежный: бурный, буйный, неистовый

Антонимы к слову мятежный: спокойный, тихий.

 

6. Какие слова (части речи) передают состояние бури?

Состояние бури передают словосочетания состоящие из существительного с глаголом: "играют волны", "ветер свищет", "мачта гнётся и скрыпит"

7. Слово «золотой» в прямом значении — это «сделанный из золота» (золотое кольцо, золотая брошь). В стихотворении Лермонтова слово «золотой» употреблено в словосочетании «луч солнца золотой». Определите переносное (метафорическое) значение этого слова, используя сравнительную конструкцию.

Образец: золотые волосы — волосы жёлтые, как золото.

Луч солнца золотой - яркий луч света, исходящий от солнца, как золото.

8. Цветообраз играет важную роль в создании художественного впечатления. Запишите все цвета и оттенки, которые использованы в стихотворении. Для этого выпишите все слова, где назван цвет или передано ощущение цвета.

Определите: Лермонтов использует близкие или разнообразные цвета и оттенки?

"Белеет", "голубом", "светлей лазури", "золотой". Эти близкие по тональности цвета свидетельствуют о внутренней гармонии картины, изображённой поэтом.

Смотрите также: