ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 2 Страница 205-227

Виктор Петрович Астафьев

Страница 205

Возвращаясь к теме 

1. О каких фактах биографии В.П. Астафьева вам известно из курса 5 класса?

В.П. Астафьев воевал, был тяжело ранен. Он освоил множество профессий.

2. С каким произведением писателя вы познакомились ранее? Назовите самые яркие, на ваш взгляд, сюжетные моменты.

Мы познакомились с произведением "Васюткино озеро". Самыми яркими моментами в произведении для меня стали эпизоды, когда Васютка заблудился, когда он смог поймать дикую утку и зажарить ее, чтобы не остаться голодным, когда Васютка нашел озеро, о котором ничего не знали другие люди, и момент спасения Васютки.

Конь с розовой гривой

Страница 224

Вопросы и задания 

1. Расскажите о детстве героев рассказа В.П. Астафьева. Составьте план ответа.

1. Левонтьевское семейство.

2. За земляникой (пряник конем).

3. В лесу.

4. Ссора.

5. Жалко ягод.

6. Шалости на реке.

7. Санька советует обмануть бабушку.

8. Кража калача.

9. Бабушка уезжает на рынок.

10. Рыбалка.

11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.

12. Обман раскрыт.

13. Бабушка простила.

14. Дивный конь с розовой гривой.

15. Урок на всю жизнь.

Детство героев проходит в сибирской деревне. Это трудное, голодное, но прекрасное деревенское детство. У детей происходит живое, непосредственное общение с природой, с людьми, умеющими жить "миром", спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость. Детство проходит в работе, в различных будничных заботах, в "суровых" играх, в редких гуляньях.

2. Голод — постоянное чувство главного героя. Найдите несколько примеров того, как писатель говорит об этом: как о чём-то необычном, удивительном или обыденном, почти бытовом? Вывод сформулируйте письменно.

Голод является постоянным чувством главного героя, мечтой мальчишки является пряник. Такое трудно представить в наше сытое время.

«Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».

Обладателя чудесного пряника все уважают:

"С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его."

Все хотят попробовать пряника хоть кусочек откусить или лизнуть:

"Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое. откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива."

3. Как относится писатель к юным героям? Можно ли утверждать, что к кому-либо из мальчиков он испытывает презрение, отвращение? Или ко всем относится одинаково? Проведите наблюдение.

Среди левонтьевских ребятишек автор выделяет старшего – Саньку. Это безрассудный, жадный, злой и беспринципный мальчик. Именно Санька вынуждает Витю сначала съесть ягоду, потом соврать бабушке, а в довершение и воровать из дома калачи. Он живёт по принципу «если у меня всё плохо, то и у всех должно быть так же». В нём нет того почтения к старшим, какое есть у Вити. В то время, когда Витя осознаёт, что поступает плохо, Санька просто пользуется ситуацией, чтобы набить себе живот. Мне кажется, что писатель испытывает презрение и отвращение к Саньке.

4. Почему главный герой вдруг решился предложить всем съесть землянику?

Причина была проста - Санька сыграл на том, что мальчик не решится показать трусость и слабость и взял его "на слабо", "засомневавшись" в том, что он все сможет съесть.

Необходимо понять психологию мальчишек. Санька взрослее, по-своему хитрее, нахальнее. Он способен бессовестно играть на мальчишеских чувствах. Жадина и трус – что может быть страшнее этой оценки для неопытного мальчугана?

Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивает героя: «Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный!» Тут герой и попадается «на уду»: «А хочешь, все ягоды съем?» Отступать было поздно. Так и получилось, что «левонтьевская орда» вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком.

5. Какие чувства испытывает герой после случившегося? Запишите ключевые слова. Приведите в качестве примера один-два наиболее ярких эпизода.

Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит его прочь. Позднее

вечером, когда идти было уже некуда, он приходит обратно в дом бабушки. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому, что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор. Каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники». Стыд, страх, горечь, злость, жалость, обида, одиночество, раскаяние – все эти противоречивые чувства терзали и разрывали душу ребенка.

6. Каковы характеры взрослых — бабушки и деда, Левонтия и тётки Васени?

Дедушка и бабушка были честными, хитрыми. Они знали, что мальчик им соврал, но не стали сразу его ругать. Они схитрили; можно сказать, заставили его признать свою вину.

Тетка Васеня была легкомысленной и затратной. Когда она пришла отдавать долг, она хотела просто убежать и махнуть на все это рукой, в общем пофигистка (не знаю как по другому сказать). Сразу же как Васеня получала деньги, она бросалась их тратить.

На счет Левонтия точно не знаю, но по моему он был доверчив и щедр, ничего не жалея для главного героя, т.к. он был сиротой.

7. Как отреагировали бабушка и дедушка на поступок внука? Почему, несмотря на содеянное, он получил коня с розовой гривой?

Бабушка наказала ребенка, но наказала она его… добротой. Мудрая бабушка знала, что обращается она к чуткому детскому сердцу, и оно поймет не буквальное значение слов, а их нравственный смысл. И потом, через много-много лет, это сердце действительно отзовется: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

8. Можно ли сказать, что герой рассказа не только многое пережил в связи со случившимся, но и многое понял? Почему он не мог «забыть бабушкиного пряника»?

Мальчик усвоил важные жизненные уроки: поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок; очень трудно признаться в содеянном; душевное раскаяние мучительно и невыносимо, и только раскаяние приносит облегчение.

Мальчик понял, как плохо он поступил. И вспоминая о бабушкином прянике, он вспоминал, какой позор он пережил, как ему стыдно за свой поступок.

9. О чём этот рассказ? Какова его основная идея?

Мальчик Витя живёт вместе с бабушкой. Уже долгое время он мечтает о прянике, который внешне напоминает коня с розовой гривой. Женщина пообещала, что если они соберут полную корзину ягод, то она купит ему заветное лакомство. Герой повел себя неправильно: положил на дно корзины траву, чтобы она выглядела больше. Но бабушка, несмотря на такой поступок, все же купила ему пряник. Она преподала ему нравственный урок и его герой запомнил на всю жизнь. Астафьев этой небольшой повестью приводит читателей к выводу: нужно, совершая поступки, руководствоваться собственной совестью.

Живое слово 

1. Подготовьте пересказ текста или рассказ о главном герое.

Произведение автобиографическое. Однажды герой пошел за ягодами. Бабушка могла бы их продать, а ему бы купить сладости. Пряник с конем - мечта многих мальчишек. Он пошел с детьми " пролетария " Левонтия. Левонтьевские жили бедно, поэтому ягоды попадали в рот, а не в корзину. Они подрались, добычу рассыпали, но заметили, что у нашего героя остались ягодки. Дети заставили " Виктора» съесть и их " на слабо. " Сверху положили зеленые листы. Внук ничего не сказал бабушке, а та повезла туесок. Назад она приехала с розовым пряником.

2. Прочитайте фрагмент от слов: «День был ясный, летний...» до конца рассказа. Напишите сжатое изложение от третьего лица и озаглавьте его.

3. Важное место в крестьянской избе занимает русская печка. Вот как характеризует её в одной фразе В.П. Астафьев: «Но зимой всё это постепенно исчезало в утробе русской печки, раскорячившейся посреди избы». Расскажите об убранстве крестьянской избы и подробнее — о русской печке.

Русская печка - это душа крестьянской избы. Она, как любимая мама, обогреет, накормит, создаст уют в доме. А как замечательно сидеть морозным зимним вечером и смотреть на пылающие в ней дрова. Сразу тепло разливается не только снаружи, но и внутри тебя словно кто-то укутал твою душу в теплый шарф. За окошком мороз, метель, а ты, словно кошка, щуришь глаза на огонь и думаешь, думаешь в сладкой полудреме. Замечательное чувство уюта и заботы наполняют тебя. Жаль, что русские печки уходят в прошлое.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: