ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 2 Страница 29-36









Детство (Главы из повести)

Страница 29

Вопросы и задания 

1. Какие чувства вызывают у вас герои повести «Детство»?

Главный герой привлекает читателя искренностью и открытым, живым сердцем. Мальчик гораздо тоньше чувствует, чем многие взрослые, стремится сочувствовать тем, кто этого заслуживает.

Каждое душевное разногласие, переживаемое Николенькой завершается победой доброго начала над злым, и он становиться духовно богаче и выше. В душевной чистоте, в непосредственности и свежести чувств, в доверчивости детского сердца, искренней любви к близким Толстой счастье детства. Светлой печалью овеян в повести образ матери Николеньки, трепетно относившейся к сыну. Её чувство материнской любви вызывает настоящее восхищение.

Нельзя также не отметить общую атмосферу беззаботного с виду, но такого сложного для самого ребенка детства, тем не менее удивительного, прекрасного и неповторимого.

2. С каким чувством вспоминает Николенька мать? Выпишите слова, подтверждающие ваш вывод.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, любви и красоте. Источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, нежные прикосновения ее рук, грустную, очаровательную улыбку. Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно».

3. Устно по различным деталям воссоздайте портрет матери.

4. Прочитайте начало (первый абзац) главы «Что за человек был мой отец?». В этом фрагменте Л.Н. Толстой создаёт психологический портрет отца. Какие черты ему присущи? Выпишите из текста слова, которые станут ключевыми при ответе на вопрос.

Слова как в условии( не слова а фразы не получится слова тк не имеет смысла)

человек прошлого века

неуловимый характер рыцарства.... и разгула

смотрел презрительно на современное поколение( перефразировала)

тайная досада из-за того что не имел никакого влияния  в нынешнем веке

главные страсти ( самое главное) карты и женщины ( не буду писать к чему это привело но это самое главное на мой взгляд в его характере и общем портрете) любит азарт если надо это уже от меня

5. Как дополняется портрет отца, данный в самом начале главы, дальнейшим повествованием? Какие детали здесь вам кажутся наиболее важными? Какое место вообще в повести занимает художественная деталь?

Николенька-ребёнок беззаветно любит отца, а автор - взрослый человек рассуждает о том, что у отца не было никаких нравственных принципов, он сделал несчастной жену (мать Николеньки) и разорил детей.

6. Какие эпитеты употребляет Л.Н. Толстой, говоря о детстве?

Счастливая, невозвратимая пора; звуки её голоса так сладки, так приветливы; неясные, но сладкие грёзы; лучших наслаждений; здоровый детский сон; мечты неуловимы; своей чудесной нежной ручкой; милый знакомый голос; своей грустной, очаровательной улыбкой; милая мамаша; чудесное чувство; любимой матерью; чистой любовью; неиспорченному детскому воображению; на светлое счастие; любимую фарфоровую игрушку; беспредельная потребность в любви; горячие молитвы; лучший дар; чистые слёзы умиления; невинная весёлость.

7*. Найдите в тексте главы «Детство» риторические фигуры. Какова их роль?

1. Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? это (Риторический вопрос), 2. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? тоже (Риторический вопрос) и 3. Где те горячие молитвы? ( Риторический вопрос). Риторические фигуры делают речь выразительной.

8. Послушайте запись выразительного чтения главы «Детство». Какие чувства рассказчика удалось передать исполнителю?

9. Каковы взаимоотношения Николеньки с близкими людьми? Составьте план ответа на этот вопрос.

1) Взаимоотношения с маменькой - теплые, ласковые, чувство привязанности, доброты

2) Взаимоотношения с Натальей Саввишной - сердился за наказания, быстро прощал, чистая и бескорыстная любовь, самопожертвование

3) Взаимоотношения с папенькой - строгость, серьезность, характерность, воспитание воли

4) Взаимоотношения с Карлом Ивановичем - добрый учитель, уважение, тепло души, взгляды на мир

10. Как вы думаете, от чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве»?

Дети и взрослые совсем непохожи друг на друга по своему отношению к жизни. Взгляд на мир взрослого человека уставший, он знает многое, разочарован во многом, уверен, что сказки не будет. Его душа, как правило, груба и равнодушна ко многому. Он окружён заботами, потребности в чувствах становится всё меньше и меньше.

Дети же открыты этому миру. Мир, который создан взрослыми. Они не знают жестокости, цинизма и холодности, которые будут их окружать со временем. А знают они только любовь родителей.

Крайне редко у взрослых встречается та детская открытость, та беззаботность и сила веры в добро, которая есть у детей. Я считаю, что если человек утратил эти качества по мере взросления, то он уже никогда не сможет их вернуть.

11. Кого и в какой момент изобразил художник А.Л. Костин на иллюстрациях к повести? Найдите в тексте эпизоды, к которым выполнены данные рисунки.

На основании приведенного литературного вопроса можно сформулировать ответ:

1. Бывало, как досыта набегаешься внизу по зале, на цыпочках прокрадешься наверх, в классную, смотришь – Карл Иваныч сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг.

2. Московской платье оказалось превосходно: коричневые полуфрачки с бронзовыми пуговками были сшиты в обтяжку – не так, как в деревне нам шивали, на рост – черные брючки, тоже узенькие, чудо как хорошо обозначали мускулы и лежали на сапогах.

3. Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь

 

12*. Представить дворянский быт середины XIX века вам поможет репродукция картины Ф.М. Славянского «Семейная картина (На балконе)». К какому жанру живописи относится эта картина?

Когда я читал повесть "Детство", переживал вместе с Николенькой – тонко чувствующим, ранимым, добрым и искренним мальчиком. Через его внутренний мир знакомился с его семьёй. Матушка его ангел-хранитель, она добрая, заботливая и нежная. Она очень трепетно относится к Коле. Отец же не вызвал у меня никакого расположения. Он холоден с сыном, больше занят собой. Уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, ценитель женщин. В произведении мне понравился образ учителя Карла Ивановича. Учитель немецкого истории предан семье, очень привязан к Николеньке. Николенька тоже очень любит Карла Иваныча.

 

Бедные люди

Страница 34

Вопросы и задания 

1. Расскажите о творческой истории рассказа «Бедные люди».

В шестидесятые годы 19 века Толстой познакомился с французским писателем Виктором Гюго и прочитал его роман " Отверженные", а также стихотворение " Бедные люди».  Тема отзывчивости, доброты, отраженная в этих произведениях, показалась писателю значимой. Он придумал свой рассказ" Бедные люди", отразив в нем события русской действительности. Главная героиня Жанна, бедная женщина, жена рыбака, берет на воспитание детей своей умершей подруги, а ее муж не просто не ругает ее, а одобряет поступок. Нищета не озлобляет, а делает человека сострадательным — вот главная мысль рассказа. Написан он был в 1908 году, почти через сорок лет после знакомства с творчеством Виктора Гюго.

 

2. Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Запишите ключевые слова и словосочетания.

1) много старых вещей в их доме: старый парус, старые деревянные часы.

2) Еле-еле кормятся

3) у детей нет обуви, и зимой и летом бегают босиком

4) хлеба хватает им ржаного, не пшеничного

5) муж, не жалея себя и в холод и в бурю ловит рыбу.

6) Она сидит с утра до вечера за работой.

3. Расскажите об отношении Жанны к мужу. Какие слова вы выберете для характеристики?

Верная жена, любящая своего мужа. Она ждет его каждый день и никогда не может быть уверена, что он вернется домой. Жанна воспитывает пятеро детей и ведет хозяйство. Она отлично знает, каким адским трудом занимается её муж.

 

4. Л.Н. Толстой подчеркнул, что стихотворение Гюго является образцом «высшего, вытекающего из любви к Богу и ближнему религиозного искусства». Подтвердите этот тезис писателя.

Рассказ Л.Н. Толстого "Бедные люди" — это прозаический перевод стихотворения В. Гюго "Les pauvres gens" ("Бедные люди"). В этом стихотворении поэт описывает историю бедной семьи, у которой было пятеро детей. Они еле-еле сводили концы с концами, но когда двое соседских детей остались сиротами, женщина взяла их себе, несмотря на страх перед мужем. Но молодой рыбак сам сказал, что надо забрать детей себе, хотя в эту ночь он ничего не смог поймать из-за сильной бури. Такой поступок является "образцом религиозного искусства", так как в нём нашли отражение такие христианские заповеди, как любовь к ближнему, сострадание, гуманность, сочувствие и самопожертвование.

5. Как вы оцениваете решение Жанны и её мужа?

Как они поступили правильно, дети еще были маленькие для того чтобы умирать от голода и одиночества.

6*. Можно ли отнести это прозаическое переложение стихотворения В. Гюго к жанру стихотворения в прозе? Аргументируйте свой ответ.

Это прозаическое переложение стихотворения В. Гюго можно отнести к жанру стихотворения в прозе, так как этот рассказ соответствует всем канонам жанра стихотворений в прозе: это небольшое лирическое произведение, показан отдельный эпизод из жизни жены рыбака; выражены личные переживания, как и в лирической поэзии; прозаическая форма, членение на небольшие абзацы.

7*. Есть ли глубинная, внутренняя связь между автобиографической повестью Л.Н. Толстого «Детство» и рассказом «Бедные люди»? Дайте развёрнутый ответ.

И в повести Л.Н. Толстого «Детство», и в рассказе «Бедные люди» речь идёт о сострадании, доброте, милосердии как высших проявлениях человеческой сущности, о стремлении всех людей к единению в любви, то есть в Боге.

Возвращаясь к теме 

Какому произведению И.С. Тургенева тематически и идейно близок рассказ «Бедные люди»? Сопоставьте эти произведения.

Тематически и идейно рассказ "Бедные люди" близок к стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Два богача".

В рассказе "Два богача" крестьянская семья приняла сироту-племянницу в свой разорённый домишко. Семья живёт очень бедно. Они готовы взять ребенка, понимая, что на него уйдут последние деньги. Эти два рассказа очень похожи, бедные семьи готовы протянуть руку помощи, взять чужих детей, отдав последнее. Они проявляют доброту, заботу, милосердие.

Живое слово 

1. Напишите небольшое сочинение-размышление на тему «Какие мысли и чувства вызывает у меня рассказ Л.Н. Толстого?». Подберите к своему сочинению эпиграф.

2. Напишите сочинение по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Обратите внимание на социальное положение героев, их эмоциональное состояние, на роль пейзажа в передаче чувств детей.

Смотрите также: