ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 2 Страница 186-204

Анна Андреевна Ахматова

«Перед весной бывают дни такие...»

Страница 186

Вопросы и задания 

1. Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения?

Стихотворение о весне, о пробуждении природы и души человека весной. Возникло весеннее настроение, ощущение легкости, радости.

2. Какие слова помогают выразить состояние души поэта?

Слова "легкость", "волнение" помогают выразить состояние души поэта.

3. В этом стихотворении Ахматова использует приём, который называется ана́фора. Познакомьтесь с его определением.

Анафорой в стихотворении "Перед весной бывают дни такие..." является союз "и". Союзы всегда соединяют, связывают. С ее помощью поэт передает связь жизни природы и жизни человека. Волшебный, троекратный повтор союза «и» в середине стихотворения что-то меняет … и привычное, надоевшее обретает новое звучание.

4. Найдите анафору в стихотворении Ахматовой. Что с её помощью передаёт поэт?

Анафора этого стихотворения  – 4 строчки берут начало с «и».

5. Определите стихотворный размер, найдите в строках стихотворения пирри́хий.

Размер стихотворения, пятистопный ямб, типичный для Ахматовой. (Перед веснОй бывАют днИ такИе: Под плОтным снЕгом отдыхАет луг ... Обратите внимание, что ударение падает преимущественно на каждый второй слог. Это ямб.)

В начале строчки - пиррихий.

Мужество

Страница 187

1. В чём Ахматова видит залог сохранения духовной свободы народа?

В сохранении русского языка, без которого не будет народа.

2. Найдите в тексте стихотворения эпитеты. Определите их значение.

Эпитеты – «горько остаться», «великое русское слово», слово «свободное, чистое».

3. Какое значение, с вашей точки зрения, имеет датировка стихотворения?

Стихотворение датировано: "23 февраля 1942 Ташкент". Это уточнение позволяет лучше понять стихотворение и почувствовать за ним автора.

     23 февраля праздновался день Красной Армии и Флота. На полях сражений шли тяжелые кровопролитные бои, Немецкая Армия была совсем недалеко отброшена от Москвы. О празднике в стихотворении речи нет, в нем - о "часе мужества". И упоминание о смерти от пули в одном ряду с бедствием оставшегося без крова оккупированного и эвакуированного населения.

     Дата указывает, что еще года не прошло, после начала Великой Отечественной войны. Мы знаем, что впереди будет еще много испытаний. Ахматова, естественно, не могла знать будущего, но понимала, какая это война, что нужно защищать, забыв о себе и какого мужество требуется.

      Анна Ахматова призывает весь народ к единству, терпению и пониманию, что на карте - судьба страны, ее свобода, независимость, язык.

      До Победы было еще больше трех лет.

4. Письменно сформулируйте идею стихотворения.

   Идея стихотворения, написанного Анной Ахматовой во время Великой Отечественной войны: "Народ будет мужественным в борьбе за свою независимость, за право говорить на родном языке".

Победа

Родная земля

Страница 191

Вопросы и задания 

1. Самостоятельно проанализируйте стихотворения А.А. Ахматовой «Победа» и «Родная земля».

Анализ стихотворения Ахматовой «Победа»
Первая часть посвящена первой военной зиме, холодной и беспощадной, которая помогла советским войскам задержать противника на самых подступах к Москве. «И могучие деды-морозы с нами сомкнутым строем идут», — отмечает поэтесса, находясь в эвакуации за сотни километров от любимого Ленинграда. Эта первая победа. Пусть не такая громкая и значительная, как того бы хотелось, вдохновила Ахматову и дала ей силы пережить войну на чужбине. Вторая часть трилогии представляет собой короткое пятистишие, посвященное неизвестному матросу. В нем поэтесса пытается передать те чувства, которые испытывает ее герой, услышав о том, что война завершена. Четыре долгих года он провел в «набитых смертью морях», став очевидцем трагических событий. И теперь, когда все ужасы войны остались позади, «заплакал и шапку снял моряк», вспоминая тех, кто не сумел дожить до этого памятного дня.

Третья часть стихотворения носит праздничный и оптимистичный характер. Поэтесса отмечает, что «победа у наших стоит дверей», и встретить ее нужно достойно. По ее мнению, главное не в том, что земля очищена от врагов, а в том, что удалось сохранить детей, которым предстоит жить в новые времена. Она предлагает в знак окончания войны всем матерям поднять малышей, «спасенных от тысячи тысяч смертей», над головами, чтобы таким образом провозгласить торжество справедливости.

Анализ стихотворения Ахматовой "Родная земля"

В стихотворении речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе — плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем . В стихотворении поэтесса показала простой философский взгляд в будущее.

Говоря о Родине, поэты обычно показывают любовь к родной земле через пейзаж. У Ахматовой его нет. О земле говорится только в заглавии.

Многократные отрицания в первой строфе: не носим на груди, не сочиняем, не бередит, не кажется – и уверенность в последующей:

Для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах, - наталкивают читателя на мысль о том, что поэтесса ведет спор-диалог с кем-то. По своему жанру – это сонет.
В трех катренах звучит тема стихотворения, а в последнем двустишии (Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно — своею.)- итог.
Эпиграф (стихотворение «Не с теми я , кто бросил землю» (1922) очень важен для Ахматовой. Ключевым образом и в эпиграфе, и в стихотворении является «земля»: это и почва(пыль, грязь),это и прах(пыль, останки), это и страна, это и Родина. Образ лирической героини собирательный. Местоимение «мы» говорит о том, что она часть народа. Именно поэтому страдания лирической героини - это страдания народа (вспомним «Реквием»).

Мотив смерти звучит очень спокойно: «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею». Ахматова говорит, что в любую минуту мы можем превратиться в прах, но в то же время ведь это и смена поколений.

В этих простых финальных строках заключен высший философский смысл: не нужно говорить высокопарных слов о родной земле, достаточно лишь помнить о том, что она, родная земля, является частью такого понятия как «родина».

2. Выучите наизусть одно из стихотворений А.А. Ахматовой. Послушайте записи выразительного чтения стихотворений «Мужество» и «Родная земля».

3*. Познакомьтесь с другими стихотворениями А.А. Ахматовой. Какое произведение вам понравилось особенно? Почему?

ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Михаил Васильевич Исаковский

В прифронтовом лесу

Сергей Сергеевич Орлов

«Его зарыли в шар земной...»

Константин Михайлович Симонов

«Жди меня, и я вернусь...»

Давид Самойлович Самойлов

Сороковые

Расул Гамзатович Гамзатов

Журавли

Страница 203-204

Вопросы и задания 

1. Какое стихотворение произвело на вас наиболее сильное впечатление? Что в нём вам особенно понравилось и запомнилось? Какие средства художественной выразительности использует поэт в этом стихотворении?

Стихотворение "Журавли" произвело самое сильное впечатление. Невозможно читать и слушать стихотворение Р. Гамзатова Журавли без слез. Оно берет за душу, прорывается глубоко внутрь, в самые глубины сердца и начинаешь вспоминать не только тех, кто погиб в годы войны, вспоминаются близкие люди, которые ушли в мир иной и теперь, как те журавли в небе летят и выкрикивают наши имена, напоминая нам о себе.
Поэт использует различные средства художествен­ной выразительности: эпитет (“в сизой мгле”, “клин усталый”, “с кровавых… полей”), риторический вопрос (“Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса?”), лек­сический повтор и анафору (“Летит, летит по небу клин ус­талый – Летит в тумане на исходе дня…”), метафору (“На­станет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же си­зой мгле…”), развернутое сравнение (“Летят своим опреде­ленным строем, Как по полям людьми они брели…”). Поэт использует слова и выражения высокого стиля (“полегли”, “до сей поры”, “свершают”, “вечернею порою”).

Стихотворение "Жди меня, и я вернусь..." произвело самое сильное впечатление. Произведение очень легко воспринимается, читается на одном дыхании. Оно о том, что нужно всегда надеяться на то, что близкие обязательно вернутся. Только те, кто по-настоящему любит, могут ждать долго и верно. Конечно, ожидание и неизвестность сложно пережить, вытерпеть, но сдаваться, конечно же, не стоит. Помните: только истинная вера может спасти человека от смерти. Те, о ком думают, за кого молятся, не могут умереть. И даже если им не удастся спастись, они будут жить в сердцах вечно.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: анафору (слово “жди”, которое постоянно повторяется в строфе. Это повторение и придает произведению сходство с молитвой), эпитет («желтые дожди», «горькое вино»), метафору («Ожиданием своим Ты спасла меня»), фразеологизм («всем смертям назло»).

2. Знаете ли вы стихотворения о Великой Отечественной войне, кроме тех, которые приведены в учебнике? Прочитайте их в классе.

3. Рассмотрите репродукцию картины С.В. Герасимова «Мать партизана». Какие качества русской женщины — крестьянки, матери — подчеркнул художник? Можно ли сопоставить этот образ с образом «некрасовской женщины»?

 Герасимов изображает простую русскую женщину. Фашистам её не запугать, не сломить. Прямо за ней родная земля, которую враги опалили и осквернили. Мы видим ее силу и величие, а сзади нее полыхает пожарище. На лице можно прочесть страдание. Но мы видим непоколебимого человека, который ничего не боится.

Конечно можно сопоставить этот образ с образом "некрасовской женщины". Героиня некрасовских стихотворений и поэм это красивая и сильная духом женщина, заботливая, нежная мать и верный друг.

 

Мать партизана. Художник С.В. Герасимов. 1943 г.

Живое слово 

1. Напишите сочинение-миниатюру о ком-то из своих близких, запечатлённых на старой фотографии. Постарайтесь в своей работе не только передать историю жизни этого человека, но и отразить приметы времени.

Вот я смотрю на старую фотографию. Она черно-белая, бумага давно пожелтела. С этого фото на меня смотрят три человека: молодые бабушка и дедушка с пятилетней мамой. Мама поставила перед собой большую, ей почти по пояс, куклу в роскошном сарафане. Все трое одеты нарядно и серьезно смотрят в объектив.

Мама рассказывала мне, что отлично помнит, как они тогда ходили фотографироваться в фотоателье. В те годы сделать фото было не так-то просто: фотоаппараты были не цифровые, а пленочные. Многие, как, например, мой дядя, увлекались фотографией, проявляли пленку  и печатали снимки сами. Но это было довольно сложно и долго. Поэтому бабушка с дедушкой пошли в ателье, где фотограф делал фото, а через несколько дней выдавал готовые снимки. Это было целое событие!

В тот день маме подарили эту замечательную куклу на день рождения - царский подарок. Как мама шутит, это было почти как получить айфон сейчас: кукла была дорогая, целых 25 рублей. Эта фотография мне очень нравится. Таких фото, где мама еще маленькая девочка, у нас всего три. Потом, когда она стала старше, она фотографировалась чаще. Я люблю перебирать эти старые снимки. Вот мама с букетом - идет в первый класс. Вот она на групповом снимке класса, уже в пионерском галстуке. Вот выпускной... университетская группа... турпоходы... свадьба. Вот мама и папа с друзьями.  А вот мама стоит на пороге роддома, держит сверток из одеяла, перевязанный розовой лентой. Внутри этого свертка - я.

Очень интересно время от времени рассматривать семейные фото. В один альбом помещается целая жизнь.

2. Расспросите кого-нибудь из людей старшего поколения о событиях Великой Отечественной войны. Запишите рассказ очевидца в форме интервью.

3. Расскажите об одном из поэтов, в творчестве которого есть стихотворения о Великой Отечественной войне.

Биография Константина Симонова.
Константин Михайлович Симонов (Кирилл Михайлович Симонов)(1915 – 1979) – известный советский писатель, общественный деятель, военный корреспондент, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Герой Социалистического Труда.
Родился Константин 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Но первые годы жизни Симонов прожил в Саратове, Рязани. Родителями был назван Кириллом, но затем изменил свое имя и взял псевдоним – Константин Симонов.
В 1940 году была написана первая пьеса Симонова «История одной любви», а в 1941 году – вторая – «Парень из нашего города».

Обучался Константин Симонов на курсах военных корреспондентов, затем, с началом войны, писал для газет «Боевое знамя», «Красная звезда».

За всю жизнь Константин Михайлович Симонов получил несколько военных званий, самым высоким из которых стало звание полковника, присвоенное писателю уже после окончания войны.

Одними из известных военных произведений Симонова стали: «Жди меня», «Война», «Русские люди». После войны в биографии Константина Симонова наступил период командировок: он ездил в США, Японию, Китай, два года жил в Ташкенте. Работал главным редактором «Литературной газеты», журнала «Новый мир», входил в состав Союза писателей. По многим произведениям Симонова были сняты фильмы.

Всю жизнь любил он рисовать войну...Константин Симонов

Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину.
Всю жизнь лечиться люди шли к нему,
Всю жизнь он смерть преследовал жестоко
И умер, сам привив себе чуму,
Последний опыт кончив раньше срока.

Всю жизнь привык он пробовать сердца.
Начав еще мальчишкою с "ньюпора",
Он в сорок лет разбился, до конца
Не испытав последнего мотора.

Никак не можем помириться с тем,
Что люди умирают не в постели,
Что гибнут вдруг, не дописав поэм,
Не долечив, не долетев до цели.

Как будто есть последние дела,
Как будто можно, кончив все заботы,
В кругу семьи усесться у стола
И отдыхать под старость от работы...

4. Составьте устный рассказ по картине П.А. Кривоногова «Победа».

Кривоногов был одним из тех художников, которым довелось участвовать в последних боях за Берлин, штурмовать рейхстаг. Уже тогда задумал художник создать картину, в которой, как он говорил, "должен был звучать гимн победе над фашистской Германией".

В ратной форме,
В огне и дыме –
К нам Победа явилась так.
И автографами своими
Мы украсили тот Рейхстаг.
Мир сбратает сердца и стяги.
Лик земли обновят века,
Но автографы на Рейхстаге
Не погасит ничья рука!
С.Смирнов

...Горит рейхстаг. Над площадью висят клубы дыма. Всюду видны следы только что закончившегося боя. Осколками, пулями выщерблены колонны. И всюду наши бойцы, закопченные пороховым дымом, утомленные боями, радостные и взволнованные.

Над куполом рейхстага реет красное Знамя Победы, и в воздух летят пилотки, взметнулись руки с винтовками, автоматами-звучит могучее русское "Ура!".

Сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить эту войну, страдания, выпавшие на долю нашего народа, героизм и мужество тех, кто подарил нам Победу.

Победа. Художник П.А. Кривоногов. 1948 г.

После уроков 

1. Подготовьтесь к конкурсу выразительного чтения «Строки, зовущие к Победе (стихотворения о Великой Отечественной войне)». Проведите конкурс.

2. Какие «старые песни о главном» любимы в вашей семье? Составьте программу концерта «Любимые песни нашей семьи» и проведите его.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: