ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 2 Страница 6-28









ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Николай Алексеевич Некрасов

Страница 6

Вопросы и задания 

1. Расскажите о поэте. Каким он предстаёт перед вами?

Некрасов является великим русским поэтом, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Наследник Пушкина и Лермонтова, он сблизил поэзию с жизнью народа. Он писал в 40-е годы, в ту тяжелую пору, когда крепостное право стало невыносимым для русского народа. Некрасов был поэтом-реалистом, он был первым, кто с такой прямотой и резкостью раскрыл перед читателями картины из жизни народа, изобразив убогую деревню с ее нищетой и печалью, как бы покрывающей ее туманным облаком «несжатую полосу» и крестьянина, которому «моченьки нет». Поэт откликнулся на страдания простого человека. Стихи Некрасова имели большой успех, все чувствовали, что, появился поэт, которого еще не было на Руси. В своих стихах он обвинил самодержавие и высказал свою любовь к народу, веру в прекрасное будущее России.

2. Что значит быть гражданином? Продолжите начатое предложение: Быть гражданином — значит жить…

Быть гражданином - значит жить и действовать не только в своих интересах, но и в интересах Родины.

3. Какое место в творчестве Некрасова занимают темы труда и русской женщины? Дайте развёрнутый ответ, приведите примеры.

Творчество Н.А. Некрасова посвящено описанию тяжелой ноши русского народа, поэтому эта тема занимает центральное место в произведениях. Например, в стихотворении “Железная дорога” изображается сколько крестьян погибло, работая в невыносимых условиях. Особое место занимает тема трагичности судьбы крестьянки. В “Тройке” герой говорит о невозможности обретения счастья девушкой, потому что она - крестьянка. В стихотворении “В дороге” ямщик рассказывает о жене-крестьянке, которую губит барское воспитание.

 

4. Как вы думаете, чем картина художника А.А. Пластова «Жатва» близка стихотворениям Н.А. Некрасова?

Иллюстрация к поэме "Русские женщины". Всё на месте - жара, поле с рожью, ребенок на меже, баба опять же.

 

Тройка

Страница 8

Вопросы и задания 

1. На какие смысловые части можно разделить стихотворение Некрасова «Тройка»? О чём говорится в каждой части? Дайте им названия.

Стихотворение Некрасова "Тройка" можно разделить на три составные части: 1. Вступление-обращение. В этой части автор обращается к молодой крестьянке, которая увидела проезжающую тройку лошадей, в которой ехал красивый корнет. Тройка выступает как символ счастливой жизни, которая недоступна простой крестьянке. 2. Описание судьбы крестьянки. Автор описывает, то какая на самом деле уготована жизнь крестьянки и что со временем придется с ней смириться. 3. Заключительное обращение к крестьянке. Автор говорит, что нужно смириться с судьбой т.к. что-либо изменить в жизни для нее очень сложно и не в ее руках ее судьба

2. Как вы думаете, почему последние две строфы начинаются с отрицательной частицы «не»?

Вполне логичное завершение этого стихотворения. Во всех строках читается безысходность, а последние две строфы это только подтверждают: не о чем напрасно мечтать, у тебя другая (тяжёлая) судьба. И эта сказка может и сбудется, но не в твоём случае.

3. Почему стихотворение названо «Тройка»? Каков иносказательный смысл образа тройки?

В стихотворении Некрасова "Тройка", героиня, молодая и красивая деревенская девушка, заглядывается на тройку лихих коней, в которой мчится удалой корнет. Корнет также удостаивает мимолётным вниманием красавицу, но эта случайная встреча не изменит безотрадной судьбы, ожидающей героиню впереди. Тройка у Некрасова олицетворяет проносящуюся мимо жизнь, которую девушке так и не суждено будет изведать. Отсюда же название стихотворения.

 

«В полном разгаре страда деревенская...»

«Великое чувство! у каждых дверей...»

Страница 10

1. В каких фрагментах стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...» создаётся образ тяжёлой «долюшки женской»? Назовите их, прочитайте строки из стихотворения.

Фрагменты стихотворения, в которых создаётся образ тяжёлой "долюшки женской":

"Зной нестерпимый"

"Солнце нещадно палит."

"Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!"

"Баба порезала ноженьку голую -

Некогда кровь унимать!"

"Надо ребенка качать!"

 

2. Какие слова характеризуют основную тему?

Слова характеризующие основную тему: "всевыносящее" и "многострадальное". В этих словах особо подчёркивается поэтом страдание русской женщины, смысл и звучание их служат раскрытию темы.

3. Найдите в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская...» и «Великое чувство! у каждых дверей...» риторические фигуры и объясните их художественную роль.

Риторические фигуры в стихотворении "В полном разгаре страда деревенская...":

"Доля ты! - русская долюшка женская!"

"Многострадальная мать!"

«Что же ты встала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать!..» – горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливым русским народом.

 

“Вкусны ли, милая, слезы соленые

С кислым кваском пополам?..”

Используя риторические фигуры автор передал искреннее сострадание русской женщине. Риторические вопросы и восклицания привносят интонацию причитания. Всё это придаёт стихотворению фольклорные черты.

Риторические фигуры в стихотворении "Великое чувство! у каждых дверей...":

"Великое чувство!"

"Но в муках мы мать вспоминаем!"

При помощи риторических восклицаний автор подчёркивает любовь к матери.

 

4. Какое местоимение повторяется в стихотворении «Великое чувство! у каждых дверей...»? Какую смысловую нагрузку несёт это местоимение?

Местоимение "мы" повторяется в стихотворении "Великое чувство! у каждых дверей...". Мне кажется, что используя данное местоимение, автор в стихотворении подчеркивает, что особое святое чувство к матери присуще всем людям.

5. Назовите главную мысль стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей...».

Тема стихотворения – вечное «великое чувство» любви к матери. Автор показывает, что как бы человек не хранил теплые воспоминания к родственникам, ближе матери он найти не может.

Лев Николаевич Толстой

Страница 18

Вопросы и задания 

1. Найдите в тексте статьи положение, подтверждающее тезис о том, что повесть «Детство» на протяжении всей жизни была дорога Л.Н. Толстому.

"Когда я писал "Детство", то мне казалось, что до меня никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства" - эти слова, сказанные Л.Н. Толстым через пятьдесят шесть лет после окончания повести и за два года до смерти, показывают, чем именно это произведение было дорого крайне взыскательному автору.

2. «Детство» — это автобиографическая повесть Л.Н. Толстого. Как вы думаете, в ней только воспроизводятся факты биографии или даётся художественное осмысление создаваемых образов? Аргументируйте свой ответ.

 Л.Н. Толстой задумал "Детство" как первую часть большого романа. Автобиографизм трилогии очевиден, но Толстой создавал не жизнеописание мальчика Лёвушки (в повести - Николеньки), его семьи и ближайшего окружения. Задача была в другом: предельно правдиво и художественно точно рассказать о формировании личности, о тех этапах, которые проходит человек от младенчества к юношеству.

 

3. Мы говорим: «язык Пушкина», «язык Гоголя», «язык Тургенева», «язык Толстого»... Вам ещё предстоит почувствовать и оценить своеобразие и точность слова замечательных русских писателей. Прочитайте высказывания Л.Н. Толстого о языке и литературе. В чём их актуальность?

Высказывания Толстого о языке и литературе актуальны и сейчас. Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Писатель выражая свои мысли, может помочь человеку определить свои жизненные позиции. Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ.

А народная литература: песни, сказки, былины всегда актуальны. Постигая народное творчество, мы открывает для себя что-то новое. Народная литература и сейчас обладает большими педагогическими и воспитательными возможностями. Это прекрасный материал для формирования у детей чувства прекрасного, патриотизма, любви к родной культуре и искусству, богатым традициям.

Смотрите также: