ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 страница 268-312









Страница 268-269

1. Перечитайте первое четверостишие. Обратите внимание на словосочетания: «север дикий», «голая вершина», «снег сыпучий». Они играют важную роль в создании настроения. Что подчёркивает поэт этими словами? Каким предстаёт мир, окружающий сосну? Какое настроение он у вас вызывает?

 

Этими словами подчеркивается то,что поэт был одинок(он с самого детства знал,что такое одиночество). Себя он представил сосной ,которая стоит на севере.

Мир передается очень ярко и понятно(тишина,север,покой —одиночество). Но во сне он видит пальму(наверное того человека который его поймет и поддержит,который будет как ясный лучик солнца). Настроение грустное т.к очень жаль поэта( он был практически один

 

2. Перечитайте второе четверостишие. В нём появляется новый образ. Какой?

Во втором четверостишии появляется образ "прекрасной пальмы". В "мире пальмы" нет "сыпучего снега", нет суровости "дикого севера", и на первый взгляд он кажется более привлекательным. Но по сути дела, он такой же холодный и безжизненный, как и "мир сосны". Своеобразие этого мира передано с помощью слов "пустыня далёкая", "солнца восход", "утёс горючий". Поэт сближает образы сосны и пальмы с помощью слов "одиноко", "голая" (о сосне) и "одна и грустна" (о пальме).

3. Каким вы видите мир, окружающий пальму? С помощью каких слов передано своеобразие этого мира? Расскажите.

Мир, который окружает знаменитые 3 пальмы в знаменитом произведении, видится мне до безумия жестким по отношению к ним.

Он как-бы издевается над ними. Они желают приносить пользу, быть нужными кому-либо.

А проживают свою жизнь они посреди ничего. Они стоят посреди пустыни, посреди песков, через которые не проходит ни одна живая душа на этом свете.

Так что я считаю, что мир жесток к этим пальмам.

Но, и сами пальмы весьма высокого о себе мнения.

Впрочем, это высокое мнение и отдалось им смертью.

 

Горячий мир пустыни, в котором растёт пальма, — мир грёзы, мечты сосны.

Можно было бы предположить, что сосна из мира реальности, из холода и одиночества, во сне будет стремиться в тёплую страну, к весёлому, жизнерадостному существу.

Однако пальма так же грустна и одинока.

4. Как вы думаете, почему?

 

5*. С помощью какой детали поэт сближает два образа в их одиночестве?

Два основных (центральных) образа в данном стихотворении - Сосна и Пальма. С помощью этих двух образов, Лермонтов показывает разобщенность людей, что они вдалеке друг от друга или просто даже могут не совпадать интересами. В целом это приводит к тоске и одиночеству. А так хочется встретить своего человека, для души, что бы он понимал тебя без слов, сопереживал тебе, когда это необходимо...

 

Вопросы и задания

 

1. Определите идею стихотворения. Сформулируйте её письменно.

о том, что, где-то на другом конце земли, нас ждет кто-то далекий, но в тоже время очень близкий

 

2. Назовите художественные средства, которые использует поэт. Какова их роль в раскрытии главной мысли стихотворения?

1.   Главное художественное средство, используемое автором,— антитеза.

2. Лермонтов о сосне говорит как о живом существе. Сосна дремлет, сосне снится...это олицетворение

3. Эпитеты – голая вершина, сыпучий снег, горючий утёс, прекрасная пальма, дикий север

Сравнения – одета, как ризой, она (риза – верхняя одежда священника, надеваемая во время богослужения).

Олицетворение – сосна дремлет, качаясь.

Инверсия (для усиления мотива покинутости, обречённости, страдания) – на утёсе горючем, снегом сыпучим, в пустыне далёкой.

Градация (нарастание значимости событий посредством соединения однородных слов союзом и) – и дремлет, и одета, и снится, и грустна.

 

3. Рассмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «На севере диком…». Мысль написать эту картину появилась у художника во время работы над оформлением собрания сочинений М.Ю. Лермонтова. Когда картину увидел художник В.К. Бялыницкий-Бируля, он воскликнул: «Я убеждён, что, если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив». Согласны ли вы с мнением художника? Обоснуйте свою точку зрения.

«На севере диком стоит одиноко...»

Утёс

Страница 270

Вопросы и задания 

1. Стихотворение «Утёс» М.Ю. Лермонтов написал весной 1841 года, незадолго до гибели. В «Лермонтовской энциклопедии», в статье об «Утёсе», Л.М. Щемелева указывает: «…ведущий мотив стихотворения — трагедия одиночества — прочитывается одновременно в двух планах: как неразделённость любви и как непрочность человеческих связей вообще». Какие чувства и ассоциации вызывает это стихотворение у вас?

Это стихотворение вызывает у меня чувство грусти, тоски, печали.

Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.

Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало - человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне». Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.

2. Какие художественные средства использует поэт? Приведите примеры.

Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес), перифраз («влажный след» - слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».

3*. Центральные образы стихотворения — тучка и утёс — частые в творчестве М.Ю. Лермонтова. Вы прочитали два стихотворения, где туча — ведущий образ. Сопо-ставьте эти произведения — запишите ключевые слова, которые характеризовали бы мотивы, связанные со словом «туча» в каждом стихотворении.

Ключевые слова, характеризующие мотивы, связанные со словом туча.

В стихотворении "Утёс": "тучка золотая", "умчалась", "весело играя".

В стихотворении "Тучи": "тучки небесные", "вечные странники", "наскучили", "чужды вам страсти и чужды страдания", "вечно холодные, вечно свободные", "нет у вас родины, нет вам изгнания".

 

Листок

Страница 272

Вопросы и задания 

Попробуйте самостоятельно охарактеризовать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок». В качестве образца для рассуждений используйте материалы к стихотворениям «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко...», «Утёс». Обратитесь к таким понятиям, как «олицетворение», «аллегория», «антитеза», «эпитет», «метафора».

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова очень эмоционально душевное стих-ое.

Оно пробуждает в человеке тоску и грусть, одиночество и безразличие.

И о том, что писал поэт в стих-ое, а точнее о листке. Вовсе не обычный лист, а сам поэт. Ведь лист оторвался от ветки. Как и поэт от своей Родины отправляясь на ссылку.

М. Ю. Лермонтов очень одинок, но при этом всем он очень мудрый и умный человек.

Живое слово 

1. Перечитайте последнюю строку стихотворения «Листок». Напишите от имени листка рассказ о его путешествии к Чёрному морю из «отчизны суровой».

Листочек смуглый я, шершавый. Бегаю туда сюда. Прилетел я к морю черного и от радости упал!

 

2. Сочините монолог Паруса, скользящего «в луче золотом».

Я люблю свободу, волю. Мне нравится быть вдали от людей, размышлять о прошлом и настоящем.. Преодолевать препятствия - самое искреннее мое желание.А ведь их немало: и волны, и ветер. который ломает мою мачту Моя жизнь - в самой жизни, мне не нужен покой.

 

3. Каков мог бы быть диалог туч, мчащихся «с милого севера в сторону южную»?

Если тучи, летящие в сторону южную с милого севера, могли бы говорить, они могли бы обсудить, как их заждались на засушливом юге.

— Привет, куда ты так спешишь?

— Ветер нашептал, что на юге нам больше рады.

— Почему?

— У крестьян вянут помидоры, они ждут дождь.

— Полетели вместе!

— Полетели! Только там осторожно, без града...

— Ну постараюсь

Смотрите также: